Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология и педагогика

Раздел 1. Психология

 

Тема 1.1. Психология как наука

Психология - наука, изучающая возникновение, содержание и функционирование человеческой психики. Слово психология в переводе на русский язык означает буквально наука о душе (греч. phyche - душа, logos –учение).

Психология исторически формировалась как один из разделов философии. Представления о предмете психологии как науки о душе впервые были сформулированы в античной философии. Античными авторами были выдвинуты принципиальные положения об активности души (Фалес), о роли противоположностей в психической жизни (Гераклит). В учениях Демокрита и Платона были представлены две противоположные точки зрения на происхождение души и способности последней к познанию окружающего мира. По Демокриту, душа состоит из самых подвижных атомов, поэтому ей по самой своей природе присуще движение. Согласно Платону, душа есть некая особая, нематериальная сущность, невидимая часть всеобщей мировой души.

Иное решение вопроса о природе души было предложено Аристотелем. Его не устраивала концепция души как некого тела, не обладающего бессмертием, а также точка зрения на душу как некую бестелесную сущность, находящуюся в постоянном круговороте вселений в новое тело после смерти предыдущего. Он понимал под душой своего рода форму тела, совокупность наиболее существенных функций живого тела. Рост, питание и размножение являются важнейшими функциями живого тела. Они есть не только у человека, но свойственны также растениям и животным - это растительная душа. Такие психические функции, как ощущения, восприятие, память, аффекты, присущи только человеку и животным - это животная душа. После смерти эти функции прекращаются. К психическим функциям, свойственным только человеку, Аристотель относил разум и волю. Эти функции представляют собой проявление божественной воли в человеке, составляют сущность разумной души, и поэтому они бессмертны. (Учение о душе следует рассматривать как необходимый этап в развитии психологии, так как душа выступала неким объяснительным понятием для разнообразных состояний человеческих психики и поведения.)

Первым, кто разграничил собственно психические и прочие процессы, происходящие в организме, был Р. Декарт. Его подход к решению психофизической проблемы состоял в следующем: психические процессы человек осознает, физиологические - нет. Работа тела подобна работе машины, подчиняющейся материальным законам и не нуждающейся во вмешательстве каких-либо особых функций души.

Окончательное оформление психологии как самостоятельной науки произошло в середине XIX в. под влиянием идей европейского рационализма нового времени. Объектом психологии стало индивидуальное сознание человека, которое рассматривается во всем его многообразии.

Таким образом, психологию следует рассматривать как науку о закономерностях возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека в частности. В круг проблем, рассматриваемых психологией, входят: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) свойства личности; 4) эмоционально-волевые процессы; 5) способы взаимоотношений между людьми; 6) виды и способы осуществления различного рода деятельности; 7) взаимозависимость сознательных и бессознательных процессов.

Следовательно, предметная область психологии - вся совокупность психических реакций и комплексов личности в их взаимосвязи с поведением во внешнем мире.

Родоначальником экспериментальной психологии считается Вильгельм Вундт (1832-1920). А 1879 год - год основания Вундтом психологической лаборатории при Лейпцигском университете - традиционно считается годом рождения научной психологии. Вундт отождествлял понятия психика и сознание. Подход Вундта называют структуралистским, так как по его мнению, психология является наукой о структурах сознания, поскольку раскрыть суть явления, в том числе и психического, можно только проанализировав составляющие его простейшие элементы. Задачей своей лаборатории Вундт считал выявление и описание составляющих сознание простейших структур. По мнению структуралистов, основным материалом сознания служат ощущения, образы и чувства, которые нужно детально описать. Метод описания - экспериментальная интроспекция (специально подготовленного испытуемого просят описать, что он чувствует в той или иной смоделированной ситуации).

С 1881 г. американский психолог Уильям Джемс (1842-1910) стал использовать другой подход к анализу психики. Его группа (Энджелл, Холл, Дьюи) опиралась в своих исследованиях на следующий методологический принцип: сознательная жизнь - это непрерывный поток, а не ряд дискретных элементов. Проблема состоит не в том, чтобы определить структуру сознания, а в том, чтобы понять его функции и роль в выживании индивидуума (так называемый функционализм). Каждый день, с рождения и до смерти, человек осваивает какие-то способы действия, повторяет их либо видоизменяет - в зависимости от ситуации. Таким образом, основная проблема психологии - изучение протекания и механизмов адаптации, процессов научения - и их осознания. Функционалисты, как и структуралисты, предпочитают метод интроспекции (описание самим испытуемым того, как постепенно происходит осознание той активности, которая им осуществляется).

