Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложить пути реализации методов обеспечения безопасности




Источники формирования опасности.

Средства обеспечения безопасности

Методы обеспечения безопасности

Они тоже могут классифицироваться по разному. Так выделяют активные и пассивные методы борьбы с опасными и вредными факторами. К активным относятся методы нейтрализации опасности непосредственно в источнике ее возникновения (в ноксосфере - пространстве, в котором постоянно возникают опасности).

К пассивным относятся методы защиты на пути распространения опасности от источника к человеку (или из ноксосферы в гомосферу). Все активные и в большинстве своем пассивные методы реализуют коллективными средствами защиты.

Можно выделить методы защиты, ориентирующие на пространственное или временное разделение гомо- и нокосферы, что достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации. Другая группа методов направлена на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Они реализуются введением профотбора, специального обучения и закрепления безопасных приемов работы, использованием средств индивидуальной защиты.

В реальных условиях чаще реализуется комбинация указанных методов

Они делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ), которые, в свою очередь, подразделяются на группы в зависимости от характера опасностей конструктивного исполнения и области применения (ГОСТ 12.4.011).

 

1. сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

2. окружающая среда;

3. явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

В БЖД существуют 2 понятия:

1. ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);

2. гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).

Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.

 

Контрольные вопросы

 

1. Привести примеры использования технического принципа «слабого звена».

2. Изложить сущность управленческого принципа обратной связи.

4. Прокомментируйте понятие средства обеспечения безопасности.

 

Тема1.5 Анализ и управление безопасностью жизнедеятельнолсти Изучив тему, студент должен знать: § системный подход при анализе и управлении безопасностью. § логические операции, используемые при анализе безопасности. § графическое изображение причинно-следственных связей § прямой и обратный методы анализа. § прогнозирование обстановки и задачи прогнозирования. Системный анализ безопасности Системный анализ - это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам (например, обеспечение безопасности). Система - это совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой таким образом, что достигается определённый результат (цель). Под компонентами (элементами, составными частями) системы будем понимать не только материальные объекты, но и отношения, связи. Система управления, где один из элементов - человек-оператор, называется эргатической. Например, вездеход - это техническая система, а пожар - системное явление, где компонентами являются горючее вещество, окислитель и источник воспламенения. Цель системного анализа опасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф) и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления (повторения). Известно, что реализация потенциальной опасности возможна через "причины". Чаще всего имеется целый ряд причин, способствующих проявлению опасности. Причины обычно связаны и образуют совместно с опасностями цепные структуры. Графическое изображение таких структур напоминает ветвящееся дерево. За рубежом при анализе безопасности объектов используют понятия: "дерево причин", "дерево отказов", "дерево событий", "дерево опасностей" и др. В построенных "деревьях", как правило, есть ветви причин и ветви опасностей, что соответствует закону причинно-следственных связей в природе. Построение "деревьев" считается исключительно эффективным методом расследования и анализа аварий, травм, пожаров и т.п., поскольку построенное "дерево" даёт целостное представление картины исследуемых нежелательных событий. При этом, если мы будем вводить вероятностные характеристики реализации отдельных событий, тогда "дерево" можно существенно упростить, поскольку можно пренебречь мало вероятными событиями (причинами) и появляется возможность расчёта вероятности наступления любого нежелательного события.

В управлении БЖД важен системный подход, заключающийся в учете необходимости и достаточности числа компонентов, которыми определяется безопасность. Проблема рассматривается как единое целое; выявляются альтернативные пути достижения целей; подцели и цель должны быть реальными, предметными, количественно определенными, адекватными, эффективными, контролируемыми. Требования безопасности необходимо учитывать при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектировании реализации проекта, испытаниях, производстве, транспортировке, эксплуатации, модернизации, реконструкции, консерва­ции, ликвидации, захоронении отходов на основе технических и экономических соображений. Управление БЖД включает анализ и оценку состояния объекта, прогнозирование и планирование мероприятий, организацию, непосредственное формирование управляемой и управляющей систем, контроль за ходом организации управления, определение эффективности мероприятия, стимулирование работы. При выборе средств управления БЖД выделяют мировоззренческий, физиологический, психологический, социальный, воспитательный, эргономический, экологический, медицинский, тех­нический, организационно-оперативный, правовой и экономический аспекты. Соответственно перечисленным аспектам существует гамма средств управления БЖД, к которым относятся образование масс, воспитание культуры безопасного поведения, профессиональные обучение и отбор, психологическое воздействие на субъекты управления, рационализация режимов работы и отдыха, технические и организационные средства коллективной защиты, индивидуальной

Непрерывное взаимодействие человека с живой и неживой природой реализуется через потоки масс веществ, энергии и информации. В тех случаях, когда эти потоки превышают предельно допустимые уровни своих значений, они приобретают способность причинять ущерб здоровью человека, наносить вред природе, разрушать материальные ценности и становятся опасными для окружающего их мира. Источники опасности имеют естественное, антропогенное или техногенное происхождение.

