Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие цивилизации




Образовательная функция состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными обществом знания­ми, родным и иностранными языками, учится понимать литера­туру и искусство, приобретает опыт самостоятельного творче­ства и эрудицию.

Человека и общества

Роль культуры в жизни

 

Роль культуры трудно переоценить, поскольку именно культура в обществе делает человека человеком, а стадо первобыт­ных людей - обществом. Не случайно так назы­ваемые феральные люди, т. е. те, кто был вырван из культурной среды общества и вырос в окружении животных, перестают быть человеком (у них нет связной речи, мышления, человеческих чувств). Наиболее наглядно эта роль культуры проявляется в сле­дующих четырех взаимосвязанных функциях культуры

Воспитательная функция имеет место, когда люди актив­но усваивают социальные ценности и нормы, учатся жить в об­ществе, постигая сложное искусство взаимодействия и общения друг с другом и постепенно начиная понимать, что путь к нор­мальным человеческим отношениям пролегает через личную сдер­жанность, терпимость к особенностям окружающих, через взаим­ные доброжелательность и уступки. Не случайно культурным называют прежде всего образованного и воспитанного человека.

Р егулирующая функция тесно связана с предыдущей. Она проявляется в том, что культура (в первую очередь социальные ценности и нормы) определяет рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей.

О бъединяющая функции культу­ра обеспечивает целостность общества. Она сплачивает людей, со­здает у них чувство общности, сознание принадлежности к еди­ной нации, народу, к одной конфессиональной или иной социаль­ной группе. Несмотря ни на что, она (наша культура - этот особый «русский дух») объединяет многострадальный российский народ веками. И подавляющее большинство россиян даже не стремится ни в какие америки и канады, а хочет жить на родине - в пусть убогой, но и могучей России.

С проблемами культуры общества тесно связанопонятие цивилизации само слово «цивилизация» происходит от латин­ского civilis - гражданский, государственный. В отношении же определения понятия цивилизации существует целый ряд разных точек зрения. (1) Одни ученые связывают это понятие с религией - говорят, например, о христианской или мусульманской цивилизациях. (2) Другие - с географическим регионом - скажем, европейская цивилизация. (3) Третьи предпо­лагают, что цивилизация - это определенная историческая сту­пень развития культуры того или иного общества (к примеру, античная цивилизация). (4) Наконец, еще 2-й – тема 2, пар. 5в одном значении слово «цивилизация» используется как синоним культуры.

Творчески объединяя два последних варианта, получим, что цивилизация это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой. Отсюда следует, что одну цивилизацию от другой отличают'образцы как материаль­ной, так и духовной культуры общества - орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага; 'жилища, в которых они живут; опыт и знания, которыми они пользуются; искусство, которым они украшают свою жизнь; наконец, 'социальные цен­ности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь.

И все же главное, чем различаются цивилизации (особенно если брать не разные исторические эпохи, а цивилизации-совре­менницы), - это духовная культура. Если матери­альные элементы современных, к примеру, таиландского и бель­гийского обществ во многом схожи, то социальные ценности и нормы, знания, искусство и религия значительно расходятся. В связи с этим понятно, почему социологи давно и всесторонне сопоставляют две параллельно развивающиеся сквозь века циви­лизации - восточную и западную.

Учебники: 2-й – тема 2, пар. 5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.