Однако кроме того, что внутренне переживается и непосредственно осознается сознанием, существует целый ряд других форм проявления психики, которые позже были выделены и включены в круг рассмотрения психологии. Во-первых, это факты поведения: в психологии происходит осознание того, что психика формируется и проявляется в деятельности. Во-вторых, это способы и особенности взаимоотношений и взаимодействия людей: психология признает, что субъективные психические явления возникают и развиваются в объективной системе отношений с другими людьми, обусловливаются факторами культуры. В-третьих, это такие компоненты внутренней психической жизни субъекта, которые непереводимы на язык сознания: психология изучает бессознательные мотивы и установки личности и способы их проявления. В-четвертых, психология изучает физиологические нейрогуморальные механизмы как основу протекания как осознаваемых, так и неосознаваемых психических процессов.

Таким образом, современная психология - это наука, изучающая психические явления, процессы и психическую деятельность как особенный вид реальности в ее специфических характеристиках, в системе наиболее общих психологических категорий - образа, мотива, действия, психосоциального отношения и др. Психология исходит из того, что как осознаваемые, так и неосознаваемые психические явления реализуются посредством физиологических механизмов, но протекают по собственным законам.

Каждый человек является носителем психической реальности: все мы видим окружающие предметы, создаем картину мира, в котором живем, переживаем эмоции, вырабатываем определенные цели, потребности, которые затем стремимся реализовать, и т. д. Психическая реальность дана нам непосредственно и существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе приспособления к реальности.

Наряду с человеком, психикой обладают и животные. Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в окружающей среде и существовать.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов:

Первая стадия называется сенсорной (чувственной). На стадии элементарной чувствительности животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.).

Вторая стадия называется перцептивной (стадией восприятия). На этой стадии находятся птицы и все млекопитающие, которые обладают довольно развитым головным мозгом. Ее специфика состоит в том, что здесь отражение действительности животными осуществляется в виде целостных образов предметов и животные способны обучаться, т. е. у них появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

Третья стадия - это стадия интеллекта. На ней находятся высшие млекопитающие, которые обладают элементарным мышлением. Стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, а также ситуацию в целом. Поэтому животное способно обходить препятствия, изобретать новые способы решения задач. Однако интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

По мере развития психики животных меняется и тип их поведения. Поведение - устойчивый характерный для животного способ реагирования на внешние условия жизни. Выделяют следующие уровни и, соответственно им, формы поведения животных:

Таким образом, психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся, во-первых, в активном взаимодействии субъекта с объективным миром и его отражении; во-вторых, в построении субъектом картины мира на этом отражении и, в-третьих, в саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

-оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, и это подтверждается практикой;

-сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

-психическое отражение постоянно углубляется и совершенствуется;

-оно обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

-оно зависит от индивидуальности человека;

-оно носит опережающий характер.

Следовательно, если говорить о функциях психики, то ею является регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем. В ней выделяются: психические процессы, психические состояния и психические свойства (см. таблицу).

Формы проявления психики человека

 

Процессы Состояния Свойства
  Познавательные     Ощущения Восприятие Память Мышление Воображение Речь Внимание     Устойчивый интерес   Творческий подъем   Апатия     Угнетенность и др.   Направленность   Темперамент   Характер     Способности
Эмоционально-волевые     Эмоции Чувства Воля    
Поведение  

 

Сознание и бессознательное как уровни или режимы психической деятельности

Сознание - это уровень или режим психической деятельности, при котором доминирует я-контроль, осуществляется концентрация на объекте, активно и целенаправленно формируется субъективная реакция на любые внешние воздействия.

Сознание, как и вся психика, включает в себя знания, чувства и отношения. Оно соответствует состоянию активного бодрствования. Существуют так называемые измененные или пограничные состояния сознания: сон, транс, безумие, при котором меняются степень и содержание я-контроля.

Бессознательное - это совокупность психических явлений, действие которых не контролируется субъектом. Иными словами, это уровень психической деятельности, не контролируемый субъектом.

Отличия бессознательного от сознания:

-невозможность анализа, оценки и изменения;

-слияние отражаемой реальности и переживания по данному поводу,

-невозможность дистанцироваться от процесса.

Различают 4 класса бессознательных психических явлений:

-сверхсознание - моменты интуитивного озарения;

-фрейдовское бессознательное - то, что не допускается в сознание;

-подсознание - установки и стереотипы восприятия реальности и поведения, воспроизводимые психикой автоматически, но принципиально контролируемые субъектом;

-субсенсорное восприятие.

Основываясь на изложенном ранее, можно сказать, психика - это вся нервная деятельность по отражению реальности. По содержанию эта деятельность имеет когнитивный, эмоциональный и волевой аспекты.

Когнитивный аспект: Я ЗНАЮ - воспринимаю, понимаю, думаю -реагирую.

Эмоциональный аспект: Я ЧУВСТВУЮ - воспринимаю, переживаю - реагирую.

