Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие культуры и ее структура




Культура и цивилизация

Маргинальность

Людей,.которые по каким-то причинам не примыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, называют маргиналами. Маргинальность - это термин, при помощи кото­рого в социологии обозначают переходный статус того или иного человека или социальной группы. Это означает, что данный чело­век или данная социальная группа на какое-то время оказывают­ся как бы вне социальной системы: они уже не занимают такого же положения, которое занимали раньше, но еще не достигли нового положения в обществе. Понятие маргинальности тесно связано с социальной мобильностью, так как любой человек, пе­реходящий из одного слоя в другой, на какой-то момент обяза­тельно становится маргиналом.

Обычно состояние маргинальности не является длительным. Однако существуют вынужденные или сознательные маргиналы (бомжи, алкоголики, разного рода радикалы и т. д.), которые находятся в этом состоянии длительное время.

Разновидности маргинальности:

1) собственно социальная маргинальность, например, груп­пы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою;

2) биологическая маргинальность, связанная с нарушением

здоровья;

3) политическая маргинальность, при которой людей не ус­траивают существующие формы политической жизни и уп­равляющие ею законы;

4) экономическая маргинальность, которая сводится в основ­ном к феномену безработицы, как вынужденной, так и на­меренной (в последнем случае безработный живет на день­ги, выплачиваемые ему в качестве пособця государством или иными структурами, либо за счет других людей);

5) этническая маргинальность, то есть принадлежность к одному из национальных меньшинств;

6) возрастная маргинальность;

7) криминальная маргинальность -, то есть принадлежность к криминальным кругам, склонным жить по своим законам.

 

Учебники: 1-й – раздел 2, пар. 5;

2-й – тема 2, пар. 2.

 

 

Лекция № 9

1. Понятие культуры и ее структура;

2. Материальные и духовные ценности общества;

3. Проблемы взаимоотношений культур;

4. Социальные ценности и нормы;

5. Основные формы культуры;

6. Роль культуры в жизни человека и общества;

7. Понятие цивилизации.

 

С существованием и развитием общества связаны еще два понятия - культура и цивилизация. Термин «культура» (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почи­тание) в разные времена приобретал разные смысловые оттенки:

- подготовка почвы для ведения сельского хозяйства (агрокультуpa), тот или иной вид сельскохозяйственного растения (скажем, зерновые культуры);

- степень начитанности и утонченности в манерах поведения человека;

- сфера литературы и искусства и т. д. Сегодня в наиболее широком и общефилософском значении под культурой понимают все, что «наработало» общество за свою историю, т. е. весь сотворенный человеком мир - так называемые артефакты, или «вторую природу» (в отличие от первой, есте­ственной и нерукотворной природы).

Таким образом, в широком смысле культура - это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Материальные элементы культуры, в частности, представляют производственные здания и сооружения, машины и оборудование, жилые дома и предметы быта, те­левизоры и компьютеры, театры и концертные залы, книги, биб­лиотеки, кинофильмы, картины, скульптуры и т.д. Духовные эле­менты - знания, идеи, языки, искусство, обряды, обычаи, тради­ции, социальные нормы и ценности и т.д. Однако эти две группы элементов культуры не существуют изолированно. Они тесно вза­имосвязаны и переплетены.

К примеру, книга - элемент материальной культуры, а содер­жащиеся в ней знания, идеи или художественные образы относятся к духовным ценностям. Правило переходить улицу в «положен­ном месте» - явление из сферы духовного, а представляющий это «положенное место» подземный переход - объект вещественный, материальный. Искусство (как способность творить и само худо­жественное творчество) духовно, а его результаты (картины, скуль­птуры, нотная запись музыкального произведения) вещественны. Наконец, театральный спектакль! Это такое сплетение одновре­менного творческого процесса и зрительского наслаждения его ре­зультатами, такой сплав духовного (искусство) и материального (живая картина), что их просто невозможно разделить.

