Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Туризм. История развития туризма

Туризм, возникший и развивавшийся как объективная общественная потребность, постепенно утвердился в качестве одного из важных средств воспитания людей. В его развитии прослеживаются три этапа: образование предпосылок для организованных групповых (коллективных) походов и путешествий; утверждение походов как средства воспитания; становление и последующее развитие туризма как общественно-социального явления, успешно содействующего комплексному решению воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.

Возникновение предпосылок для организованных походов и путешествий связано, по-видимому, с ранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды были вынуждены в поисках наиболее оптимальных условий для существования совершать длительные переходы. По свидетельству историков, племена и роды выделяли даже специальных разведчиков новых мест обитания.

В более поздний период развития общества умения и навыки людей совершать длительные и скоростные переходы по труднодоступным местам стали играть важную военную роль. В дальнейшем возникает общественная необходимость в специальных экспедициях для изучения флоры и фауны отдаленных районов земного шара, культурных ценностей отдельных народностей, поиска полезных ископаемых, уточнения географических представлений о Земле.

Вероятно, все сказанное и послужило первоначальными объективным предпосылками для возникновения и последующего развития организованных походов и путешествий, удовлетворявших потребностям общественного труда и производственных отношений людей. Естественно, длительные переходы требовали предварительной подготовки (выполнение различных упражнений по преодолению естественных препятствий, прохождению труднодоступных участков и т. п.). Постепенно складывалась совокупность мероприятий по формированию у человека жизненно необходимых навыков поведения в походных условиях.

Начало второго этапа в развитии туризма - утверждение походов как средства воспитания - можно отнести к эпохе Возрождения (XV-XVI вв.). Особый вклад в обоснование значимости походов и путешествий в воспитании молодежи внесли прогрессивные педагоги того времени X. Вивес, М. Монтень, Т. Мор, Ф. Рабле, Эразм Роттердамский, считавшие многодневные пешие походы ценным средством формирования у молодых людей физических, нравственных и морально-волевых качеств. Выдающийся педагог Возрождения Витторино да Фельтре в организованной им школе в Мантуе (1425 г.) ввел упражнения, характерные передвижениями на местности. Его ученики совершали многодневные походы в предгорьях Альп. В книгах итальянского профессора медицины И. Меркуриалиса "Виды физических упражнений" (1569 г.) и педагога И. Гамерариуса "Разговоры о физических упражнениях" (1544 г.) значительное место отведено упражнениям, направленным на формирование умений и навыков в передвижении и ориентировании на местности.

Позднее (XVIII в.) представители эпохи Просвещения Ж.-Ж. Руссо и Г. Мэбли углубили и расширили представления о пеших походах, их значимости в патриотическом воспитании молодежи, укреплении ее здоровья. В учении "О необходимости познания природы и стремления к выработке норм естественного поведения", ставшем составной частью педагогики, они показали значение путешествий и походов в формировании личности. На рубеже XVIII и XIX вв. учение Ж.-Ж. Руссо и Г. Мэбли было развито немецкими педагогами И. Зельцманом, И. Гутс-Мутсом и Ф. Яном.

Таким образом, в периоды Возрождения и Просвещения походы и путешествия становятся одним из важных средств воспитания человека.

Третий этап в развитии туризма характеризуется окончательным становлением его как общественно-социального явления. Начало этапа отнесем к 60-70-м годам XIX в., когда в странах Западной Европы стали создаваться региональные союзы (ассоциации) любителей путешествий. Именно с этого времени используется термин "туризм". В разных городах появляются туристские клубы, секции. Из начальных элементов туризма складывается определенная система, во многом схожая с существующей и поныне.

Следует подчеркнуть ярко выраженную военно-прикладную направленность существовавших в тот период систем физического воспитания, в том числе и туризма. С этой целью применялись групповые передвижения по строго заданному маршруту на время, ускоренная ходьба на пересеченной местности по заранее намеченным скрытым ориентирам, преодоление сложных естественных препятствий. Организованное в начале XX в. в Англии и широко распространившееся во многих странах Западной Европы скаутское движение также взяло на вооружение туризм как одно из основных средств воспитания у подрастающего поколения военно-прикладных умений и навыков. В ряде государств специальные туристские союзы и клубы разрабатывают маршруты походов, прокладывают маркированные трассы, определяют критерии оценки их сложности, т. е. создается специальная туристская классификация. Такую работу проводил, например, организованный в 1903 г. в Берлине союз гребцов-туристов. Постепенно по мере накопления опыта вырабатываются и устанавливаются единые правила прохождения маршрутов, ведется целенаправленная пропагандистская работа по развитию различных видов туризма. Делаются попытки научного обоснования туризма как средства военно-прикладной физической подготовки.

В начале XX в. в туризме произошли многие качественные изменения, связанные с появлением новых упражнений по преодолению естественных препятствий, упражнений в ориентировании на местности, туристских слетов, различных соревнований, позволяющих стимулировать и оценивать специальные умения и навыки занимающихся туризмом. Все эти изменения были продиктованы необходимостью подготовительных предпоходных мероприятий, которые затем постепенно становятся обязательным компонентом развивающегося туристского движения. Начинают создаваться своеобразные методики туристской подготовки, соответствующие организационные формы проведения занятий.