Волевой аспект: Я ОТНОШУСЬ - воспринимаю, оцениваю - реагирую.

Знания, чувства и отношения и характеризуют все наши действия. Нервная деятельность по отражению реальности формирует когнитивную и аффективно-волевую структуры психики. Это структуры динамические.

Динамические структуры психики не тождественны структурам мозга, отвечающим за конкретные функции нервной системы. Эти структуры не локализованы в материальных пространственно-временных формах. Они подвижны, взаимозависимы и взаимодополнительны, представляют собой комплексы сложных психических явлений и имеют как универсально-типические, так и индивидуально-типические признаки.

В настоящее время психология включает в себя множество дисциплин и научных направлений. Традиционно выделяют следующие отрасли психологии:

1) социальная психология изучает социально-психологические появления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально- психологические проявления в больших группах (действие прессы, радио, моды и т.д. на различные общности людей);

2) возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека, а также психологические особенности и закономерности, присуще каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости;

3) педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;

4) инженерную психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники, например авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта;

5) психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков;

6) медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;

7) клиническая психология изучает проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время болезней психические изменения;

8) патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии;

9) психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности;

10) дифференциальная психология изучает индивидуальные различия в психике людей;

11) юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.д.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника;

12) военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий;

13) психология рекламы занимается изучением потребностей и ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт;

14) экологическая психология занимается улучшением условий в населенных пунктах, где протекает жизнедеятельность человека, изучает проблемы взаимовлияния природы и человека.

15) зоопсихология изучает особенности психики животных.

 

Задачи и место психологии в системе наук

Задачи психологии:

1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

2) научиться управлять ими;

3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья людей;

4) быть теоретической основой практики психологической службы.

 

Современная психология занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и вышеперечисленные науки, но в других аспектах.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова, психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

 

Методы психологии

Наблюдение – древнейший метод познания, требующий соблюдения ряда требований: наличие плана наблюдений, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, проверка правильности гипотезы в последующих наблюдениях.

Виды наблюдения:

1) срез - кратковременное наблюдение;

2) лонгитюдинальное – продолжительное наблюдение, иногда в течение нескольких лет;

3) выборочное и сплошное;

4) включенное – когда наблюдатель становится членом исследуемой группы.

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

3) выбор способа наблюдения, обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты.

Эксперимент - (главный метод психологического исследования)- активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя истинного смысла эксперимента может не знать.

Естественный эксперимент проводится в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой камерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводится многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытость от испытуемых.

Чаще всего в ходе естественного эксперимента используется скрытая аппаратура – фотокамеры, видеокамеры, диктофоны. В настоящее время широко обсуждается вопрос о этичности проведения таких экспериментов, т.к. данная аппаратура может быть использована лишь с согласия испытуемого.

 

 

Тема 1.2 Человек как предмет познания: индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Это обусловлено многоплановостью проявлений личности, что требует разноуровневого психологического анализа.

Б. Г.Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии. «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)».

Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек — это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик, принято называть Индивидуальность личности. Совершенно очевидно, что личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку) при тяжёлых психических заболеваниях.

Являясь по своей природе социальным образованием, личность, тем не менее, несёт на себе отпечаток биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека.

Индивидуальность личности складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т. д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т. д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.

Психология учитывает, что Личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как Совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Человек в процессе любой деятельности, даже работая на конвейере, когда он является функциональной единицей и определенными способностями претендует на уникальность, на качественную специфичность и индивидуальный подход к процессу управления. Как же он приходит к этому, и что является собственно личностным потенциалом в его деятельности?

Прежде всего, нужно отметить, что личность является целостным образованием. Целостным, но не бесструктурным. Многие психологи предлагали достаточно убедительное описание структуры личности (3. Фрейд, Э. Берн, К. Юнг, В. А. Ядов и другие). Наиболее наглядной и методически удобной для изучения является описание структуры личности, данное К. К. Платоновым.

Платонов выделяет в структуре личности четыре основных и две наложенных подструктуры. Рассмотрим их более подробно:

1. Подструктура направленности личности. Она включает осознанные мотивы (потребности, интересы, убеждения, идеалы, мировоззрение) и неосознанные мотивы (влечения и установки). Эта подструктура формируется прижизненно, преимущество с помощью воспитания.

2. Подструктура опыта. Это знания, умения, навыки и привычки, которые также формируются прижизненно, преимущественно с помощью обучения.

3. Подструктура форм отражения. Она включает психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), внимание, эмоционально-волевую сферу личности как специфическую форму отражения. В значительной мере эта подструктура является врожденной, но преимущественно развивается прижизненно.

4. Биологически обусловленная подструктура. Она включает свойства темперамента, половые, возрастные особенности личности, а также ее патологические изменения. Она тоже претерпевает изменения в течение жизни человека и тесно связана с состоянием его здоровья и особенностями его жизнедеятельности.

