Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и разновидности культуры




ЦЕННОСТИ

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей.

Ценностисоциально одобряемые и разделяемые большин­ством людей представления о том, что такое добро, справедли­вость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

Ценности не подвергаются сомнению, они служат этало­ном, идеалом для всех людей. Если верность является ценнос­тью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осужда­ются как неприличное поведение.

Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А ин­дивиды? Они могут выбирать – разделять эти или другие ценнос­ти. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие ценно­стям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть Деньги, для других – моральная безупречность, для третьих – политическая карьера.

Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описы­вают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Итак, сделаем вывод: ценности принадлежат группе или обществу, а ценностные ориентациииндивиду.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уро­вень, социологи различают три формыэлитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура создается привилегированной частью обще­ства либо по ее заказу профессиональными творцами.

Она включает изящное искусство, так называемую серьез­ную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитар­ная, или высокая культура, например живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребите­лей – высокообразованная часть общества: критики, литера­туроведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художни­ки, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры рас­ширяется. К ее разновидностям можно отнести светское ис­кусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры "ис­кусство для искусства".

Народная культура создается анонимными творцами, не имею­щими профессиональной подготовки.

Народную культуру называют любительской (но не по уров­ню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (из­ложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

Фольклореще одно название народного творчества. Фольклор локализован, т.е. связан с традициями данной местности, демократичен, поскольку в его создании участвуют все жела­ющие.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей.

Она не выражает изысканных вкусов аристократии или ду­ховных поисков народа. Время ее появления – середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в боль­шинство стран мира и стали доступны представителям всех со­циальных слоев. Массовая культура может быть интернацио­нальной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк – примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей худо­жественной ценностью, чем элитарная или народная культу­ры. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторс­кой. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массо­вой культуры, в частности, шлягеры, быстро теряют актуаль­ность, устаревают, выходят из моды. С произведениями эли­тарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культурасленговое название массовой культуры, а китчее разновидность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.