Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизнетворчество в условиях массовизации культуры

В большинстве философских и социологических концепций стратегия самореализации рассматривается в контексте творческой деятельности личности, самораскрытия ее творческого потенциала.

В экзистенциализме в исследовании жизненной самореализации главный акцент делается на примате индивидуального существования человека, на противопоставлении индивидуальной свободы человека его социальному рабству. В неофрейдистских концепциях самореализации подчеркивается ориентация на бытие как подлинное существование человека в мире, занимающего активную позицию и преследующего социально значимые цели и изменения

В нашем понимании стратегия самореализации есть практическая и осознанная установка личности на творческое изменение и преобразование жизни. Именно в этом смысле она предполагает, по словам К.Маркса, <самопорождение человеком своей сущности> посредством творчества и благодаря ему.

Отсюда вытекает сложность в исследовании стратегии самореализации, так как ее свойства не поддаются в полной мере фиксации средствами научного познания.

Так, в рамках данной стратегии образ жизнине имеет четких очертаний и контуров. По своей сути он ближе всего находится к художественному образу, сочетающему в себе атрибуты прекрасного, гармоничного и совершенного в жизни.

В жизни людей, придерживающихся стратегии самореализации, присутствует, как правило, не один, а несколько образов жизни, сменяющих друг друга в зависимости от жизненной ситуации. <Образы жизни> в стратегии самореализации суть непрерывно обновляющиеся картины жизни, создаваемые и поддерживаемые человеком как художником своей жизни.

Смысл жизнив концепциях самореализации определяется чаще всего через понятие свободы.

Еще Н.А.Бердяев подчеркивал неразрывность творчества жизни и свободы. Он считал, что лишь свободный человек может быть субъектом подлинного творчества. "Свобода в положительном своем выражении и утверждении, - писал он, - и есть творчество. Человеку субстанционально присуща свободная, т.е. творческая энергия. Но субстанциональность человека не есть замкнутый круг энергии, внутри которого все духовное детерминировано... Тайна свободы отрицает всякую замкнутость и всякие границы.

Именно в самореализации, самоизменении заключается основной смысл творческой свободы человека и <интенсивный> путь ее обретения. Свобода означает здесь автономию воли человека, самодетерминацию его творческой деятельности, которая выступает чаще всего как самодеятельность, т.е. свободная, сознательная и самоизменяющаяся деятельность.

Свобода, как и творчество, является одной из самых важных жизненныхценностей сторонников стратегии самореализации. Творческий человек превыше всего ценит свободу или, выражаясь словами Н.А.Бердяева, <состояние свободного духа>, предпочитая его жизненным удобствам и комфорту, с одной стороны, жизненным успехам и достижениям, с другой.

В стратегии самореализации во многом теряют свое прямое назначение четкие и строго фиксируемые жизненные цели и задачи. Скорее всего они имеют смысл лишь для относительно небольшого по времени фрагмента жизни, хотя при этом могут сохраняться общие и долговременные жизненные перспективы.

Стратегия творческой самореализации личности имеет несколько разновидностей. По характеру ориентации творческой деятельности человека можно выделить стратегию миротворчества (миросозидания) и стратегию экзистенциального творчества жизни.

Особенностью миротворческой (миросозидающей) стратегии является то, что мир выступает для молодого человека предметным содержанием его жизненного творчества. Этот мир признается им как нечто, находящееся как в нем самом, так и вне него. Другими словами, мироздание существует не только для него, но и для других людей - участников общего жизненного процесса.

Поэтому смыслом жизни становится созидание мира как жизненного мира, т.е. мира структурированных значений, символических представлений, объективаций, создаваемых личностью совместно с другими людьми и, возможно, ради этих людей.

В социальном плане стратегия миротворчества чаще всего проявляется в форме беззаветного служения идее, проповедничества и миссионерства, различных общественных акций, связанных с личным самопожертвованием и добровольными лишениями.

Для стратегии экзистенциального творчества жизни примечательно то, что мир существует для человека исключительно как его собственное бытие (<бытие-в-себе>, а не <бытие-с-другими> или <бытие-ради-других>). Его существование в этом мире есть непрерывный акт саморефлексии, переживание мира как сущего в себе и для себя.

Жизнетворчество относится к числу слабо разработанных проблем в социальной науке. Об этом свидетельствует как незначительное число публикаций по данной теме в отечественной литературе, так и отсутствие данного термина в западной науке. В нашей типологии жизнетворчество соответствует стратегии самореализации. Как таковое, оно включает два взаимосвязанных процесса: процесс создания (и воссоздания) новых условий и форм жизни, качественное обновление жизни на ее определенной стадии (объектная сторона жизнетворчества) и процесс развития и саморазвития личности как субъекта творчества, процесс самореализации в узком смысле слова (субъектная сторона).

Самоконструирование в жизнетворчестве приобретает совершенно новое содержание. Оно не сводится главным образом к символическому производству и воспроизводству многообразных жизненных событий и ситуаций, имеющих определенную направленность (успех, благополучие), как это имеет место в жизнестроительстве и жизнеобеспечении.

Отличительными чертами жизнетворчества являются, по нашему убеждению, близость к искусству, понимаемого в свою очередь как форме концентрированного воплощения (выражения) психической и социальной энергии человечества и близость к сокровищнице культурного наследия вообще.

Опасностью для реализации творческих молодых людей в современном мире является деформирование их сознания суррогатами массовой культуры. Поверхностное и грубое массовое искусство не может быть инструментом для тех молодых людей, которые изначально соориентированы на творчество, постижение и создание своей правды. Национальная и мировая культура, образцы настоящего искусства становятся уделом лишь немногих знатоков, а значит исчезают, становятся недоступными, причем не из-за отсутствия сведений и знаний в общем информационном потоке, а вследствие <закрытости артефактов классической культуры и истинных произведений искусства уродливыми масками и покрывалами квазикультуры>. Риск по поводу самореализации личности в молодежной среде перерастает в риск для всего социума по поводу выхолащивания творчества, <невоспроизводства> творческих кадров.

Описанные выше модели стратегического поведения и жизненные стратегии молодежи, конечно, абсолютизированы и идеализированы. В жизни мы чаще встречаем смешанные и комбинированные жизненные стратегии личности. Однако, на определенных этапах жизни и в ситуации самоидентификации и поиска себя, мы находим их и в <чистом> виде. И в том, и в другом случае, социологический анализ типов и видов жизненных стратегий молодежи в условиях общества риска, на наш взгляд, продуктивен, и обладает необходимой разрешающей способностью.