Двумя наложенными подструктурами, которые проникают в четыре основных и оказывают свое воздействие, являются подструктуры характера и способностей.

Анализируя структуру личности, можно отчетливо видеть, что практически на все ее подструктуры оказывает подавляющее влияние общество. Формирование личности в обществе называется социализацией. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Особенности индивидуального поведения, нравственности, убеждения человека в значительной мере определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

В. Н. Князев вполне обоснованно утверждает, что структура личности представляет собой взаимосвязанную совокупность социальных свойств, основанную на двух одновременно действующих принципах. Первый заключается в том, что более общие, более сложные социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные, частные свойства. Второй принцип состоит в том, что взаимодействие свойств допускает относительную независимость каждого из них (подобно тому, как взаимодействие людей осуществляется в трудовом коллективе: вместе они делают общее дело, однако каждый из них имеет право на проявление собственной инициативы).

И вот эта сложная структура личности накладывается на структуру сознания, которое включает сознательные и бессознательные компоненты восприятия окружающего мира, а также самосознание, включающее самопознание и самоотношение.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью — что значит обладать свободой выбора и нести ее бремя. Для того чтобы все это реализовать, индивид должен создать свою собственную мировоззренческую концепцию, которая определяла бы его представление о мире и о самом себе. Такая индивидуальная философия носит название «Я-концепции».

«Я-концепция» рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе как сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система, носящая вместе с тем динамический характер. «Я-концепция» представляет собой специфический продукт самосознания.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

• самопознание (интеллектуальное отношение к самому себе);

• самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

 

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самоотношения.

Развитая личность нуждается в определении смысла своего существования. М. К. Мамардашвили говорил, что самосознание открывает человеку возможность его личностной реализации в виде не просто достигнутой суммы знаний, а именно реализованной мысли и способа бытия.

Смысл «Я», по мнению В. В. Столина, образуется как отношение собственных качеств, свойств с мотивами и целями субъекта и приобретает с развитием личности свою глубину и многомерность благодаря переплетению деятельностей субъекта — в столкновениях одних потребностей и мотивов с другими, в столкновении потребностей и мотивов, мотивов и целей с такими интегральными личностными образованиями, как совесть, воля или гордость, другими человеческими качествами.

Это отношение может быть позитивным («Я» — условие, способствующее самореализации), негативным («Я» — условие, препятствующее самореализации) и конфликтным («Я» — условие, в одно и то же время и способствующее, и препятствующее самореализации).

Т. Галкина указывает, что самоотношение выступает «стержнем» всего процесса саморегуляции поведения. Зависящая от особенностей самоотношения социальная активность личности, ее развитие создает предпосылки к развитию многообразия интересов и потребностей личности в самых различных сферах.

В качестве конкретного примера влияния самоотношения на особенности жизнедеятельности человека, его активности, можно привести следующее: у человека с заниженной оценкой себя, негативным самоотношением наблюдается общая неустойчивость «образов «Я» и мнений о себе. Они испытывают чувство ущербности, неполноценности, такие люди особенно ранимы и чувствительны к тому, что затрагивает их самооценку. Они болезненно реагируют на критику, остро переживают, если у них что-то не получается в работе или если обнаруживают у себя какой-то недостаток. Они склонны к психической изоляции, уходу в «мир мечты». Негативное отношение к себе и коммуникативные трудности снижают и социальную активность такой личности. При выборе профессии, например, они избегают специальностей, связанных с необходимостью руководить, предполагающих дух соревнования. Даже поставив перед собой цель, они мало надеются на успех, считая, что у них нет для этого необходимых данных.

Личностные черты, имеющиеся в каждом из нас, по мнению А. А. Бодалева, и, прежде всего, те из них, которые образуют склад нашего характера, определяют и поведение, которое мы позволяем себе по отношению к другим людям.

Основными характеристиками личности в этом отношении являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений) и участие в совместной деятельности социальных групп, коллективов.

Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Активность задается направленностью, прежде всего, потребностями. Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.

Человек живет и действует не сам по себе, а в обществе, и формируется как личность под влиянием различных групп, в особо значимых из которых (референтных) складываются черты его направленности и воли, организуется его деятельность, создаются условия для развития его способностей.

Взаимоотношения отдельных членов в группах очень сложны и многообразны: здесь и деловые отношения, и личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды — так называемые межличностные). Личность занимает определенное место в системе отношений, пользуется разной степенью авторитета, популярности, в разной степени влияет на других членов. Сложность здесь заключается в том, что не все аспекты деятельности личности осознаются человеком. Существует мощный пласт психических процессов, остающихся за пределами осознавания. В общем виде их можно определить как подсознание (хотя здесь существуют значительные разночтения у психологов разных научных направлений, а также зачастую и у тех, кто работает в рамках той или иной психологической школы).

