Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды рынка труда




Конъюнктура рынка труда

Составляющие рынка труда

 

Рассмотрим субъекты, объект и основные составляющие рынка труда.

Объектом рынка труда является труд.

Субъектами рынка труда выступают работодатели, безработные, наёмные работники, самостоятельно занятые работники.

Главными составляющими рынка труда являются предложение на труд и спрос на него.

Предложение на рынке труда представлено определёнными группами трудоспособных людей: теми, кто не имеет работы, но хочет её найти и ищет; кто имеет работу, но не удовлетворён ею и подыскивает себе другое место работы; теми, кто имеет работу и удовлетворён ею, но предполагает, что в ближайшее время может её потерять и поэтому, на всякий случай, ищет другое место работы.

Спрос на рынке труда представляют работодатели. Спрос характеризует потребность в труде, т.е. отражает – какое количество рабочих готовы нанять производители в определённый момент времени при заданном уровне заработной платы. Значит, спрос может отражать число вакансий.

Спрос на труд носит производный характер. Дело в том, что в отличии от обычных товаров, труд покупается не для удовлетворения потребителя, а для того, чтобы производить какую-то конкретную продукцию. Поэтому спрос на труд определяется непосредственно ситуацией на товарном рынке, он чутко реагирует на рост или падение покупательского спроса, на товары, а также на изменение производственных технологий. Если в экономике растут потребности в развитии рыночной инфраструктуры, значит,возрастёт спрос на банковских служащих, бухгалтеров, юристов. Если растёт потребность в одежде или обуви, значит, увеличится спрос на обувщиков и портных.

Спрос и предложение в своём единстве определяют ёмкость рынка труда, которая обусловлена, с одной стороны количеством вакансий, а с другой стороны количеством лиц, занятых поиском работы.

 

 

Применительно к соотношению, складывающемуся между составляющими рынка труда, используют понятие «конъюнктура рынка труда». Возможны три типа конъюнктуры рынка труда:

· дефицит работников, когда рынок испытывает недостаток предложения труда;

· безработица, когда на рынке труда имеется избыток предложения труда;

равновесие, когда спрос на труд соответствует предложению.

 

Как уже отмечалось, на любом рынке действуют продавцы и покупатели и в этом отношении рынок труда не является исключением, т.е. он состоит из всех продающих и покупающих труд. Если продавцы и покупатели ищут друг друга по всей стране, то такой рынок называется национальным рынком труда; если же продавцы и покупатели ищут друг друга только лишь на определённой территории, то такой рынок труда называется местным или региональным.

Распределение труда по сферам и отраслям экономики предопределяют особенности отраслевых рынков труда.

Когда же отношения в сфере найма строятся внутри предприятия, фирмы такой рынок принято считать внутренним рынком труда. В свою очередь, внутренний рынок труда делится на первичный (объединяет квалифицированных работников, имеющих соответствующий стаж работы на данном предприятии, готовых повышать свою профессиональную квалификацию, дающих высокие результаты по количеству и качеству продукции и определяющих перспективы технологического и экономического развития своего предприятия) и вторичный рынок труда (он объединяет работников, которые легко подлежат замене из числа претендентов на открытом рынке труда, имеют, как правило, низкую квалификацию).

По характеру функциональной деятельности различают сегментированный и гибкий рынок труда.

Сегментированный рынок труда предполагает разделение рабочих мест и работников на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы.

Гибкий рынок труда предусматривает различные формы занятости (переменная занятость, сезонная, случайная, неполная и т.п.) и различные режимы рабочего времени (неполное, сокращённое рабочее время, гибкие графики рабочего времени с меняющимся началом и окончанием рабочего дня; режимы годового рабочего времени, предусматривающие разную продолжительность рабочей недели в разные климатические сезоны и т. д.).

Гибкие формы занятости и рабочего времени могут применяться, как для удовлетворения потребностей работников в удобных режимах работы, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с другими видами занятий – учёбой, выполнением семейных обязанностей, увеличением досуга и т.п., так и для приспособления режимов занятости и работы к потребностям предприятий – неполная загрузка производственных мощностей, технологическая реструктуризация, потребность в неполной занятости работников отдельных категорий и профессий (уборщицы, охрана, работники питания и т.п.).

Знание указанных характеристик рынка труда позволяет анализировать его изучение во всём многообразии и на этой основе проводить целенаправленную политику занятости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.