Исследуя риски в молодежной среде и пути достижения безопасного социального развития российской молодежи, поставим новые и перспективные задачи перед социологией молодежи и социологией безопасности как сопряженными специальными социологическими теориями. Необходимо:

- построить общую концепцию преодоления и предотвращения социальных рисков и угроз по формированию и реализации полноценных жизненных стратегий молодежи, - воплощения смысла жизни, мечты, ценностей, норм и принципов, соответствующих целей и задач молодого человека;

- разработать типологию социальных угроз и рисков в молодежной среде, соотнести ее с типами и разновидностями жизненных стратегий молодежи;

- разработать модель социологического консультирования молодежи, апробировать формы индивидуальной и групповой работы по поводу построения жизненной стратегии с учетом современных рисков в молодежной среде; поставить по значимости эту форму работы рядом с профориентацией, социально-психологическими тренингами и психологическими консультациями молодых.

Лекция 6

Основы личной безопасности. Формула личной безопасности

 

Всем нам хорошо известно, что современный молодой человек, благодаря быстрому развитию цивилизации, живущего в век наукоёмких технологий, эпоху глобализации, мировых катаклизмов и прочего, влияющего на психологию поведения человека, его жизнь, здоровье, существование и развитие в целом, каждый день может находиться в эпицентре тех или иных угроз своей безопасности. Прежде чем разбираться с её аспектами, правильным будет привести некоторую классификацию выраженных угроз, наиболее распространённых в нашей современной жизни.

Классификация угроз безопасности личности:

1. Внешние угрозы:

а) стрессовые ситуации в жизни (психология поведения человека оказавшегося в сложных условиях при резких изменениях обстановки);

б) нападение (угроза нападением, причинение насилия опасных для жизни и здоровья человека, отражение нападения, защита третьих лиц от насилия или угрозы насилия);

в) стихийные бедствия природного и техногенного характера;

г) участие в военных действиях, при проведении боевых операций.

2. Внутренние угрозы:

а) нарушение здоровья; психические и физиологические травмы; стрессы, ослабленный иммунитет; наличие очагов острой хронической инфекции (ОХИ); ранения, увечья, тяжёлые заболевания;

б) неправильное питание и нарушение общей гигиены;

в) отношение к злоупотреблению табак курением и алкоголем;

г) употребление наркотических и психотропных веществ.

 

С внутренними угрозами вроде бы всё понятно?! Здравомыслящему человеку, заботящемуся о своём здоровье, здоровом образе жизни объяснять характер возникновения внутренних угроз, также влияющих на состояние личной безопасности совершенно не нужно. Как говорится: «В здоровом теле, здоровый дух». Отличное здоровье человека его правильно подготовленное психологическое и физическое развитие могут быть только помощником в устранении внешних угроз безопасности.

А вот с внешними угрозами личной безопасности предлагается разобраться и представить некоторую психологическую формулу, направленную на оказание помощи человеку в той или иной критической ситуации для него.

И начнём мы с приведённого выше фактора внешней угрозы, характерно влияющего на содержание личной безопасности, а также на развитие некоторых внутренних угроз, - это стрессовые ситуации и простые, практические методы их избегания.

Согласно материалу свободной энциклопедии «ВикипедиЯ», стресс (от англ. stress – давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее егогомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма.

В медицине, физиологии, психологии выделяют «положительную» (эустресс) и «отрицательную» (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса» (Ганс Селье «Стресс жизни»).

Положительная форма стресса, эустресс – стресс, вызванный положительными эмоциями, несильный стресс, мобилизующий организм особенным образом не оказывает угрозы личной безопасности.

Негативный тип стресса – дистресс, с которым организм не в силах справиться. Вот он и является особой угрозой безопасности человека, разрушает его здоровье и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами ОХИ, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Наступление дистресса, характерно развивается при нахождении человека в экстремальной, критической ситуации, при резком изменении обстановки, когда он психологически и физически, не готов справиться с выраженными негативными факторами, составляющих внешние и внутренние угрозы личной безопасности.

На этапе начала борьбы с проявлениями факторов стресса, рекомендованы не сложные способы;

- спокойное, рассудительное мышление (способность разумно и рационально мыслить, ни нервничать, не паниковать, не напрягаться) при возникновении критической ситуации, необходимо хорошо обдумать свои действия и принять наиболее правильное решение в сложившейся обстановке. Но, при этом принципы законности и нравственности должны соблюдаться;

- помогает переключение сознания, работа с образами, медитативная практика;

- комплекс правильного дыхания также поможет избавить от симптомов стрессового состояния;

- при длительном стрессе, наличии депрессии, других отклонениях на психо-эмоциональном уровне хорошо помогает общение с другими людьми (близкими родственниками, друзьями, коллегами), занятие любимым делом (погружение в увлечение), заняться постановкой целей с желанием достигать и ставить новые, расставлять жизненные приоритеты, мечтать.

При наличии патологии, психическом расстройстве, обострение состояния в отдельные периоды необходимо срочно обратиться за помощью к врачу, наблюдение у специалиста.

Стрессовое состояние человека вредит его психическому и физическому здоровью в целом, а также может являться развитием побочных отрицательно выраженных для психики диагнозов, одно из которых – депрессия.

Тяжёлым развитием стресса и наступлением депрессии может быть полученная в особых сложных условиях, - боевая психологическая травма (БПТ).

Необходимо понимать, что человек в стрессовой ситуации и депрессии является психически неуравновешенным, ослабленным физически, способным совершать неразумные и бесконтрольные, неправильные поступки, правонарушения и преступления.

При нападении, угрозе нападением, связанных с причинением насилия (угроза насилием) опасных для жизни и здоровья человека, отражение нападения, защита третьих лиц от насилия или угрозы насилия необходимо:

1. Расслабиться на психическом и физическом уровне (работа психических процессов головного мозга над страхом, испугом, тревогой, волнением, гневом, растерянностью и другими функциями тормозящими мыслительные и соответственно мышечные операции. Здесь существуют методики подготовки, комплексы упражнений из раздела «специальных практик».

2. Принять решение для разбора ситуации.

3. Восстановление функций по расслаблению психики через дыхание. Подготовительный комплекс упражнений (глубокое дыхание, учащённое дыхание, дыхание по счёту и другие комплексы).

