Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники возникновения ЧС

1. Все Потенциально Опасные Промышленные Объекты

2. Транспорт

3. ТЭС

4. Инфекционные заболевания

5. пожары и взрывы

6. Природные катаклизмы

Причины ЧС:

1. устаревшие здания, оборудование, вооружение

2. недостаток средств (на предотвращение и защиту)

3. уменьшение ответственности руководителей всех уровней

4. слабая подготовка и знания населения.

5. слабая законодательная база, безнаказанность исполнительной власти.

6. недостаточная организованность населения (энертность)

7. глубинные социальные преобразования

Пути предупреждения:

1. Выявление и учет всех потенциально опасных источников и объектов

2. прогнозирование возможных ЧС

3. образование и всестороннее развитие населения.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь (или влекут) человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Авария - происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, влечет разрушение сооружений, а в результате и нарушение нормальной деятельности.

Катастрофа - крупная авария или стихийное бедствие, повлекшее человеческие жертвы.

_______________________________________________________________________________________________________________

Тема 2. Единая Государственная (Российская) система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

Вопросы:

1. Государственная политика в области защиты населения от ЧС

2. Назначение и задачи РСЧС

3. Состав и структура РСЧС

4. Режимы функционирования РСЧС

 

Основная Литература:

1. Федеральный закон о защите населения и территории от ЧС №68-ФЗ от 21 декабря 1994 (полномочия и ответственность руководителей всех уровней, обязанности граждан)

2. Постановление Правительства РФ №1113 от 5 ноября 1995 (понятия и требования в законе, утверждение ПОЛОЖЕНИЯ О РСЧС, со всей структурой)

3. Постановление Правительства РФ №794 от 30 декабря 2003 (уточнение ПОЛОЖЕНИЯ РСЧС (об объединении гражданской обороны и противопожарной защиты))

ЗАДАНИЕ: ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ - заучить.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года Глава IV. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1. Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка. 2. Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Основная обязанность государства - гарантии безопасности человека и населения.

Этой проблемой занимались усиленно с начала применения Химического Оружия в Первую мировую войну.

Этапы становления Государственной политики:

I этап: Советское время. (Угроза новой войны)

1931 год - 1961 год - Местная Противовоздушная Оборона (МПВО) - первая гражданская структура, функционирующая и в военное и мирное время.

II этап: После второй мировой войны. (Новые виды оружия, начало работы Атомные ЭС (гражданские - уже не способны обеспечить безопасность ->))

1961 год - 1991 год - Гражданская оборона - военная организация (в условиях ракето-ядерной войны и мирное время (химия))

1972 год - Международная Организация Гражданской Обороны

III этап:

1991 год - н.в. - Министерство Чрезвычайных Ситуаций (по делам Гражданской Обороны, Чрезвычайным ситуациям и противопожарной защите)

Огромное число чрезвычайных ситуаций - одно министерство не способно справиться => РСЧС

Любая система (в т.ч. РСЧС) представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем и элементов на различных иерархических уровнях (от федеративных до локальных), предназначенных для решения определенных задач.

Основные задачи РСЧС:

1. Разработка и реализация Правовых и Экономических норм, связанных с обеспечением безопасности. (Защитить участников ликвидации и наказать тех, кто приводит к неоправд. потерям)

2. Разработка и реализация Целевых и Научнотехнических программ, направленных на предупреждение ЧС. (на 130 месте по обеспечению безопасности, страна - развивающаяся (как третьего мира), низкий уровень образования)

3. Обеспечение готовности органов управления, сил и средств действием ЧС. (Кадры, техника..)

4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации о ЧС. (Увеличение эффективности мер, сохранение секретности информации особой важности)

5. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.

6. Подготовка населения к действиям в ЧС.

7. Создание необходимых материальных и финансовых резервов. (По устранению последствий)

8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля за действиями всех органов управления по обеспечению безопасности.

9. Ликвидация ЧС.

