Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подлежащего взносу в бюджет




Наименование предприятия Стоимость закупленных для производственных целей сырья, материалов, топлива и т. д., тыс. руб. Созданная на предприятии добавленная стоимость, тыс. руб. Стоимость реализованной продукции, тыс. руб. НДС, подлежащий взносу в бюджет, тыс. руб.
без НДС (включается в затраты по производству и реализации продукции) сумма уплаченного поставщику НДС (ставка 18%) без НДС выставлен в счете-фактуре НДС (ставка 18%) общая стоимость, выставляемая покупателю в счете-фактуре
               
    (2 ´ 18%)   (4 + 2) (5 ´ 18%) (5 + 6) (6 - 3)
А              
Б              
В              
Итого              

 

Как видно из таблицы, на всех трех предприятиях общая сумма добавленной стоимости составила 300 тыс. руб. и при ставке НДС 18% сумма уплаченного в бюджет налога – 54 тыс. руб. (18% от 300 тыс. руб.).

Таким образом, несмотря на то, что по принятой в российском налоговом законодательстве методике облагаемый НДС оборот определен как стоимость реализованной продукции (товаров, работ и услуг), все же предприятие вносит в бюджет сумму налога в зависимости от созданной на этом предприятии добавленной стоимости.

Как по каждому из трех предприятий, так и в целом по этой группе налогоплательщиков сумму налога, подлежащую взносу в бюджет, можно рассчитать по-иному, умножив сумму созданной добавленной стоимости на ставку установленного для данного товара, работы или услуги НДС. И здесь невольно возникает во­прос: зачем же усложнять порядок определения суммы подлежащего взносу в бюджет налога, если есть более простой способ?

Однако предусмотренный в российском налоговом законодательстве порядок определения суммы НДС, подлежащей взносу в бюджет, установлен не случайно. Дело в том, что для определения суммы добавленной стоимости при кажущейся его простоте необходимо было бы на каждом предприятии вводить дополнительную и весьма громоздкую бухгалтерскую отчетность, отражающую результаты формирования и реализации добавленной стоимости.

Кроме того, подобный порядок обеспечивает налогоплательщику источник уплаты данного налога, взимаемый с покупателя на каждом этапе реализации продукции и дающий возможность равномерно переложить внесенный в бюджет НДС на конечного потребителя.

В какие же сроки должны налогоплательщики вносить в бюджет установленные суммы НДС?

Предприятия на основе данных бухгалтерского учета и отчетности вносят НДС в виде фактических платежей, периодичность и сроки уплаты которых зависят от размера их оборотов по реализации продукции, работ или услуг. В отличие от налога на прибыль организаций, который уплачивается плательщиком нарастающим итогом с начала года, НДС рассчитывается за каждый налоговый период.

Налоговый период при уплате НДС с момента его введения в Российской федерации был установлен как календарный месяц. В то же время для налогоплательщиков и налоговых агентов с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров, работ и услуг без учета НДС, не превышающими 2 млн. руб., налоговый период установлен как квартал. Принятыми в2006 году поправками в Налоговый кодекс, начиная с 1 января 2008 года для всех плательщиков налога налоговый период будет установлен как квартал.

Уплата налога производится исходя из фактической реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за этим месяцем.

Налогоплательщикам, у которых ежемесячные в течение квартала суммы выручки от реализации товаров, работ и услуг без учета НДС не превышают 2 млн. руб., предоставлено право уплачивать налог исходя из фактической реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Не позднее сроков уплаты налога в соответствии с законом налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Налоговым кодексом установлены определенные особенности налогообложения при перемещении товаров через российскую таможенную границу, связанные с избранным таможенным режимом.

В случае помещения товаров под таможенный режим выпуска для дальнейшего свободного обращения на территории РФ налог уплачивается в полном объеме при пересечении таможенной границы.

Если же товар помещен под таможенный режим реимпорта, то в этом случае налогоплательщик уплачивает сумму налога, от уплаты которого он был освобожден при экспорте данного товара.

Налог должен быть уплачен в бюджет одновременно с оплатой стоимости товаров, но не позднее 15 календарных дней после ввоза товаров в Россию.

Конкретные сроки установлены российским налоговым законодательством для возмещения, (зачета или возврата) излишне уплаченных сумм налога.

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям по реализации товаров на российской территории, то полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику в форме зачета или возврата.

Если у налогоплательщика имеются недоимки и пени по налогам и сборам, или же по налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат сумм НДС, то они подлежат зачету в первоочередном порядке.

При этом налоговые органы не обязаны уведомлять о проведении зачета налогоплательщика, они производят указанный зачет самостоятельно, но в течение 10 дней обязаны сообщить о нем налогоплательщику.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогам и сборам, а также по налоговым санкциям, суммы, подлежащие возмещению, должны быть засчитаны в счет текущих платежей по НДС или по другим налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, или же подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.

Решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета не позднее следующего дня после его принятия должно быть направлено на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.

Органы Федерального казначейства обязаны осуществить возврат сумм налога в течение семи дней после получения решения налогового органа.

При нарушении установленных сроков возврата налогоплательщику излишне перечисленной суммы налога, на эту сумму начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России.

Возмещение излишне уплаченных сумм налога производится не позднее чем через три месяца, со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации.

Налоговый орган должен в течение двух месяцев произвести проверку обоснованности сумм налога, заявленных налогоплательщиком к возмещению. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении сумм излишне уплаченного налога путем зачета или возврата соответствующих сумм или же полном или частичном отказе в возмещении.

В том случае, когда налоговый орган принял решение об отказе в возмещении, то он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение о причинах отказа. При этом данное заключение должно быть направлено налогоплательщику не позднее чем через 10 дней после дня вынесения указанного решения.

В том же случае, если в течение установленного срока налоговый орган не вынес решение об отказе или не представил налогоплательщику указанное заключение, то он обязан принять решение о возмещении сумм налога и уведомить о нем налогоплательщика в течение 10 дней.

Суммы налога, уплаченного при покупке продукции, используемой для производства товаров, облагаемых по ставке 0%, подлежат возмещению из бюджета (в виде зачета или возврата) также в течение трех месяцев на основании отдельной налоговой декларации с приложением необходимых документов.

В течение этого срока налоговый орган должен осуществить проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе в возмещении всей суммы или ее части, он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.

Если в течение установленного срока такое решение не вынесено или оно не представлено налогоплательщику, то налоговый орган обязан принять решение о возмещении части суммы, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней.

В том случае, если у налогоплательщика имеются недоимки и пени по налогам, а также задолженность по штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке. Это решение налоговые органы принимают самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.

При отсутствии у налогоплательщика указанных видов задолженности суммы возмещения должны быть засчитаны в счет текущих платежей по налогам, подлежащим уплате в тот же бюджет, или же возвращены налогоплательщику по его заявлению. Возврат указанных сумм осуществляется в том же порядке, что и возврат излишне уплаченных сумм налога.

При нарушении сроков возмещения из бюджета на сумму не возмещенных средств налогоплательщику начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России.

 

Контрольные вопросы:

1. Какова роль НДС в экономике, в том числе в экономике России?

2. Каким условиям должны отвечать организации, чтобы быть самостоятельными плательщиками НДС?

3. Что представляет собой добавленная стоимость?

4. Как определяется налоговая база для исчисления НДС?

5. Почему в российской налоговой системе добавленная стоимость не является объектом обложения НДС? Что является объектом обложения налогом?

6. Какие операции не подлежат обложению НДС?

7. Какие существуют ставки налога, в каких случаях применяется та или иная ставка?

8. Каков порядок определения цены для формирования облагаемого оборота?

9. Имеют ли право налоговые органы контролировать уровень цен при проверке правильности исчисления и уплаты НДС?

10. Как установить момент определения налоговой базы?

11. Какие существуют льготы по НДС, направленные на усиление социальной защищенности населения России?

12. Как определяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет?

13. Для чего предназначены счета-фактуры?

14. Какие документы необходимо представить в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки в размере «0» процентов?

15. Каковы сроки уплаты НДС в бюджет? От чего они зависят?

16. Каков порядок отнесения сумм уплаченного продавцу налога на затраты по производству и реализации продукции?

17. Что такое налоговые вычеты и каков порядок их применения?

18. Каков порядок зачета или возврата налогоплательщику излишне уплаченных сумм налога?

19. В каких случаях осуществляется возмещение из бюджета сумм налога? Каков порядок этого возмещения?

20. Какие особенности уплаты НДС имеются при перемещении товаров через российскую границу?

 

2. Акцизы

 

Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. Данный налог стал применяться в основном в отношении тех товаров, производство и реализация которых является сверхрентабельными. К тому же, у акцизов появились еще две важнейшие функции. Во-первых, данный налог направлен на сдерживание потребления вредных для здоровья населения таких продуктов, как алкоголь и табак. Во-вторых, с его помощью в ряде стран осуществляется перераспределение доходов наиболее богатой части населения путем введения акцизов на отдельные особо дорогие товары.

Акцизами облагаются подакцизные товары, не только произведенные и реализуемые на территории РФ, но и ввозимые на российскую таможенную территорию.