4. Решение вопросов связанных с устранением негативных воздействием (последствий) по средствам вербального общения: коммуникативные функции в сложившейся ситуации (место и время событий) – разговор с лицом, посягающим на жизнь и здоровье другого человека отягощённого событиями совершения правонарушения или преступления, направленного на отказ от преступных замыслов, сглаживание конфликта (прекращение действий преступного характера). Здесь же имеет место использование приёмов убеждения, управление и регулирование ситуацией по средствам внутренней и внешней коммуникации.

5. Расслабленное состояние двигательного аппарата, правильное и уверенное перемещение в пространстве, относительно времени в сложившейся обстановке, помогут избежать выраженного нападения или её непосредственной угрозы.

6. Ещё одним условием локализации внешней угрозы – при нападении, является опытное взаимодействие на двигательном уровне (позиции, дистанции, действия и противодействия, использование Законов физики, вынужденное применение оружия самообороны, знания тактики и стратегии ближнего боя), благодаря приобретённым умениям и навыкам на занятиях рукопашным боем и самообороне.

7. Использование важных факторов: времени и пространства.

8. Обязательная подконтрольность собственных действий.

Отсюда, можно вывести следующую психологическую формулу личной безопасности: расслабление (фаза «0») – принятие решения (фаза 1) – воспроизведение (фаза 2) – контроль (фаза 3).

Лекция 7

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ РИСКА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ

Инновационное развитие различных сфер жизнедеятельности людей активизирует не только динамично развивающиеся системы, преодолевающие один за другим этапы модернизации, но и способствует расширению рискогенной составляющей природных, техногенных и социальных процессов, приводит к тому, что фактор риска охватывает многие стороны функционирования различных социальных групп. Проникая в механизм их социального развития, риск детерминирует направленность и интенсивность этого процесса.

Помимо деятельности человека, ситуация риска предполагает условия, которые отрицательно влияют на жизненные возможности людей. В таких условиях проявляется способность или неспособность человека противостоять негативным влияниям и определяется его социальная уязвимость, склонность к риску. Этому способствует еще один структурный элемент ситуации риска - факторы риска.

Факторы риска - (англ.factors, risk; нем. risikofaktoren) - условия, которые сами по себе не являются непосредственными источниками появления нежелательных результатов, но увеличивают вероятность их возникновения [1]. Так как социальный риск реализуется в различных формах и зависит от конкретных видов человеческой деятельности, то, следовательно, факторы социального риска также следует рассматривать относительно определенной человеческой деятельности.

Позитивная направленность изменений количественных и качественных характеристик молодежи в ходе ее становления как субъекта общественного воспроизводства свидетельствует о социальном развитии данной социально-демографической группы. Его критерием является приобретение и изменение молодыми людьми собственного социального статуса и формирование гражданских идентичностей в процессе достижения молодыми людьми социальной зрелости и социальной субъектности. Данный процесс имманентно связан с риском, не обходится без проб и ошибок в выборе жизненного пути, способах самореализации молодых людей.

Жизнедеятельность молодежи осуществляется в социальных условиях, которые также таят в себе различные угрозы и риск. Современные общества - это динамично развивающиеся системы, преодолевающие один за другим этапы модернизации. Происходящие в них фундаментальные социально-экономические и социокультурные изменения направлены в сторону усиления неопределенности, неоднозначности явлений и процессов. Исчерпывающее познание действительности становится невозможным.
Снижается возможность прогнозирования не только отдаленного, но и ближайшего будущего, что привносит неопределенность и нестабильность в жизнедеятельность вступающих в общественные отношения молодых людей. Прорыв к желаемым статусным позициям в условиях стремительно изменяющейся социальной реальности неизбежно становится для молодежи делом рискованным.

В числе факторов риска в нестабильном российском обществе можно выделить следующие: во-первых, социально-экономический фактор. Он обусловлен низким уровнем промышленного и научно-технического потенциала страны, сырьевой ориентацией экономики, стратегической зависимостью ее жизнедеятельности от импорта, техническим отставанием от передовых держав. Социально-экономические риски формируются также в условиях углубления дифференциации инновационного и традиционного секторов экономики.

Во-вторых, социально-правовой фактор риска связан одновременно с несовершенством принимаемых федеральными и региональными органами законодательной власти законами, слабым исполнением исполнительными органами действующего законодательства, недостаточным воздействием институтов гражданского общества на государство, отсутствием развитой системы правовой и социальной защиты населения. В результате возникает острое противоречие между формальными и реальными правами населения в целом и молодежи особенно.

Важным показателем гражданского самосознания и устойчивости гражданских идентификаций является правосознание. Доля молодежи, относящей себя к законопослушным гражданам, несколько выросла за последние годы (с 48,4 % до 50 %). Вместе с тем, каждый второй молодой человек допускает для себя возможность компромисса с Законом. Каждый третий (34,6 %) признается, что вынужден совершать поступки на грани нарушения Закона. При этом 65,1 % объясняют это особенностями социальной системы, провоцирующей человека на делинквентные действия. Иными словами, правосознание значительной части молодежи деформировано под влиянием правовой неопределенности в обществе [3].

В-третьих, социально-политический фактор риска определяется несогласованностью и ошибками в функционировании институтов государства. С одной стороны, за последние годы значительно укрепилась вертикаль власти, расширились президентские полномочия, сократилась угроза политической дестабилизации страны. С другой стороны, не функционируют стабилизационные, демократические механизмы во взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти, что приводит к «сырым» и недостаточно продуманным законам, коррупции во всех ветвях государственной власти, отсутствию четких представлений о возможных моделях развития общества, делающих политику государства мало предсказуемой.

В-четвертых, социально-демографический фактор связан с необходимостью создания предпосылок для плавного протекания рождаемости, смертности, брачности, миграции, которые в настоящее время имеют либо слабо выраженный характер, либо скачкообразную динамику. Последнее, в свою очередь, отражается на перепадах в численности отдельных поколений и создает тем самым проблемы в области здравоохранения, образования, занятости, социально-бытовом обслуживании населения.

