Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизнеобеспечение и угрозы бедности и безработицы

Жизнеобеспечение как способ жизнедеятельности личности определяется стратегией жизненного благополучия. С точки зрения <образа жизни> она представляется личности как обеспеченная (полная всех необходимых благ) и относительно размеренная, спокойная жизнь. <Смыслом> становится при этом приобретение и потребление жизненных благ. Последнее в зависимости от состояния способностей к потреблению может приобретать две противоположные формы - здоровое потребление и патологическая форма потребления, выраженная в потребительском отношении к жизни.

Ценностное содержаниестратегии жизненного благополучия по сути дела можно свести к желаемому (значимому) или престижному набору жизненных благ, необходимых личности для ощущения счастья и собственной полноценности. Если некоторые молодые люди стремятся к изобилию материальных благ, находя в них личностные смыслы, то другие, напротив, удовлетворяются духовными благами (произведениями искусства, книгами, загадками прошлого и т.д.) или психологическим комфортом, благоприятной обстановкой в семье, на работе. И в том, и в другом случае речь, разумеется, идет лишь о ценностных приоритетах.

Нормативной основойстратегии жизненного благополучия выступают принципы и правила, устанавливающие приоритет <извне получаемых> благ и ценностей, в т.ч. таких, как отношение к другим людям как источникам или средствам удовлетворения собственных потребностей, желание контролировать поведение людей, от которых зависит получение жизненных благ, стремление переложить ответственность на других (государство, начальство, знакомых и пр.) в случаях нарушения желаемого уровня потребления, культивирование чувства обладания в личной, социальной и культурной жизни и др.

Например, для приверженцев данной стратегии, как справедливо отмечает Э.Фромм, <проблема любви почти исключительно сводится к тому, чтобы быть любимым, а не любить самому>. Вот почему их установка "иметь по возможности все необходимое" становится руководящим принципом жизни, а ее девизом выступает формула - "моя жизнь есть то, что я от нее получаю".

Целевые ориентации сторонников стратегии благополучия связаны с максимально возможным или допустимым обеспечением жизненными благами и удобствами. Каждый молодой человек определяет свой собственный круг задач для достижения поставленной цели. Одни предпочитают приобретать необходимые им блага на средства, зарабатываемые по основному месту работы, другие (и их число растет среди молодежи) по принципу вторичной занятости в ущерб учебе и профессиональному росту, третьи рассчитывают на благотворительность, государственное обеспечение или помощь родственников.

По форме проявления разделяют стратегии индивидуального и группового (коллективного) благополучия. В сознании некоторых молодых людей стратегия группового благополучия может трансформироваться в стратегию социетального благополучия.

В рамках модели жизнеобеспечения по целевому назначению можно выделить стратегии возрастающего благополучия, сбалансированного ("разумного") благополучия и стратегиювыживания.

Первый и второй тип стратегий разделяют большинство молодых людей развитых стран, принявших стратегию благополучия в качестве основной доминанты своей жизнедеятельности. Именно эти люди составляют социальную базу <среднего класса> общества с развитой способностью потребления и институционализированной моделью многомерного потребления.

Огромное же большинство российской молодежи вынужденно реализует модель выживания и формирует в своем сознании стратегию выживания. Неустроенность жизни, нужда и бедность, особенно, в средних и малых городах России, сельской местности, заставляют молодых россиян ориентировать свои силы на потребление, искать в нем главную опору своей жизни. Пределом их целеполагания становится обеспечение себя (своей молодой семьи) самыми необходимыми средствами жизни. Реализуемая ими модель выживания и одномерного потребления ведет к постепенной деградации личности и обусловлена она, как известно, низким уровнем развития производства, резким расслоением общества и все возрастающей угрозой нищеты и безработицы. <Нищета бюджетников> наблюдается среди научной и творческой интеллигенции, учителей, инженеров, служащих, военных.

Страх молодого человека перед нищетой и безработицей нельзя свести только к страху остаться без средств к существованию, он имеет не только экономический, но и социально-психологический аспект. Стратегия выживания играет роль психосоциальной защиты - средства, снижающего уровень страха до допустимых пределов: мечты и цели молодого человека становятся более чем скромными, и риск безработицы становится ему не так опасен.

Хочется обратить внимание на необходимость исследования еще одной угрозы и социокультурной опасности для молодежи, сформировавшей у себя конструкт жизненной стратегии благополучия. У молодых, особенно у девушек, формирование стратегии жизненного благополучия связано с мечтой о семье, обеспеченной материальными, психологическими и духовными благами. Угрозой для осуществления их мечты них является культурно-цивилизационный и объективно обусловленный процесс распада традиционной семьи и появления ее суррогатов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5. Стратегии жизни молодежи в обществе риска: проблемы социальной безопасности | Жизнестроительство и угрозы профессионализму
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.