Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиологические




Экзистенциальные

Социальные

Престижные

Духовные

ДИНАМИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ

Пружиной, своеобразным мотором, приводящим потребности в движение, выступает принцип иерархии. Потребности каждого нового уровня становятся актуальными (насущными), заявляют о себе лишь после того, как удовлетво­рены запросы предыдущего. Мотивирующей силой обладают только неудовлетворенные потребности. Голод движет челове­ком до тех пор, пока он не утолил его. Следовательно, реаль­ный потенциал (сила воздействия) потребности есть функция от степени ее удовлетворения. Сила воздействия потребности, ее интенсивность кроме того зависят от занимаемого ею места в общей иерархии. Физиологические потребности, независимо от степени воздействия их удовлетворения, обладают большей силой воздействия, чем, например, эгоистические, занимаю­щие четвертую ступеньку. По мере продвижения вверх сила воздействия скорее убывает, нежели возрастает. Действитель­но, голодный и холодный человек вряд ли будет думать о сти­хах или наслаждаться величием классической музыки. Только одиночки способны на такие подвиги. Голод чаще о себе заяв­ляет, чем скажем, потребность в общении. Сколько вы можете пробыть без еды, не испытывая дискомфорта? А без обще­ния с другими людьми?

Иерархию потребностей Л. Маслоу можно изобразить в виде пирамиды, если учитывать важность и место каждой в общей иерархии.

По силе воздействия иерархию потребностей можно изобразить таким образом: первое – физиологические, 2 – экзистенциальные, 3 – социальные, 4 – престижные, 5 – духовные.

Иерархию потребностей А. Маслоу можно изобразить иначе, если учитывать силу воздействия потребностей.

 

Низшие,не различают людей

 

Согласно теории А. Маслоу, там, где начинаются высшие потребности, начинается личность.

Оказывается, потребности не предзаложены в человеке от века, а возникают и исчезают, формируются и деформируются. Потребности можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе располагаются стихийные потребности (физи­ологические), мало поддающиеся сознательному регулирова­нию, а на другом – искусственные, созданные благодаря соци­альной среде (духовные). Они поддаются контролю со стороны сознания. Если низшие потребности присущи всем людям в равной мере, то высшиев неодинаковой. Образованные и необразован­ные испытывают чувство голода, но вторые вряд ли испытывают острую потребность в творчестве. Неодинаково присущи людям социальные (стремление к общению) и эгоистические (намере­ние выдвинуться, сделать карьеру). Правда, причиной тому слу­жат не только социальные факторы, но и психологические осо­бенности индивида, например, любовь к уединению. В общем и целом высшие потребности сильнее дифференцируют людей, разли­чают друг от друга, нежели низшие.

И еще одна особенность, важная для объяснения челове­ческой личности: высшие потребности вносят больший вклад в формирование личности, нежели низшие. Можно выразиться еще определеннее: там, где начинаются высшие потребности, там собственно говоря, начинается личность. С другой стороны, чем выше уровень иерархии, тем значительнее вклад самого человека в формирование потребностей. Это и понятно, ведь потребности расположены от неконтролируемых вверх к контролируемым. В результате возникает двунаправленный процесс: потребности движут человеком, а он формирует их содержание. Чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей.

Современная молодежь, имеющая более высокий уровень образования, чаще разочаровывается в труде, если ей предоставляют путаную, однообразную работу. Ведь чем выше образование, тем выше притязания. И как следствие – более за­тяжной период выбора профессии по своему характеру, складу ума, запросам. Все чаще молодые люди связывают с выбором профессии выбор фундаментальных ценностей, ищут в ней от­вет на главные вопросы жизни.

Подавление потребностей любого уровня деформирует лич­ность и поведение. Человек с подавленными потребностями в безопасности, статусе, самореализации неполноценен. Его не­полноценность выражается в апатии, стремлении избегать ответ­ственности. Неполноценным индивид вырастает в силу соци­альных условий, например, жизни в авторитарном обществе, пребывания в тюрьме или психбольнице, а не по причине дефек­тов в психике или организме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.