В-пятых, социально-стратификационный фактор активно влияет на уровень социальной безопасности российского государства и усиливает риски в сфере социального развития молодежи. Важнейшим показателем уровня реализации социальной политики выступает индикатор концентрации доходов населения, характеризующий степень поляризации общества по доходам. Данный фактор риска особенно активно воздействует на возможности жизненного старта молодежи. Чем ниже аскриптивный статус молодых людей, унаследованный от родителей, тем больше неопределенность возможностей для выбора ими своего жизненного пути. Если для выходцев из высокостатусных семей стартовые позиции в учебе, в работе, в создании собственной семьи являются своеобразным трамплином, обеспечиваемым возможностями родителей, то для всех других выравнивание возможностей жизненного старта определяется либо собственными способностями, трудолюбием, предприимчивостью, либо помощью со стороны государства. В отсутствие целенаправленной социальной политики, необходимых гарантий и продуманных мер социальной защиты этих категорий молодежи усиливаются риски, связанные с неравенством стартовых позиций, риски фальшстарта, последствия которых способны определить всю дальнейшую жизнь молодого человека.

В-шестых, состояние здоровья молодежи как фактор риска. Последние десять лет остается высокой общая динамика заболеваемости по большинству групп болезней во всех возрастных группах населения. Увеличивается число зарегистрированных больных с онкологическими заболеваниями, возросли заболевания крови и кроветворных органов, мочеполовой, нервной и эндокринной систем и иммунитета, а также врожденные аномалии. Продолжается рост сердечно-сосудистых заболеваний. Усилилась заболеваемость паразитарными болезнями, болезнями органов пищеварения.

Ухудшение уровня и качества жизни, постоянные стрессы и страхи за свою жизнь и будущее детей приводят к резкому увеличению количества людей, страдающих в той или иной степени нервно-психическими заболеваниями, оказывающими непосредственное влияние на общее социально-демографическое состояние страны. Особенно наблюдается рост пограничных психических расстройств: неврозов, психопатии, реактивных состояний и др. Вместе с тем по данному показателю Россия не особенно отличается от других развитых стран мира.

В-седьмых, социокультурный фактор, связанный с ценностно-нормативной неопределенностью молодежи, ухудшением ее образовательного уровня, общей культуры, ростом девиантного поведения, нарушением адаптационных возможностей и невротизацией населения, особенно молодежи.

Традиционные общественные ценности девальвируются и вытесняются групповыми, разрушается система институциональных норм, новые ценности и нормы либо отвергаются, либо не могут быть реализованы при полном или частичном согласии с ними. В этих условиях возникает множество ситуаций безнормности, при которых молодой человек теряет привычные ориентации, чувство опоры, утрачивает связи с обществом. Усиливается риск социальной дезориентации, аномии, разрыва с социальными институтами и обществом в целом.

В высшей школе за последние 10-15 лет существенным образом изменился ландшафт российского рынка образовательных услуг: появились новые агенты на рынке, новые форматы обучения, увеличилась доступность традиционных форм получения профессионального образования, стали изменяться требования работодателей к уровню образования выпускников и качеству их подготовки. Об этом свидетельствует одна из тенденций, характеризующих ситуацию в высшем образовании России, а именно: массовизация высшего образования. Если в 1970-1980-е годы численность студентов в стране колебалась (в обе стороны) в пределах 3-7 % населения, а число вузов за все послевоенное время менялось в коридоре 430-500, то с начала 1990-х годов число вузов двукратно увеличилось (не считая открытия многочисленных филиалов), а количество студентов возросло в 2,3 раза [2]. Установка на получение высшего образования стала общепринятой нормой, которую демонстрируют все возрастные, профессиональные, региональные группы и группы с разным уровнем дохода.

В-восьмых, серьезным фактором риска для молодежи является также проблема профориентации и трудоустройства. Общей тенденцией, проявляющейся во всех направлениях, является общее снижение степени и эффективности проводимой государственной политики на рынке труда, потеря не только управляемости процесса становления новых трудовых отношений, но и снижение информированности граждан о происходящих в экономике и занятости тенденциях на макроуровне. Следствием такого положения является возникновение ряда проблем, блокирующих антикризисную экономическую политику государства и фактически затрудняющих в обозримой перспективе возможность выхода России на траекторию устойчивого развития.

В-девятых, важным фактором риска остается проблема межнациональных отношений и миграции. Значительные социальные опасности и угрозы связаны с вопросом сохранения целостности российского государства и решением межнациональных проблем. «Парад суверенитетов», недальновидная и неэффективная национальная политика, особенно в отношениях Центра и субъектов Федерации в 90-е годы ХХ века, привели к значительному росту сепаратизма, национального эгоизма, нетерпимости и недоверия друг к другу.

В-десятых, изменение состояния семьи как фактор риска. Перемены, происходящие в экономике, политике, культурной жизни России в течение последних лет, оказывают значительное влияние на семью как естественную основу жизнеобеспечения детей, вынуждая ее к быстрым изменениям жизненной стратегии. В настоящее время существует острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями большинства семей. Среди различных категорий населения в числе бедных чаще оказываются многодетные семьи, семьи с несовершеннолетними детьми, молодые семьи с маленькими детьми, неполные семьи.

В-одиннадцатых, социально-экологический фактор. Возможные психологические и социальные последствия современной социально-экологической ситуации обусловлены двумя группами факторов: воздействующими на психические явления посредством сдвигов в физиологических процессах; влияющими на психику человека путем изменения социальных и экономических условий с последующими возможными сдвигами в физиологических процессах психогенного характера.

Таким образом, анализ осуществляемых в современном российском обществе реформ позволяет сделать вывод об усилении перечисленных факторов риска в сфере социального развития молодежи как особой социальной группы. Они обусловлены демодернизационным характером системных преобразований, в которых риск утрачивает свою инновационную сущность и становится, во многих случаях, иррациональным. Поэтому приобретает важное значение формирование федеральной и региональной систем управления риском в социальном развитии молодежи России.

 

Лекция 8.

Социальная интеграция молодежи.

Феномен социальной интеграции имеет первостепенное значение в изучении трансформационных процессов в молодежной среде в период современных радикальных технологических, информационных и социальных изменений в России и мире в целом.
В эволюции содержания и методов социальной адаптации прослеживается корреляция с изменением социально-экономической структуры и форм общественной деятельности людей. Закономерно, что развитие культуры увеличивает объем передаваемых молодому поколению знаний и умений, дифференцируя и специализируя способы их передачи — от непосредственного практического включения детей в деятельность взрослых к систематическому обучению. В индустриальном обществе социальная интеграция приобретает государственный статус, четкую организацию и планирование.

Общественные идеалы и нормативы влияют на процессы структурирования социальных институтов, действуя в аспектах задания функциональных проявлений формируемых типов, норм и организации личностных, трудовых, матримониальных и воспитательных взаимоотношений молодых людей. В тоже время современная эпоха насыщена крайним разнообразием социокультурных идеалов и соответствующих им детерминаций вариантов стилей жизни человека в обществе, соответственно, воздействие негативных факторов вызывает многие противоречивые и конфликтные психологические реакции людей.