В каждом обществе, понятно, складывается своя неповтори­мая культура. Наряду с многочисленными самобытными культур­ными компонентами у всех народов и стран существуют и общие элементы культуры - так называемые культурные универ­салии. Амери­канский этнограф Джордж Мёрдок (1897-1985) называет такие универсальные черты в культуре человечества, как разделение и кооперация труда, приготовление пищи, право собственности, до­машнее хозяйство, торговля, язык, закон, образование, ухажива­ние, брак, семья, личное имя, приветствие, календарь, отсчет возраста, похоронные ритуалы, медицина, правительство и др.

Однако несмотря на подобные универсалии, культуры раз­ных народов и стран весьма отличаются друг от друга. В связи с этим важной для социологов является проблема взаимоотно­шений различных культур.

В вопросе об отношениях между различными культурами просматриваются три тенденции, или три подхода. Этноцентризм проявляется в том, что его сторонники оценивают культуру других народов по культурным (и по их мнению, образцовым) стандартам своей этнической общно­сти. Глядя на мир «со своей колокольни», они однозначно решают, где добро, а где зло; что морально, а что аморально.

Своеобразным этноцентризмом, по мнению ряда наблюдателей, заражены американцы. Многие из них слишком сосредоточены на себе и на своих сиюминутных проблемах. Они как бы «варятся в собственном соку», часто не замечая остальной мир (у которого тоже есть чему поучиться) и не задумываясь о перспективах развития своего и других обществ. В результате жители одной из самых ма­териально благополучных стран мира сильно проигрывают, прояв­ляя подчас элементарную неосведомленность в вопросах географии, политики и культурных достижений народов за пределами США.

Бывает, что этноцентристы не ограничиваются оценками, а «несут» свою культуру (религию, социальные ценности и нормы) в «массы» других народов - через печать, радио, телевидение, так называемую миссионерскую деятельность, а то и прямо (как это бывало в прошлом) через политику колониализма. Вот почему культурный этноцентризм в чем-то перекликается с воинствую­щим национализмом и может служить для него идеологическим обоснованием.

Сторонники «культурного релятивизма», напротив, пола­гают, что все в мире условно и относительно, поэтому нельзя под­ходить к оценке явлений чужой культуры со своими мерками. Нельзя вставать в позу некоего всезнающего оценщика и изнутри своей культуры судить, кто лучше, а кто чем-то хуже. Каждая культура своеобразна и может быть правильно воспринята лишь через призму ее собственных ценностей и норм. Такой подход обычно характерен для тех, кто делает упор на культурную ис­ключительность своего этноса, придерживается защитного наци­онализма и хотел бы «закрыть» свое общество, наглухо отгоро­дившись от остальных культур.

На фоне этих двух крайних подходов все более заметной ста­новится третья тенденция – «культурная интеграция». Она про­является в том, что при сохранении своей самобытности культу­ры народов и стран все более и более сближаются. Это объектив­но обусловлено (а) растущей многонациональностью обществ и тем, что (б) хорошо информированные современные люди хотят брать все хорошее отовсюду.

И в самом деле, почему бы, скажем, россиянам не позаимство­вать • традиционно глубокое уважение к предкам - у конфуциан­цев; • стремление к максимальной честности и скромности - у Сви­детелей Иеговы3; • четкость в работе и обязательность - у немцев; • расчетливость и бережливость - у финнов; • чистоту и ухожен­ность улиц - у сингапурцев? Почему бы не взять в пример японское трудолюбие, голландский опыт в рациональной организации агропрома, американскую благоустроенность быта, французскую галан­тность4, наконец, и т. д.? Разумеется, здесь речь не о заимствовании негативного опыта и не о смешном «попугайстве», когда, скажем, вдруг начинают писать номер московского телефона «по-американски» - без черточки меж­ду последними парами цифр (лишь бы на «заморский» лад!), или когда (как в Америке) улюлюкают и свистят в русском театре, или, наконец, когда иные российские журналисты пытаются «заявить о себе» через злоупотребление английским словцом (вроде «промоушн» или «перфоманс»). Тут и в самом деле уместно лишь разве­сти руками: «Бедная российская «калча»!..»