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Многие наблюдения показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание, и они таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей.

Эта непрерывная передача управления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне.

Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для окружающих. Бессознательная регуляция может рассматриваться как целенаправленная лишь в том смысле, что после достижения определенной цели происходит снижение напряжения так же, как и при осознанном управлении.

 

Тема 1.3 Познавательные, чувственно-волевые процессы психики и психические свойства

Психические процессы - это вся нервная деятельность по отражению внешних воздействий. Психические процессы характеризуются непрерывностью, актуальностью, динамичностью, силой и лабильностью.

Психические процессы, обеспечивавшие регуляцию поведения, очень разнообразны и разнородны. Так, мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения и уровень его активности. Процессы планирования и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегии поведения, выдвижения целей на основе мотивов и потребностей. Процессы принятия решений определяют выбор целей деятельности и средств их достижения.

Познавательные процессы в совокупности обеспечивают отражение важных для жизнедеятельности сторон объективной реальности и создание образа мира. Они, в свою очередь, делятся на группы по разным основаниям.

Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на наши органы чувств. Ощущение связано с отражением отдельных сторон, аспектов реальности, а восприятие отражает объекты в их целостности. Образы восприятия часто называют первичными образами.

Процессы памяти, представления и воображения имеют дело со вторичными образами - результатами воспроизведения или преобразования первичных образов. На основе вторичных образов строится система личного опыта и функционирует мышление.

Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта. Результаты мыслительного процесса всегда претендуют на истинность и верифицируемы. Мышление обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия решения.

Речь представляет собой целенаправленное использование языка для регуляции взаимодействия между людьми.

Внимание обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации. Оно является процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферы психики.

Эмоционально-волевые процессы. Эмоциональные процессы обеспечивают избирательное отношение человека к различным аспектам действительности. Психологическая функция эмоций заключается в оценке явлений окружающей действительности и результатов поведения индивида. Воля, волевые усилия направлены на решение, исполнение тех целей и задач, которые индивид ставит перед собой.

Психические свойства - это устойчивые образования, обеспечивающие типичный для данной личности способ реагирования на внешние воздействия. Люди отличаются друг от друга эмоциональной чувствительностью, уровнем интеллекта, временем реакции, совестливостью и т. д. К числу основных групп психических свойств относят: особенности темперамента, способности (общие и специальные), личностные черты. Психические свойства индивида относительно постоянны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием среды, опыта деятельности и биологических факторов.

Темперамент является наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека.

Способности являются свойствами психических функциональных систем, определяющих продуктивность деятельности.

Черты личности характеризуют индивида как систему его субъективных отношений к себе, к окружающим людям, к миру в целом, которая проявляется в общении и взаимодействии. Совокупность личностных свойств образует структуру личности.

Психические состояния представляют собой внутреннюю целостную характеристику индивидуальной психики, относительно неизменную во времени. Психические состояния - временные образования, влияющие на работу психики в данных обстоятельствах и в данное время.

По уровню динамичности состояния занимают как бы промежуточное место между процессами и свойствами. Психические свойства определяют постоянные способы взаимодействия человека с миром, а психические состояния детерминируют активность здесь и сейчас. Психическое состояние всегда определяется тем, какую деятельность или поведенческий акт оно обеспечивает. Выделяют следующие основные психические состояния:

- базовые состояния: активное бодрствование,сон;

- глубокие или поверхностные состояния: безумие, страсть, депрессия или хорошее настроение, раздражение, истерика;

- позитивные или негативные состояния: влюбленность, гнев.

Для психологических состояний важны следующие характеристики:

- эмоциональные (тревога, радость, печаль и т. д.);

- активационные (уровень интенсивности психических процессов);

- тонические (психофизиологический ресурс индивида);

- тензионные (уровень психического напряжения);

- временные (длительность состояния);

- знак состояния (благоприятное или неблагоприятное для деятельности).

Таким образом, психика как система обладает определенной организацией, для которой характерны системность, целостность и нерасчлененность. Раньше считалось, что все психические процессы находятся только в сфере сознательного, а в бессознательном происходят исключительно физиологические процессы. Это не так. Мы как конкретные личности можем констатировать, что далеко не всегда контролируем свою нервную деятельность по управлению телом, мыслями, чувствами и желаниями. Причем, недостаток контроля может фиксироваться личностью, а может - и нет. Это означает, что наша психика функционирует в двух режимах, различающихся возможностью или невозможностью личностного контроля ее деятельности.