В системе общественных отношений личность представлена в совокупности социально приобретенных человеческих качеств. В процессе жизни совершается формирование личности ребенка и социальная интеграция. Социальная адаптация осуществляется в семье, детских учреждениях, школе, трудовых и учебных коллективах, при этом происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения, общения, вариантов жизненного стиля. Одновременно не исключены и тенденции десоциализации, то есть процесс развития личности, связанный с отклоняющимся поведением, с участием в группах, ведущих антисоциальный образ жизни.

В контексте современных трансформаций вопросы воспитания детей в какой-то мере переосмысляются, и в качестве факторов их социальной адаптации полагаются не столь важными роли родителей, напротив все больше подчеркивается участие в процессах социальной интеграции замещающих и дополнительных воспитателей от приемных мачехи или отчима до социальных учреждений — детских яслей, садов и школ. Причем иногда на первое место выдвигаются проблемы образования и нормализации поведения ребенка, а не развития в нем уникальной сути его личности, что, как компенсация этого, все чаще обсуждается в экзистенциальном и гуманистическом направлениях педагогики, стремящихся вернуть ребенку право на своеобразие личного бытия.

Развитие общества направлено в сторону увеличения индивидуализации личности и требует достаточное разнообразие вариантов вписывания человека в социальные структуры. Полюсность оптимизации и дисгармонии общественных идеалов и нормативов задает функциональное формирование психики индивида. Конфликт идеалов и их несоответствие социально-экономической ситуации ведет к появлению деструктивных изменений психологического состояния личности.

Важно положение молодого человека в обществе, возможности и перспективы развития его способностей. Современные гуманистические тенденции направлены на признание человека наивысшей ценностью, повышение общего уровня жизни, создание условий для всестороннего, гармоничного развития личности, уважение к достоинству и правам граждан.

Однако всестороннее самосовершенствование личности все еще остается отдаленным идеалом. Воздействие внешнего мира, во многих случаях, не стимулирует, а подавляет развитие способностей молодежи, особенно в ситуациях, когда жизненная среда мало осмыслена, полезна и интересна.

Положение молодежи в социуме может быть описано через свойственные ей социальные статусы и роли. Статус определяет место индивида в социальной системе, его взаимоположение с другими людьми, а роль выражает функциональное назначение данного статуса или позиции, причем возможна несовместимость и даже конфликты между ожиданиями людей, занимающих различные статусные позиции. Ролевые напряжения отражают столь свойственные для молодежи факты несоответствия внутренних установок личности, готовности действовать определенным образом требованиям, предъявляемым социальным окружением к исполнению ролей. Для предотвращения ролевых конфликтов молодежи важен механизм объединения статусов и ролей, то есть временный отказ от какой-либо роли или их более эффективное исполнение, в частности, наборы статусов и ролей молодого человека в семье и на работе не перекрывают, а дополняют друг друга, их соединение предполагает отказ обладателя статуса от одной из ролей.

Общественная организация, в которую входят начинающие самостоятельную жизнь молодые люди, всегда стратифицирована и пронизана закономерной мобильностью. Члены социума, согласно П.Сорокину, не могут быть равны, хотя формы и пропорции расслоения различны. Основные формы стратификации, экономическая, политическая и профессиональная, тесно переплетены: представители высших экономических слоев одновременно относятся к ведущим политическим и профессиональным группам, а неимущие при минимуме гражданских прав находятся внизу профессиональной иерархии. Приоритетная профессиональная деятельность, привлекающая молодежь, всегда включает функции организации и контроля, интеллектуальные операции, привилегированна в межпрофессиональной структуре и иерархична внутрипрофессионально. Социальные слои закрыты не полностью и существует некоторая вертикальная экономическая, политическая и профессиональная мобильность людей, но ее интенсивность и всеобщность меняется во времени и обществах.

В индустриально-информационном обществе формируется высокая иерархичная пирамида рабочих вакансий, ее нижние слои вызывающе непрестижны и неуважаемы, социально мало вознаграждаемы в денежном эквиваленте, а высшие уровни недостаточно велики количественно и быстро насыщаемы. Причем развитие современных технологий, продлевающих рабочий стаж людей, позволяет постоянному контингенту продолжительное время занимать хорошие рабочие места, пресекая дополнительный приток значимого количества молодых работников в популярные сферы деятельности.

В социальной философии известны концепции, рассматривающие пути урегулирования сфер занятости и акцентирующие варианты молодежного трудоустройства. В работе «Будущее труда» А. Тоффлер предложил анализ индустриального общества как третьей информационной волны в производственной деятельности. Промышленная вторая волна, начавшаяся в XVIII веке с возникновением фабрик, уже неэффективна. Распространение информационной волны предполагает, особенно для молодежи, новые профессии, требующие знания и творчества, подвижный график работы, отсутствие рутенизации.

По мнению А. Тоффлера, развитое общество должно предоставлять максимум разнообразных рабочих мест и форм организации труда, при этом проблема безработица предстает не количественной, а качественной, и соответственно необходимо — переосмыслить понятия «рабочее место» и «занятость», планировать переходные процессы, способствовать росту передовых отраслей, увеличить сервисную сеть, развивать образование и ввести гарантированный доход. Преувеличение значимости какой-либо сферы деятельности чрезмерно привлекает в нее людей, в том числе и внутренне не склонных к ней.

Возможность части населения индустриально развитых стран вообще не работать, возлагает на более способных, образованных и активных, частично молодежь, включенность в современные интенсивные информационно-технологические процессы, дающие экономическое благосостояние всего общества. Но суперпозиция тенденций депопуляции и одновременного уменьшения требуемой для развития и функционирования производства численности рабочих, обеспечивающих все население, включая нетрудоспособных, несбалансированна. И происходит вытеснение значительного числа сравнительно трудоспособных людей, в том числе молодежи и особенно женщин, из производства, порождая безработицу, для них А. Тоффлером и предполагается ввести минимальный гарантированный доход, оставив в сфере производства лишь наиболее продуктивных, преимущественно высокообразованных рабочих и служащих. Однако эта рациональная теоретическая концепция в практическом применении может стать дисгармоничной, так современные российские реалии показывают, что уменьшение численности работающего населения и увеличения числа пенсионеров при данном уровне развития производства еще не позволяют получить достаточное количество финансовых ресурсов для социальных программ.