Таким образом, в начале XX в. утверждаются новые направления в развитии туризма. Возникает своего рода система организационных и методических мероприятий, способствующая дальнейшему развитию туризма как средства физического воспитания. Прогрессивным явлением в распространении положительного опыта организации туристской работы стало создание в 1919 г. Международного туристского альянса (АИТ), в состав которого вошло 118 ассоциаций.

Отметим, однако, что туризм в условиях буржуазного общества был доступен только представителям имущих классов, так как требовал значительных финансовых средств и свободного времени. Широкие народные массы были лишены возможности заниматься туризмом.

Последующие значительные качественные перестройки в развитии туризма как средства физического воспитания связаны с историей Советского государства.

Таблица 2. Нормативы походов и путешествий в соответствии с разрядными требованиями по туризму

Вид туризма в характеристика походов Категория сложности походов и путешествий
I II III IV V
Продолжительность походов или путешествий в днях (не менее)          
Протяженность походов и путешествий в километрах (не менее):  
Пешеходного          
Лыжного          
Горного          
Водного          
Велосипедного          
на мотоциклах          
на автомобилях          
спелеотуризм (количество пещер)   4-5 1-2 1-2  

 

Продолжительность похода устанавливается разрядными требованиями (табл. 2) и понимается как минимальное время в днях, необходимое для прохождения маршрута подготовленной группой. Продолжительность похода может быть увеличена по сравнению с указанной в табл. 2 при увеличении протяженности маршрута, количества и сложности естественных препятствий, а также за счет дней на разведки и запасного времени на случай непогоды. При этом в методических указаниях к "Перечню" последнее, т. е. количество (дни отдыха, в том числе и активного, связанного с разведкой маршрута, выполнением общественно полезной работы и т. п.), оговаривается: "Количество дневок должно укладываться в пределы 20% от общей продолжительности похода". Относительно увеличения продолжительности похода при увеличении протяженности маршрута, количества и сложности естественных препятствий никаких указаний ни в "Перечне", ни в других регламентирующих документах не содержится. То есть продолжительность похода в сторону ее увеличения ни документами, ни в реальной туристской практике не регламентируется, но ограничивается лишь для походов высших категорий сложности пределами отпускного времени.

Протяженность маршрута устанавливается разрядными требованиями и понимается как наименьшая допустимая длина зачетного маршрута данной категории сложности. При этом оговаривается, что даже минимальная протяженность маршрута, хотя и в исключительных случаях (при большой технической сложности), может быть уменьшена, но не более чем на 25% по сравнению с указанной в табл. 2.

Приведенные в табл. 2 данные выражены графически на рис. 5 для пешеходного 1, лыжного 2, горного 3, водного 4 и велосипедного 5 туризма. Графики хотя и свидетельствуют о некотором нарушении монотонности функциональных зависимостей L=S(T), но в целом каких-либо серьезных претензий вызвать не могут, поскольку они малопоказательны. По-видимому, существенно больший интерес должны представлять те же данные, но переведенные в скорости движения и поставленные в зависимость от категории сложности походов и от их продолжительности одновременно (табл. 3 и рис. 6, обозначения те же, что и на рис. 5). Из рис. 6 (по сравнению с рис. 5) с большей очевидностью следует, что разрядными требованиями установлено монотонное уменьшение скорости передвижения с повышением категории сложности маршрута, т. е. с повышением уровня технической сложности естественных препятствий - более интенсивно для горного, пешеходного, водного, менее для лыжного туризма. С таким подходом нельзя не согласиться. Однако для велосипедного туризма зависимость носит прямо противоположный характер: с возрастанием категории сложности походов скорости передвижения монотонно возрастают.

Рис. 5. Протяженность туристских маршрутов в соответствии с разрядными требованиями Рис. 6. Скорости движения в различных видах туризма в соответствии с разрядными требованиями

Таблица 3. Скорости передвижения в соответствии с нормативами походов и путешествий (километров в день)

Вид туризма Категории сложности походов
I II III IV V
Пешеходный 21,7 20,0 19,0 16,9 15,6
Лыжный 21,7 20,0 20,0 19,2 18,8
Горный 16,7 15,0 14,0 11,5 10,0
Водный 25,0 22,0 20,0 17,3 15,6
Велосипедный 41,7 50,0 60,0 61,5 68,8
На мотоциклах 166,7 187,5 200,0 192,3 187,5
На автомобилях 250,0 250,0 250,0 230,8 218,8

Естественное стремление специалистов по пешеходному, лыжному, горному и водному туризму компенсировать возрастание технической сложности маршрутов уменьшением средних скоростей передвижения не нашло аналогичного отражения в разрядных требованиях по велосипедному туризму, что можно объяснить только одной причиной: методология классифицирования естественных препятствий, характерных для велосипедного туризма, пока еще слабо разработана.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные приемы самоконтроля | Тема 9. Казахские национальные, народные и подвижные игры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.