Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Водный налог

Налог впервые введен с 1999 г. в соответствии с Федеральным законом от 06.05.98 «О плате за пользование водными объектами» и призван, наряду с чисто фискальными целями решить две важнейшие задачи.

Во-первых, этот налог нацелен на рациональное и эффективное использование налогоплательщиками водного пространства и водных ресурсов страны, на повышение ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равновесия.

Во-вторых, данный налог имеет строго целевое назначение – не менее половины собираемых сумм налога федеральные и региональные органы власти обязаны направлять на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.

Указанный налог заменил собой действовавшую на протяжении нескольких десятков лет плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Введение данного налога взамен платы за воду позволило существенно расширить круг плательщиков.

В целях приведения законодательства о плате за пользование водными объектами в соответствие с Налоговым кодексом была принята соответствующая глава «Водный налог», которая вступила в действие с 2005 года.

Указанная глава не внесла принципиальных изменений в отмененную в связи с ее принятием плату за пользование водными объектами.

Как и в прежнем законе, в Налоговом кодексе сохранены специфические ставки налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Вместе с тем, исключены отдельные налоговые льготы, установленные прежним законодательством о плате за пользование водными объектами. Кроме того, из объекта налогообложения исключены такой вид пользования водными объектами как сброс сточных вод в водные объекты. В целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки водного налога за забор воды из водных объектов на сумму, соответствующую поступлениям от оплаты за сброс сточных вод.

Налогоплательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с российским законодательством.

Объектами налогообложения признаются следующие виды водопользования: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов (за исключением лесосплава в плотах и кошелях); использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, а также лесосплава в плотах и кошелях.

Одновременно установлен достаточно широкий перечень видов пользования водными объектами, которые не являются объектами налогообложения.

К ним, в частности, относятся забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы, а также забор термальных вод.

Не включен в состав объектов налогообложения забор воды и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Из числа объектов налогообложения исключен также забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, находящихся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты также не являются объектом налогообложения.

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с Кодексом.

В том случае, когда в отношении одного водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база должна определяться применительно к каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности соответствующих технических средств. Если же отсутствует возможность определения объема забранной воды и таким способом, то указанный объем определяется исходя из норм водопотребления.

При использовании акватории водных объектов (за исключением лесосплава в плотах и кошелях) налоговая база определяется как площадь предоставленного водного транспорта на основаниях данных лицензии или договора на водопользование. В случае отсутствия в лицензии или договоре таких данных налоговая база может быть установлена на основе данных соответствующей технической и проектной документации.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

В случае использования водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база представляет собой произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки дифференцированы по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Общее количество ставок налога, установленных Кодексом, превышает 170. В качестве примера в таблицах приведены некоторые виды ставок водного налога.

При этом следует, иметь в виду, что при заборе воды указанные ставки действуют только в случае соблюдения установленных квартальных или годовых лимитов водопользования. При заборе воды сверх установленных квартальных или годовых лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере установленных налоговых ставок. В том случае, если у налогоплательщика отсутствуют утвержденные квартальные лимиты, то они определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

 

Таблица

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Видов полезных ископаемых | Ставки налога при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.