Социальная интеграция молодежи в социально-экономических условиях индустриального и информационного развития человеческой цивилизации XXI века оказывает заметное влияние на демографическую тенденцию и планирование брачно-семейных отношений. Создается значительная невостребованность молодых людей, престижные вакансии заняты и нет потребности в численном пополнении населения, поэтому рождаемость падает как запрограммированная функция общественного устройства индустриального общества. Происходит не просто понижение воспроизводства населения до заданной природной оптимальностью способности к удовлетворению потребностей человечества, но достаточно резкое и заметное падение рождаемости, когда людей становится меньше, чем в предыдущие, даже недавние, исторические эпохи, что выражается в превышении смертности над рождаемостью и отрицательных показателях демографического баланса. Данная зависимость ярко проявляется в неравномерности демографической ситуации в разных странах и регионах мира.

Современный мир усиленно информатизируется, происходит разделение по сферам знания, и далеко не все члены общества оказываются востребованы в формируемой пирамиде новых рабочих вакансий. Невостребованность социумом молодежи наиболее четко выражена в молодежной безработице и сложностях получения желаемого рабочего места, типа и учреждения образования, что часто воспрепятствовано вступительными конкурсами или более высокой оплатой в университетах, чем для мало престижных специальностей. В тендерной проекции успешный поиск рабочего места предполагает для женщин необходимость более высокого уровня образования, чем для мужчин. При этом условия поступления и обучения в высших учебных заведениях имеют режим большей благоприятности именно для абитуриентов-юношей, чем девушек.

Получение образования становиться важнейшим параметром успешной социальной интеграции молодых людей, поэтому необычайно актуализируются эти проблемы в процессах семейного воспитания. Особое значение приобретает образовательный капитал семьи, в которой молодые люди начинают свою первичную социальную адаптацию. Семья реагирует на технологические и информационные факторы как основа создания человеческих ресурсов, и здесь наглядно отражается большая заинтересованность в рождении мальчиков как потенциальных претендентов на выигрышные позиции в современных социально-экономических процессах, способных достичь заведомо более значимых результатов в профессиональных, экономических и политических стратах, обладающих изначально большими вариантами социальной мобильности.

В реалиях современного развития индустриально-информационных государств, рынок рабочих ресурсов предъявляют все более жесткие требования к качеству социальной готовности молодых людей. И актуальным тезисом семьи теперь, соответственно, надлежит считать нe директиву на брачность и плодовитость, а партнерство и взаимопомощь для создания творческой семьи и воспитания детей как высокоразвитых личностей. Интересно, что резкое падение рождаемости в США на рубеже XIX-XX веков во многом обозначило новую установку общества на «воспроизводство детей высокого качества», то есть воспитанных и образованных с использованием значительных материальных средств, удовлетворяющих заданным интеллектуальным и физическим стандартам, а, следовательно, приветствуемых в демографической политике, тогда как рождение детей с потенциально низким уровнем образования и дохода было осуждаемо обществом. Американские социологи акцентировали переход от линейной к детоцентрированной ориентации, рассматривая ее как более гуманную для детей и социально полезную. В 1975 году Л.В. Хоффман, А.Д. Торнтон, У.Д. Манис провели исследование по проекту «Ценность детей», выявив репродуктивные мотивы, среди которых преобладали психологические, в то время как религиозные не были отмечены респондентами в качестве важнейших.

Общественная система полностью структурирована профессиональной деятельностью, стратифицированной по многим уровням, в том числе и по гендерному основанию. В современном обществе молодым людям, находящимся вне доминирования исторически привычного гендерного деления, в социально-экономических сферах нет необходимости во внешнем поддержании старого порядка и излишней поляризации мужских и женских ролей. Прогресс предполагает пересечение сфер деятельности, и все более требует гибких взаимоперестановок, за исключением специфической репродуктивной деятельности, мужчин и женщин в обществе.

В российском обществе процессы социальной интеграции молодых женщин усложнены, они испытывают вытесняющее давление в сторону традиционных рамок семьи и, как дань современной ситуации, на участки непрестижного, с точки зрения мужского понимания, труда — в сферы образования, здравоохранения, социальной работы и т.п. Работающие женщины должны иметь более высокое образование, велики и размеры женской безработицы в сравнении с мужской.
Современные социальные и экономические структуры индустриального общества не позволяют сразу вписаться в них молодым людям: они не могут быстро приобрести нужный социальный статус, иметь необходимые экономические условия — жилье, финансовые средства, образовательный уровень и другое для нахождения работы и создания семьи. В урбанистической среде молодежи особенно сложно достичь приемлемой, ожидаемой или даже необходимой, степени включенности в социально-экономическую жизнь города. Иная ситуация складывается в обстоятельствах сельскохозяйственного уклада деятельности, подобно классическим аграрным обществам, здесь молодые люди достаточно быстро могут начать рабочую и семейную жизнь, имея соответствующие жилища и подсобные хозяйства. В сельской среде всегда нужны новые члены общества, есть востребованность молодежи на сельскохозяйственной работе.

Российские условия в исторической ретроспективе показывают более благоприятную демографическую ситуацию аграрного сектора по отношению к промышленному. Соответственно можно предварительно прогнозировать поднятие рождаемости в России при приоритетном развитии регионов с преобладающей сельскохозяйственной занятостью населения, поддержании их на всех уровнях социально-экономического функционирования. В настоящее время резко возросла доля «городских» семей, тогда как «сельские» семейства стали численно недостаточны для поддержания оптимальных демографических показателей. В рамках рассматриваемой темы, допустимо предположить, что вводимое ныне официальное разрешение частной собственности на землю может резко снизить актуальную для России миграцию молодого населения из города в деревню, поскольку минимизируются по экономическим основаниям возможности вновь обосновываться значимому количеству семей на сельскохозяйственных землях. Далеко не все желающие семейства могут обладать необходимыми стартовыми капиталами, поэтому с демографической точки зрения долговременная аренда представляется более способствующей мобильности молодежи из города в деревню, позволяющей ей пробовать себя в новых видах деятельности.