Основные психические процессы

1. Ощущения

Наиболее простыми из всех психических процессов являются ощущения. Ощущение - отражение отдельного чувственного качества или недифференцированного впечатления от окружающего. Жизненно важная роль ощущений состоит в доведении информации о состоянии организма и внешней среды до центральной нервной системы, управляющей деятельностью. Многообразие ощущений отражает разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств человека, называемые анализаторами, с рождения приспособлены к восприятию и переработке разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических воздействий) в соответствующие ощущения: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные.

Ощущение — психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение — чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях.

Ощущение является элементарным, но базовым психическим процессом. Это не пассивный отпечаток физических свойств действительности, а активный психический процесс взаимодействия человека с миром.

Психические процессы — это процессы деятельностного овладения миром. Ощущения человека опосредованы его знаниями, то есть общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове («красный», «холодный»), мы тем самым элементарно обобщаем эти свойства.

В ощущениях отражаются не только специфические свойства предметов и явлений, но и их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Образы ощущений объективизируются.

Ощущения человека взаимосвязаны, ассоциированы, так же как связаны между собой и различные свойства действительности. Ощущение — это канал чувственной связи организма с действительностью.

Жизнедеятельность человека основана на непрерывном приеме и анализе информации о физико-химических характеристиках внешней среды и внутренних состояниях организма. Этот процесс осуществляется посредством функционирования специализированных нейрофизиологических механизмов — анализаторов, обеспечивающих прием и анализ сенсорных, чувственных воздействий. Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной (от лат. sensus — чувство), а процесс ее приема и первичной переработки — сенсорной деятельностью.

 

2. Восприятие

 

Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков.

Восприятие — непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.

Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям.

Только включив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.

Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.

Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.

Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые — структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигается гипотеза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации, номинализации, а затем критически оцениваются его признаки.

Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия — образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией окружающей среды.

Процесс восприятия — перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов.

Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).

 

3. Процесс мышления

 

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно — во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей.

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним. Обобщенная и опосредованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ход прошедших событий, а астроному — заглядывать не только в прошлое, но и в далекое будущее.

Не только в науке и профессиональной деятельности, во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и личностный смысл окружающих его явлений, находит разумный выход из разнообразных проблемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность — обобщенную ориентацию в мире.

Мышление — психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, его семантическое (понятийное) поле, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки.

Система личностных смыслов взаимодействует в мышлении индивида с объективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений. В элементарной форме понимание проявляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Понять что-либо — значит включить новое в систему имеющихся связей.

 

4. Воображение

 

Воображение — образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность.

Воображение — специфически человеческое проявление психической активности, сформировавшееся в трудовой деятельности: любая трудовая деятельность требует предварительного осознания цели, то есть формирования психической модели будущего результата деятельности. Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее.

Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение — способность человека реконструировать действительность, генерировать аутообразы — создавать образы от себя.

Оно обеспечивает формирование образных представлений по описаниям, творческое конструирование и фантазирование. Все это свидетельствует об интегративной сущности процесса воображения: в нем объединяются чувственная, рациональная и мнемическая сферы психики человека.

Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу человека, мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека. Каждый акт мышления включает в себя воображение. Только благодаря ему становится возможной абстракция, такие методы познания, как экстраполяция и интерполяция, мысленный эксперимент. Глубокое проникновение в действительность требует свободного отношения сознания к элементам действительности.

Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Оно ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет реконструировать картины далекого прошлого.

Способность человека предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации — основа его нравственного поведения.

Окружающая среда является для человека многослойным проблемным миром, осознание которого невозможно без достаточно развитого воображения. Оно обеспечивает человеку

 

5. Внимание

 

Внимание теснейшим образом связано с волевой активностью человека. Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной: разделение внимания на произвольное и непроизвольное историки психологии находят уже у Аристотеля. В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении внимания Н.Ф. Добрынин выделил три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. По своему происхождению оно более всего связано с «ориентировочными рефлексами» (И.П. Павлов). Причины, вызывающие непроизвольное внимание, кроются в первую очередь в особенностях внешних воздействий – раздражителей.

К числу таких особенностей относится сила раздражителя. Сильные раздражители (яркий свет, интенсивные краски, громкие звуки, резкие запахи) легко привлекают внимание, так как, по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее вызываемое им возбуждение.

Важное значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, т. е. соотношение силы данного воздействия с силой других, фоновых, раздражителей. Каким бы сильным ни был раздражитель, он может не привлечь внимания, если будет дан на фоне других сильных раздражителей. В шуме большого города отдельные, даже громкие, звуки остаются вне нашего внимания, хотя они легко привлекают его, когда бывают услышаны ночью в тишине. С другой стороны, даже самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даются на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шорох при полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т. п.