Наибольший интерес для социологии представляют поведенческие элементы - социальныеценности и нормы. Они во многом определяют не только характер взаимоотноше­ний людей, их нравственные ориентации, пове­дение, но и сам дух общества в целом, его своеобразие и отли­чие от других социумов. Не это ли своеобразие имел в виду поэт, когда восклицал: «Там русский дух... там Русью пахнет!»

Социальные ценности - это такие жизненные идеалы и цели, которых следует стремиться достичь. Таковыми в разных обществах могут быть, например, патриотизм, уважение к предкам, трудо­любие, ответственное отношение к делу, свобода предпринима­тельства, законопослушность, честность, брак по любви, верность в супружеской жизни, терпимость и доброжелательность во вза­имоотношениях людей, богатство, власть, образование, духов­ность, здоровье и т. д.

Подобные ценности общества вытекают из общепризнанных представлений о том, что хорошо и что плохо; что есть добро, а что - зло; чего следует добиваться, а чего - избегать и т.д. Уко­ренившись в сознании большинства людей, социальные ценности как бы предопределяют их отношение к тем или иным явлениям и служат своеобразным ориентиром в их поведении. К примеру, если в обществе прочно утвердилась идея здорового образа жизни, то большая часть его представителей будет отрица­тельно относиться к физической пассивности людей, к неправиль­ному питанию и увлечению алкоголем и табаком.

Разумеется, далеко не все одинаково понимают благо, пользу, свободу, равенство, справедливость и т.д. Для одних, скажем, государственный патернализм (когда государство до мелочей опе­кает и контролирует своих граждан) - высшая справедливость, а для других - ущемление свободы и чиновничий произвол. Поэто­му индивидуальные ценностные ориентиры могут быть различ­ны. Но вместе с тем в каждом обществе складываются и общие, превалирующие оценки жизненных ситуаций. Они-то и форми­руют социальные ценности, которые, в свою очередь, служат основой для выработки социальных норм.

В отличие от социальных ценностей социальные нормы но­сят не только ориентирующий характер. В одних случаях они как бы рекомендуют, а в других прямо требуют соблюдения опреде­ленных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе. Все многообразие социальных норм можно условно объединить в две группы: неформальные и формальные нормы.

Неформальные социальные нормы - это естественно скла­дывающиеся в обществе образцы правильного поведения, кото­рых, как ожидается или рекомендуется, люди должны придержи­ваться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие эле­менты духовной культуры, как этикет, обычаи и традиции, обря­ды (скажем, крещения, посвящения в студенты, погребения), церемонии, ритуалы, хорошие привычки и манеры (скажем, до­стойная уважения привычка доносить свой мусор до урны, как бы далеко она ни была и, главное, даже в том случае, когда вас никто не видит) и т. д.

Отдельно в этой группе часто выделяют нравы общества, или его нравственные, моральные нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно.

К примеру, во многих обществах считается крайне аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленького ребенка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям-старикам.

Соблюдение неформальных социальных норм обеспечивается силой общественного мнения (неодобрение, осуждение, презрение, бойкот, остракизм и т. п.), а также благодаря здравомыс­лию, самоограничению, совести и сознанию личного долга каж­дого человека.

Формальные социальные нормы представляют специально разработанные и установленные правила поведения (например, воинский устав или правила пользования метрополитеном). Осо­бое место здесь принадлежит юридическим, или правовым нор­мам - законам, указам, постановлениям правительства и другим нормативным документам. Они, в частности, защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, об­щественный порядок, безопасность страны. Формальные нормы обычно предусматривают и определенные санкции, т. е. либо вознаграждение (одобрение, награда, премия, почет, слава и т. п.), либо наказание (неодобрение, понижение в должности, увольне­ние, штраф, арест, тюремное заключение, смертная казнь и т. д.) за соблюдение или несоблюдение норм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.