Современная и сельская, и городская жизнь предполагают значительную производственную зависимость женщин, но эффективность соединения в них формы и содержания работы, статуса и семьи принципиально различаются. В одном случае это традиционная включенность в сельские занятия, требующая сохранения семейных обязанностей и разделения труда, в другом производственная нагруженность, накладывающаяся на семейные отношения. С фамилистической точки зрения можно отметить среднестатистически большую равномерность работы мужчин на селе, поскольку они также заняты в семейном подсобном хозяйстве, а в городской среде они лишены необходимости] подобной реализации в семейной жизни, что иногда имеет отрицательные последствия в виде злоупотребления алкоголем, неоправданной агрессивности и т.п.

Антитеза городского и сельского стилей жизни не должна жестко противопоставляться и рассматриваться в категориях приоритета и престижности. Напротив, здесь должен реализоваться одновременно оптимизированный и плюрализированный спектр вариантов и возможностей для индивидуального выбора молодыми людьми, как мужчинами, так и женщинами собственной сферы деятельности, создания рабочего и семейного строя жизни.

Соответственно, значима и необходима достаточная мобильность населения в масштабах страны между сельской и городской территориями, возможность оказания государственной помощи желающим переориентировать свою деятельность в рамках аграрных и урбанизированных форм.

В индустриальных обществах в систему профессиональных сфер деятельности имплантируется и семья. Семья создает для мужчины и женщины общее пространство экономических отношений и соответствующих видов деятельности — репродуктивной, психологической, рекреационной, что традиционно осмысляется как поле услуг, прав и обязанностей друг перед другом. Глобальный взгляд на социальную стратификацию в постиндустриальную эпоху позволяет рассматривать как значимую в тендерном делении проблему доминирования женской работы во внутрисемейном разделении труда в контексте общей дихотомии на публичное, государственное и гражданское, и частное — семью, причем здесь возможны и экстраполяции домашних работ, неориентированных на рынок и выполняемых преимущественно женщинами, на политическое неравенство.

Процессы индустриализации дают молодежи гарантии удовлетворения человеческих потребностей в пище, одежде, уюте и вне семьи — через сеть столовых, прачечных, комфортных домов и т.п. В медицине и педагогике профессионализированы многие функции социальной адаптации по уходу и воспитанию детей, а социально-педагогическая эффективность семьи взаимоувязана с активным участием женщин в трудовой и общественной деятельности. Смещение интересов женщин в сферы производства и выход из узких рамок семьи экономически и функционально вызваны индустриализацией, проявляющейся и в тенденциях эмансипации, политических завоеваниях прав и свобод женщинами, их требований к равному уважению с мужчинами. В обществе с прочными социально-экономическими гарантиями увеличивается активность женщин вне семьи, а с их ослаблением семья обособляется в социально и экономически независимую ячейку общества, принуждая женщин направлять внимание внутрь семьи, функционально поддерживая ее изнутри.

В начале XX века в России стал формироваться новый светский тип матримониальных и юридических нормативов и поведения. Идеалы советской семьи взаимоувязывались с тенденциями равноправия мужчины и женщины, перемещения ведущей части их интересов в общественное производство, развития государственной сферы услуг и общественного воспитательно-образовательного процесса через сеть яслей, детских садов, школ, училищ и вузов. Семейная политика середины XX века сравнительно удачно совмещала направленности на интересы семьи и государственного производства. Интересные аналогии данный процесс имел в США: вступление женщин в производственную деятельность, появление конкурирующей с семьей ценности карьеры было связано с кардинальным изменением роли женщины в обществе и дезинтеграцией традиционной семьи, сексуальной революцией.

Соответствующая индустриально-информационному устройству общества семья, начавшая культивироваться в России в XX века, позволяющая занятость женщин в производстве и науке, требует сильной государственной поддержки, политической стабильности и социально-экономических гарантий. Возможно, что именно уменьшение социальных гарантий женской занятости в структуре общества вызывает в современной России яркую рекламную компанию традиционных семей в средствах массовой информации. В настоящее время растет число браков, и прежде всего молодежных, ориентированных на тенденции к восстановлению традиционных форм в психологической структуре семьи, распределении ролей, экономической и социальной взаимосвязи с внешним окружением, что показывают социологические опросы конца XX века. Данные явления, по мнению О.М. Здравомысловой и М.Ю. Арутюнян, стали защитной стратегией выживания в кризисной ситуации.

Наиболее оптимален плюрализм решения вопросов самоактуализации для молодых мужчин и женщин в плане работы и семьи, чем подчеркнутая и чрезмерная поляризация черт маскулинности и феминности исследователями. В современной ситуации могут косвенно ограничивать потенции женской реализации в сфере науки, политики и экономики мнения, в частности И.В. Дорно, что женщина лучше решает конкретные проблемы, а мужчина видит перспективы на будущее. И.В. Дорно полагает, что мужчины так или иначе отходят от домашних дел, поскольку в них доминирует опыт внешней работы, традиционно привычный статус кормильца в семье. Скрытое вытеснение мужчин из педагогики связано с принижение их встречающейся домовитости и детолюбия, при резком навязывании женщинам домоседства. Парадоксально предстают и ситуации, когда в общественном сознании негативные оценки получает творческая занятость женщин, поднимающихся над обыденной жизнью. Подобные оценки часто принадлежат перу женщин ревностно защищающих патриархальный уклад, которому, однако, они сами не следуют. Но отторжение скорее от брачно-семейных отношений, чем от любимой работы может вызвать у молодежи резкое противопоставления образцов «заботливой матери» и «кукушки», обозначающей подчас творческую, деловую женщину, ведущую активный образ жизни. Стереотипы, внедряемые в социум из багажа ценностей прошлых эпох не совместимы с современным индустриально-информационным обществом, напротив, следует искать оптимизацию деловых устремлений молодых женщин с матримониальной и репродуктивной функциями, а не жестко противопоставлять их, когда с социально разрешенных позиций под видом превознесения высоких функций жены и матери принижаются и высмеиваются творческие и деловые потребности женщин. Крайности ограничения женщин рамками семьи или выталкивания в производство не могут считаться оптимальным общественным решением. Формы совмещение семьи и работы женщинами могут и должны быть необычайно контрастны.

Индустриально и информационно развитое общество плюралистично, что нельзя не учитывать в сфере теоретического осмысления процессов социальной интеграции молодежи в функционировании социума. В современном мире мужчины и женщины имеют схожий социальный статус. Грубая дилемма семья или работа должна трансформироваться в целый спектр возможностей для молодых женщин и мужчин, чтобы их брачно-семейные отношения не входили в противоречие с общественной идеологией, политикой и экономикой, а естественно и гармонично вписывались в перспективы социального развития. В обществе должны иметь место гарантии, уважение и признание возможности реализации самых разных маскулинных и феминных вариантов деятельности и самоактуализации в сферах науки, искусства, производства и, естественно, семьи. Общественное устройство должно обеспечивать оптимальное сочетание работы и дома во всем диапазоне наибольшей и наименьшей занятости.