Во всех этих случаях определяющим является контраст между раздражителями. Он может касаться не только силы раздражителей, но и других их особенностей. Человек невольно обращает внимание на всякое значительное различие: по форме, величине, цвету, продолжительности действия и т. п. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук – среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок – среди белых. Цифра заметна среди букв; иностранное слово – в русском тексте; треугольник – рядом с квадратами.

В большой мере привлекают внимание резкие или же многократно повторяющиеся изменения в раздражителях: значительные перемены во внешнем виде хорошо известных людей, вещей, периодическое усиление или ослабление звука, света и т. п. Аналогичным образом воспринимается и движение предметов.

Важный источник непроизвольного внимания – новизна предметов и явлений. Шаблонное, стереотипное, многократно повторяющееся не привлекает внимания. Новое же легко становится объектом внимания – в меру того, насколько оно может быть понято. Для этого новое должно находить опору в прошлом опыте.

Вызываясь внешними раздражителями, непроизвольное внимание существенно определяется состоянием самого человека. Одни и те же предметы или явления могут стать объектом внимания или не привлечь его в зависимости от того, каково состояние человека в данный момент. Важную роль играют потребности и интересы людей, их отношение к тому, что на них воздействует. Объектом непроизвольного внимания легко становится все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека (как органических, материальных, так и духовных, культурных), все, что соответствует его интересам, к чему у него есть определенное, ясно выраженное и в особенности эмоциональное отношение. Тот, кто интересуется спортом, обратит внимание на афишу, в которой сообщается о спортивном состязании, внимание же музыканта привлечет объявление о концерте, и т. д.

Значительную роль играют настроение и эмоциональное состояние человека, в большой мере определяющие выбор объекта внимания.

Существенное значение имеет физическое состояние человека. В состоянии сильной усталости нередко не замечается то, что легко привлекает внимание в бодром состоянии.

Произвольное внимание носит отчетливо выраженный сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Оно является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Для эффективного выполнения любой деятельности всегда необходимы целесообразность, сосредоточенность, направленность и организованность, умение отвлекаться от того, что несущественно для получения намеченного результата.

Благодаря произвольному вниманию, люди могут заниматься не только тем, что их непосредственно интересует, захватывает, волнует, но и тем, что не обладает непосредственной привлекательностью, но является необходимым. Чем меньше увлекает человека работа, тем больше требуется волевых усилий для сосредоточения внимания. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.

Прилагая значительные усилия, чтобы втянуться в работу, например, приступая к решению сложной геометрической задачи, ученик, найдя интересные способы ее решения, может настолько увлечься работой, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохранится. Такой вид внимания был назван Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным вниманием. Для человека, труд которого носит творческий характер, подобная форма внимания является весьма характерной. Уменьшение волевого напряжения при послепроизвольном внимании может явиться следствием выработки трудовых навыков, особенно привычки сосредоточенно работать в определенном режиме.

К свойствам (характерным особенностям) внимания относят его концентрацию, распределение, объем, переключение и устойчивость.

Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. Важным условием поддержания оптимальной интенсивности внимания являются рациональная организация труда с учетом индивидуальных особенностей работоспособности, а также оптимальные внешние условия (тишина, освещение и т. д.).

Распределение внимания – это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия, способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя из поля своего внимания ни одного из них. Многие известные личности могли выполнять несколько видов деятельности одновременно. Главное условие успешного распределения внимания заключается в том, что по крайней мере одно действие должно быть хотя бы частично автоматизировано, доведено до уровня навыка. Поэтому можно, например, легко совмещать просмотр фильма по телевизору и какую-то ручную работу. Труднее выполнять два вида умственного труда. Самое сложное – это распределение внимания между двумя мыслительными процессами с разным содержанием (например, обдумывание мысли и слушание рассуждения на другую тему). Попытка хорошо осознать оба ряда мысли вызывает состояние эмоциональной напряженности. Распределение внимания часто дополняется или заменяется его быстрым переключением.

Объем внимания – это количество не связанных объектов, которые могут одновременно восприниматься ясно и отчетливо. Из определения следует, что объем внимания меньше, чем объем восприятия. У взрослого человека объем внимания составляет в среднем 7 ± 2 элемента. Ограниченность объема внимания нужно учитывать на практике в тех случаях, когда необходимо, чтобы визуальная информация «схватывалась» мгновенно.

Переключение внимания представляет собой сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели. Таким образом, к переключению нельзя относить любой перенос внимания на другой объект. Тренировка, специальное обучение могут улучшать переключаемость внимания. В то же время возможность тренировки этого свойства внимания ограничена, что обусловлено тесной связью переключаемости внимания с подвижностью нервных процессов.

Иногда выделяют завершенное (полное) и незавершенное (неполное) переключение внимания. Во втором случае после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы. Это бывает, например, когда новая деятельность неинтересна или когда не осознается ее необходимость. Переключение внимания затруднено при его высокой концентрации – вследствие этого происходят так называемые ошибки рассеянности, которые часто отмечают как характерную черту великих ученых, сосредоточенных на предмете своего исследования.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется его концентрация. Она зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, общего отношения к нему субъекта.