10. Осуществление мер социальной защиты пострадавших (В правовом и материальном смысле)

11. Международное сотрудничество в области ЧС и защиты населения. (Обучение и обмен опытом, международные научные центры по изучению воздействия ЧС на среду...)

Состав и структура РСЧС:

Иерархические уровни Органы управления Силы и средства · Силы и средства быстрого реагирования · СИС Постоянной готовности: А) СИС Наблюдения и контроля (Все органы надзора на всех уровнях) Службы контроля учреждений и ведомств Наблюдения и лабораторного контроля Продовольствия Гидрометио Служба Служба Сейсмического наблюдения Ветеринарная служба Б) СИС Ликвидации ЧС (Постоянной готовности) Военизированные и нет подразделения противопожарной защиты Аварийноспасательные отряды Восстановительные бригады Медицинские формирования экстренной помощи Формирования ветеринарной экстренной помощи Специальные подразделения Министерства Обороны и МВД Специальные ведомственные и объектовые отряды Военизированные Горноспасатели · Внештатные формирования   Связи, оповещения и обмена информации Резервы
Координирующие (Необходимо быстро действовать. Работают временно, на время ликвидации ЧС) Глава: первые лица Постоянного (Как любые бюджетные организации, время работы.. Но если ЧС, то дольше) Повседневного (Круглосуточно)
Федеральный Правительственные Комиссии по ЧС (КЧС) Глава: Премьер-Министр (или один из заместителей) МЧС (ГО, ЧС, ППЗ) Центральный пункт управления при МЧС и дежурно диспетчерская служба Центральная Информационно-управляющая система при МЧС Федеральный резерв
Межрегиональный Межведомственные КЧС Глава: Руководитель региона источника ЧС (Губернатор, Министр). С других регионов – специалисты. Межрегиональные центры (ГО, ЧС, ППЗ) Центральный пункт управления при МЧС и дежурно диспетчерская служба ЦИУС РЦ Межрегиональный резерв
Региональный (территориальный) КЧС Субъектов (республика, область, край) Российской Федерации. МЧС или (Главные) управления по ЧС, Го, ППЗ Пункты управления и ДДС ИУС МЧС ТУ У Резерв субъектов федерации
Муниципальный (местный) КЧС Органов Местного Самоуправления Комитеты или отделы, Центры. ДДС или Дежурная служба Абонентские пункты Резерв органов местного самоуправления
Объектовый Объектовые КЧС Глава: руководитель (директор) Отделы, сектора, отдельные специалисты (по важности и опасности объекта) ЦПУ, или Дежурная служба Телефонная связь, телефон прямой связи Объектовый резерв
А В МГУ! (Местный уровень) КЧС Университета Центр по делам ГО, ЧС, ППЗ Дежурная служба (ГС, Хим, Физ, Военное) Телефонные, звуковые, посыльные, пп сигнализаторы Резерв факультета
Факультет (Объектовый) КЧС Факультета Глава: Декан        

Направления развития РСЧС:

· Формирование унифицированного методического и программного обеспечения

· Автоматизация систем управления (Меньше времени на обработку и оповещение)

· Разделение сфер ответственности между центром, субъектами и местными органами (от перегрузок МЧС)

· Создание Национального Центра Управления в кризисных ситуациях

· Создание специальных гражданских формирований МЧС с разной специализацией

· Создание глобальной международной системы прогнозирования и борьбы со стихийными бедствиями.

Режимы функционирования РСЧС:

· В мирное время

Режим повседневной деятельности (подготовка специалистов, техники)

Режим повышенной готовности (обстановка ухудшается, создание КСЧ)

Чрезвычайный режим (работа на месте ЧС)

· При переходе на военное положение

-Режим единоначалия (Все действия – под командиром)

-Привлечение военных специалистов

-Создание запасных пунктов управления на всех уровнях

-Увеличение резервов, создание мобилизационных резервов

Режим повседневной готовности (все службы – наличие необходимых сил и средств)

Первоочередные мероприятия первой группы (ожидание команды к действию)

Второй группы – (полная готовность)

Общая готовность (выполнение)

ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРИТОРИИ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Опасные факторы и угрозы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.