В России в XXI веке множество молодых людей, потенциальных молодоженов, и в первую очередь девушек, имеющих большую независимость и активность в социальной жизни, чем женщины, выполняющие функции поддержания брака и репродукции, отпугивает от создания семьи своей жесткостью тотальность и единообразность брачно-семейного стереотипа обычно утверждаемого в педагогике, а также, иногда, навязчивое культивирование в семье при воспитании мальчиков и девочек патриархальных тендерных ролей. В современной российской фамилистической политике более целесообразно рассматривать вариативность семейных типов: от тесного взаимодействия супругов с жестко распределенными ролями до творческих союзов с произвольными статусами и индивидуальным проживанием, отмеченным творческими, в том числе долговременными, командировками, экспедициями и другим. Единство вариаций и традиций образует путь вписывания семьи в реалии современных процессов развития человеческой цивилизации.

Брак и семья во многом отражают локализацию экономических отношений индустриально-информационного общества, и в числе последствий сложного экономического старта молодежи в современной России оказываются инфантильность и нежелание создавать собственную семью. Парадоксально, но и высокооплачиваемые должности, вовлекая в сферы занятости образованное молодое поколение, становятся препятствием к своевременному рождению детей в семейных союзах одновозрастных молодежных браков, поскольку противопоставляются резкому падению уровня жизни безработных или мало оплачиваемых родителей, особенно матерей с маленькими детьми и вынужденных домохозяек.

Современные семьи создаются в условиях множества социально-экономических преград, что часто сдвигает период их регистрации к зрелым летам, порождая и рост разновозрастных браков, в которых один из супругов, преимущественно муж, заметно старше молодого спутника, что компенсируется им финансово, накоплением суммы материальных благ и успешным преодолением социальных барьеров на пути создания семьи. Соответственно и молодежь приобретает склонность к разным жизненным субъектным позициям: молодые люди, воспитанные в семьях, образованных одновозрастными родителями, значительно чаще занимают традиционные функциональные места потребителя и исполнителя и реже склоняются к функциям оценивания, координации и централизации, чем разновозрастными, обычно молодыми матерями и солидными Семейный потенциал имеет приоритетное значение для оптимизации вхождения молодежи в общественное производство. Однако в условиях социально-экономического кризиса современного российского общества функции социальной адаптации, лежащие на семье, дестабилизированы и неадекватны новациям.

Процессы социальной интеграции вводят в современное общество молодежь, но соответствие ожиданий и реалий достигнутых статусных позиций у молодых мужчин и женщин во многих случаях оказываются резко противопоставлены и контрастны. Проблемы оптимизации социальной адаптации достаточно остро стоят перед большинством населения России, вызывая у молодежи появление отчуждения, осознания собственной ненужности. Отчуждение отражает социальный процесс превращения деятельности человека в довлеющую над ним силу и означает невозможность самореализации личности на основе свободного выбора своего призвания, стиля и ритма жизни, условий проживания, проявляясь в многообразных социальных, политических, экономических, национальных и культурных видах. Все это актуализирует проблему оптимальных возможностей человеческого существования первичную для молодых людей, начинающих свой жизненный путь. Отчуждение, сопровождаясь негативными личностными эмоционально-волевыми состояниями как апатия, одиночество, равнодушие, подозрительность, растерянность и отчаяние, устанавливает пределы индивидуального развития и может вызвать деградацию личности.

Отчуждение способствует и росту молодежной преступности. В условиях безработицы, преобладания непривлекательных малооплачиваемых и трудоемких работ, при одновременной эффектной рекламе престижных мест неутомительного интеллектуального труда служащих офисов, комфортного и беззаботного стиля жизни, преступность выступает как «богатая и красивая жизнь» без труда. Однако городской и сельский жизненные уклады по-разному опосредуют феномен преступности, отражая зависимость от численности населения, его сплоченности и, естественно, доступности незаконных путей обогащения, и, возможно, именно возврат к доминированию населения сельскохозяйственных областей сможет способствовать уменьшению преступности. Преступность усиливается и вследствие государственной политики несбалансированной либерализации, в этой связи как ответственность за преступление целесообразно подчеркивать не столько лишение свободы, сколько неизбежный труд на тяжелых, но общественно необходимых работах, как антитезу мотиву преступления, замышляемому из-за легкой «шикарной» жизни.

Реалии индустриализации, информатизации и урбанизации в мировых масштабах, ставка на технику и значительное дистанцирование от природы предъявляют новые требования к самому человечеству, его состоянию и образованию.

Процессы социальной интеграции, позволяющие быть востребованными в современном обществе молодым людям, преимущественно развивающим и обслуживающим высокотехнологичное производство, играют ведущую роль в социальном детерминировании демографических показателей. Индустриальное общество диктует соответственно идеологически организованную форму снижения рождаемости, поскольку в свете притягательных тенденций мирового развития главным становиться не численность населения, а качество его жизни. Но свойственная современным индустриально-информационным обществам социальная детерминация и, соответствующая, интеграция не решают вопросы востребованности молодых людей сфере социально значимых мест с разносторонней творческой направленностью работы, то есть реализации молодежи в избранной, индивидуально имманентной области деятельности, что усиливает обострившуюся в XXI веке проблему отчуждения, ставшую важнейшей темой философских исследований.

В XXI веке мир переживает интенсивные процессы секуляризации всех сфер жизни, вошедшие в противоречие с предшествовавшими жесткими религиозными догматическими схемами развития. Это вызвано тенденциями индустриализации и информатизации человеческой цивилизации, надеждами на совершенствование людей во всем богатстве светской культуры и науки. Толерантность и плюрализм становятся особенностью современной формы общества. Это предполагает выстраивание государственной политики и практики нравственного воспитания молодежи и сплочения социума, в том числе поддержания института брака и семьи, в должном светском моральном статусе. Социальное сближение в сферах науки, политики и экономики тендерных позиций мужчины и женщины позволяет осуществить надлежащее оптимизирование при сохранении специфики проявлений маскулинности и феминности как двух самобытных, не противостоящих, а взаимодополняющих подходов, вариативных, вне строгих дефиниций и заданности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Жизнестроительство и угрозы профессионализму | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.