Следует отметить, что существуют кратковременные колебания внимания, не замечаемые субъектом и не влияющие на продуктивность его деятельности, например в случае моргания. Такие колебания неизбежны.

 

6. Память и представления. Основные мнемические процессы

 

Память есть процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Память имеет огромное значение для жизни и деятельности не только каждого конкретного человека, но и общества в целом. Уже в древнегреческой мифологии обнаруживается признание важной роли памяти в развитии культуры человечества. Особо почитаемая греками богиня памяти Мнемозина была матерью девяти муз – покровительниц науки, поэзии и искусства. По имени этой богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью. В отличие от восприятия, мышления и остальных психических процессов память непосредственно не направлена на отражение окружающего мира. Она имеет дело с отражениями второго порядка, которые называются представлениями. Представление – это хранящийся в памяти субъективный чувственный образ предыдущих восприятий. Представления бледнее и беднее образов восприятия. Это объясняется тем, что восприятие всегда поддерживается силой воздействия на органы чувств непосредственно воспринимаемых объектов, а представления такой поддержки не имеют. Представления строятся на образах прошлых восприятий, поэтому многие детали воспринимавшихся ранее предметов, явлений и событий в них нередко сливаются или стираются. Кроме того, представления отличаются от восприятий своей изменчивостью, непостоянством и возможностью «реконструкции» – преобразования механизмами воображения.

В отличие от других познавательных процессов в памяти устанавливаются не связи и отношения самих объективных вещей, а отношения субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь реконструирует и организует уже обретенное. Если она конструирует новое знание, то не посредством взаимодействия с самими вещами, а путем реорганизации отвечающих им представлений.

Сложную структуру памяти в психологии принято подразделять на четыре основных мнемических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

 

7. Эмоции

 

Эмоции, как процесс целостного взаимодействия различных психических и физиологических структур человеческого организма, имеют характерное внешнее проявление в двигательных и звуковых реакциях, мимике, жестах, частоте дыхания, деятельности желудка, кишечника, желез внутренней секреции, состоянии кровеносных сосудов и т.д. В то же время одни реакции могут произвольно контролироваться человеком (например, частота дыхания), а другие (кровяное давление) такому контролю в обычных условиях не подвержены.

Основными характеристиками эмоций являются их сила, длительность протекания, глубина воздействия на организм и скорость возникновения. В зависимости от их величины и сочетания различают соответствующие эмоциональные состояния, представляющие собой определенный временной уровень целостного функционирования психики человека. Например, настроение рассматривается как слабо выраженное эмоциональное состояние, отличающееся значительной длительностью и некоторой неясностью, слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих. В то же время страсть представляет собой длительное, действенное и глубокое эмоциональное состояние, возникшее на основе осознания субъектом необходимости достижения конкретной цели деятельности.

В практической психологии также выделяется еще целый ряд эмоциональных состояний. В большинстве случаев они объединены по двум характерным признакам воздействия на организм – активизации или закрепощению его деятельности. К первой группе относятся стенические эмоциональные состояния, в число которых входят бодрость, активность, радость, удовлетворенность, удовольствие и др., в то время как ко второй – пассивность, апатию, боязнь, страх, панику и т.д.

Если эмоции переводят функционирование психических познавательных процессов и деятельности человека в подсознательную (неуправляемую) сферу, то сознательное управление ими осуществляется на основе его воли.

 

8. Воля

 

Воля рассматривается, как процесс осознанного воздействия человека на свою психическую сферу с целью выполнения необходимого действия в соответствии с поставленной целью, преодолевая физиологические и (или) психологические трудности (препятствия).В психической деятельности она реализует две взаимосвязанные функции: активизирующую и тормозящую, что позволяет направлять деятельность человека как на достижение чего-то, так и на отказ от того, что ему не нужно. Психологический анализ волевого действия позволяет сделать вывод о его наиболее часто проявляющейся последовательности, включающей в себя определенную этапную совокупность. Рассмотрим ее содержание несколько подробнее.

1. Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил тех или иных волевых действий выступают определенные материальные или духовные (психические или психологические) потребности человека. Они могут быть самыми различными, но в любом случае заставляют активно работать его мышление, что позволяет четко сформулировать и осознать цель предстоящего воздействия на эмоциональные процессы или совершения поступка (поведения).

2. Постановка и осознание цели действия. Выполнению любого, в том числе и волевого, действия предшествует формулирование и понимание его цели, в качестве которой рассматривается идеальный обр

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчет настройки цифрового привода | Особенности рынка труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.251 сек.