Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Стратегии жизни молодежи в обществе риска: проблемы социальной безопасности




Кризис переходного периода российского общества, рассматриваемый под определенным углом зрения как демодернизация, проявляется в углубляющейся поляризации общества, прогрессирующем обнищании его огромного большинства, формировании слоя <новых бедных>, отсутствии объединяющей россиян идеологии, политической апатии, трансформации интеллигенции, люмпенизации, растущем господстве исполнительной власти. <Рожденное> в такой нестабильной социальной среде современное поколение молодежи имеет альтернативы своего развития, а в перспективе исторический шанс уменьшить все расширяющееся производство рисков и угроз в нашем реформируемом обществе, - обществе риска.

Главной проблемой современности становится безопасность протекания процессов жизнедеятельности в условиях общества риска. Это - прежде всего, предотвращение появления новых вызовов и угроз социальным сообществам и их представителям, а также блокирование имеющихся опасностей, купирование расширяющихся кризисов и борьба с последствиями катастроф.

В широком смысле социальная безопасность совпадает по смыслу с гуманитарной деятельностью, которая обеспечивает нормальное функционирование всего социума. В нее обычно включают проблемы предотвращения экологических, техногенных и военных угроз и социальной защиты депривированных слоев населения.

В узком и собственном смысле социальная безопасность - это система мер по предотвращению непродуктивных и деструктивных форм взаимодействий между социальными сообществами, а также между личностью, группами и социальными институтами, - взаимодействий, отягощенных угрозами для жизни, становления, развития и самореализации людей как представителей этих сообществ и групп. В современных подходах к теории безопасности на место приоритетных объектов защиты ставятся социокультурные основания личности (цели, идеалы, ценности, смыслы жизни) и общекультурные и идеологические компоненты: <Ядром общей теории безопасности России ХХ1 века является предотвращение опасностей, угроз, рисков, вызовов целям, идеалам, ценностям человека, семьи, общества; смыслу их жизни, российской мечте, исторической памяти и культуре патриотизма.

Социальная безопасность молодежи понимается нами как система мер по предотвращению и снижению рисков для осуществления молодыми людьми своих жизненных стратегий, смыслов, целей и идеалов в рамках общего процесса социальной интеграции молодежи в социум и осуществления своих функций (воспроизводства, трансляции и инновации)

Данная предметная область находится на пересечении полей социологии личности, социологии безопасности и социологии молодежи, что и определяет наш последующий анализ.

Итак, социальная безопасность молодежи как проблема и как предмет социологического анализа предполагает, с одной стороны, поиск и систематизацию устойчивых форм стратегического поведения молодой личности - моделей реализациижизненных стратегий молодежи, а, с другой стороны, анализ вызовов, угроз и рисков по реализации этих жизненных стратегий.

Основанием для выделения моделей стратегического поведения может служить тип доминирующей ориентации, определяющей содержание жизненной стратегии молодого человека. Нами выделяются модель жизнеобеспечения, соответствующая жизненной стратегии благополучия, модель жизнестроительства, соответствующая стратегии успеха и модель жизнетворчества, соответствующая стратегии самореализации. Каждая жизненная стратегия личности как комплексный мотив деятельности включает в свою структуру следующие компоненты: образ будущего (<мечту>), смысл жизни, ценности, нормы и принципы поведения и, наконец, жизненные цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.