Что же входит в группу подакцизных товаров? Состав этой группы на протяжении всей непродолжительной истории существования данного налога в Российской Федерации (введен с 1992 г.) неоднократно менялся, сторону ее сокращения. Неизменным оставалась алкогольная и табачная продукция, которая практически во всех странах мира являются объектом обложения акцизами. Это связано с их исключительным характером по сравнению с другими товарами. Во-первых – это их исключительные потребительские свойства. Данные товары не являются обязательными для всех потребителей и одновременно с этим необходимы исключительно для отдельных добровольных категорий потребителей. Являются они исключительными и с фискальной точки зрения. Имея достаточно низкие издержки производства и высокую акцизную ставку, указанные подакцизные товары представляют собой крупный источник доходов бюджета. Собственно, сама история мирового акцизного обложения началась именно с этих двух видов товаров.

К алкогольной продукции согласно российскому налоговому законодательству относятся: спирт этиловый, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и другая пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процентов, за исключением виноматериалов.

Не являясь по российскому законодательству алкогольной продукцией, пиво все же включается в группу подакцизных товаров.

Являются подакцизными товарами также автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с., автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла и прямогонный бензин.

Прямогонный бензин представляет собой бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.

Организации и физические лица становятся налого­плательщиками в том случае, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизами.

Таковыми являются, в частности, российские организации, а также иностранные юридические лица, международные организации, созданные на российской территории. Плательщиками налога по подакцизным товарам, производимым на российской территории, являются также иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели.

Для того чтобы определить налоговую базу и сумму причитающегося к уплате акцизного налога, важно четко представлять, что является объектом налогообложения.

Объектом обложения акцизами законодательство признает в первую очередь операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров, в том числе по реализации предметов залога и передаче таких товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Кроме того, следует иметь в виду, что реализацией подакцизных товаров и, соответственно, объектом обложения акцизами Налоговый кодекс признает также передачу прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе и использование их при натуральной оплате труда.

Начиная с 1 января 2007 года объектом обложения акцизом стало получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ также представляет собой объект обложения.

Кроме того, следует иметь в виду, что к производству товаров налоговое законодательство приравнивает розлив алкогольной продукции и пива, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ), в результате которых получается подакцизный товар.

Одновременно с этим российское налоговое законодательство установило достаточно широкий перечень операций, не подлежащих налогообложению и освобождаемых в связи с этим от акцизного обложения.

В частности, не подлежат налогообложению операции по передаче подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства или реализации других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации.

Не является объектом обложения акцизами и реализация подакцизных товаров на экспорт. При этом освобождение от налогообложения указанных операций имеет определенные особенности. Непременным условием освобождения от уплаты акциза является представление налогоплательщиком в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. Подобные поручительство или гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им в связи с этим соответствующих сумм акциза и пеней. Если отсутствует такое поручительство или гарантия, то налогоплательщик обязан уплатить налог, который подлежит возврату после представления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта. При уплате акциза вследствие отсутствия необходимых документов уплаченные суммы акциза должны быть возмещены налогоплательщику после представления им в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.

При экспорте подакцизных товаров для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты налога и налоговых вычетов налогоплательщик в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров должен представить в налоговый орган необходимые документы.

Такими документами являются, во-первых, контракт налогоплательщика с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров или его заверенная копия. Если поставка осуществляется по договору комиссии, поручения или агентскому договору, то налогоплательщик должен представить соответствующие договоры или их заверенные копии, а также контракт либо заверенную копию контракта лица, осуществляющего поставку по поручению налогоплательщика, с иностранным партнером.

Во-вторых, необходимо представить платежные документы и выписку банка или их заверенные копии, подтверждающие фактическое поступление выручки от экспорта на счет налогоплательщика в российском банке или же на счет его комиссионера, поверенного или агента.

В-третьих, налогоплательщик должен предъявить грузовую таможенную декларацию или ее копию с соответствующими отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы российской территории.

И, в-четвертых, представляются копии транспортных или товаросопроводительных документов или других документов с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств, подтверждающих вывоз товаров за пределы российской территории.

В случае непредставления или представления в неполном объеме всех указанных документов налогоплательщик обязан уплатить соответствующие суммы акциза.

В том случае, если впоследствии налогоплательщик представит в налоговые органы документы или их копии, обосновывающие освобождение от уплаты акциза, то уплаченные суммы налога должны быть возмещены ему в установленном порядке.

Для определения подлежащей уплате суммы акцизного налога важно знать, как определяется налоговая база по этому налогу.

В первую очередь необходимо отметить, что налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду подакцизного товара. Кроме того, налоговая база должна также определяться в зависимости от установленных для соответствующих товаров налоговых ставок.

Акцизы с самого момента установления являются налогом, по которому федеральным законодательством не предусмотрено каких-либо льгот налогоплательщикам.

Налогообложение подакцизных товаров производится по единым на всей территории России налоговым ставкам (табл.), которые могут пересматриваться только путем внесения изменений в Налоговый кодекс.

Таблица




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.