Мир опасностей в начале 21 века достиг своего наивысшего развития. Многообразие и высокие уровни опасностей, действующих на человека, характерны, прежде всего, для техносферы. Непрерывно нарастающие ухудшения здоровья и гибель людей от воздействия опасностей техносферы объективно требует от государства и общества принятия широких мер с использованием научного подхода в решении проблем безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.

Достижение приемлемого уровня безопасности в системе «человек-среда обитания» неразрывно связано с необходимостью глубокого анализа причин роста численности и уровня действующих в техносфере опасностей; изучение причин принудительной потери здоровья и гибели людей; разработки и широкого применения превентивных защитных мер на производстве, в быту и в регионах техносферы. Важную роль в сохранении здоровья и жизни людей в настоящем и будущем призвана играть информационная деятельность государства в области прогнозирования опасностей среды обитания. Компетентность людей в мире опасностей и способы защиты от них - необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности человека на всех этапах его жизни

Системный подход при анализе и управлении безопасностью. Логические операции, используемые при анализе безопасности. Графическое изображение причинно-следственных связей при анализе риска и расследовании чрезвычайных происшествий: «дерево событий», «дерево опасностей и причин», «дерево отказов». Методы анализа: прямой и обратный, априорный и апостериорный. Прогнозирование обстановки и задачи прогнозирования.

Сущность управления безопасностью. Функции (этапы) управления безопасностью. Декомпозиция предметной деятельности. Примерная схема проектирования БЖД.

 

Контрольные вопросы

1.Определите понятие системы.

2. Какая система управления называется эргатической?

3.Каковы основные принципы системного анализа безопасности?

4.Что такое"дерево причин", "дерево отказов", "дерево событий", "дерево опасностей"? Для чего строятся эти деревья?

 

 

РАЗДЕЛ 2. Обеспечение безопасности повседневной жизнедеятельности
Тема 2.1 Характеристика основных форм и условий деятельности. Организация трудового процесса (элементы эргономики) и охрана труда (0,7ч.)

Изучив тему, студент должен знать:

 

§ основные формы жизнедеятельности.

§ безопасные, вредные и травмоопасные условия деятельности.

§ фазы трудовой деятельности.

§ основные положения эргономики.

§ опасные и вредные производственные факторы.

§ законодательные и нормативно-правовые акты в области охраны труда

 

Понятие термина условия труда подразделяют на физический и умственный. Вместе с тем в каждой физической работе присутствуют элементы умственной деятельности и в каждой умственной работе — элементы физической. Условия труда формируются под влиянием социально-эконо­мических, организационно-технических и природных факторов. Группу социально-экономических факторов составляют общественно-политические, нормативно-правовые, экономические и соци­ально-психологические. К организационно-техническим факторам относят средства труда, технологию производства, организацию производства и управления. Природные факторы могут быть географическими, биологическими и климатическими. По травмобезопасности условия труда делят на оптимальные, допустимые и опасные. К оптимальным относят условия труда на рабочих местах, где оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам (нормативным, правовым актам); установлены и исправны требуемые средства защиты, инструмент; средства инструктажа и обучения выполнены в соответствии с требованиями: оборудование исправно. Допустимые условия труда существуют там, где повреждены и неисправны средства защиты, не снижающие их защитных функций (частичное загрязнение сигнальной окраски, ослабление отдельных крепежных деталей и т. п.). Опасные условия труда присутствуют там, где повреждены, неисправны или отсутствуют предусмотренные конструкцией оборудования средства защиты рабочих органов и передач (ограждения, блокировки, сигнальные устройства и др.), неисправен инструмент; отсутствуют инструкции по охране труда либо имеющиеся инструкции составлены без учета соответствующих требований, нарушены условия их пересмотра; отсутствуют средства обучения безопасности труда (правила, обучающие и контролирующие программы, учебные пособия и др.) либо они составлены некачественно и нарушены условия их пересмотра. Но степени вредности и опасности условия труда подразделяют- на оптимальные (1-й класс), при которых не только сохраняется здоровье работающих, но и созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности; допустимые (2-й класс), при которых факторы среды и трудового процесса не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест и не оказывают неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном будущем на состояние здоровья работающих и их потомство, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены. Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда; вредные (3-й класс) характеризуются присутствием вредных производственных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство; опасные (4-й класс) (экстремальные) характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых создаёт угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений. По степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих вредные условия труда под­ия ют на четыре степени вредности: 1-я характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые вызывают обратимые функциональные и чтения и обусловливают риск развития заболевания; 2 я характеризуется такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, увеличению частоты общей заболеваемости появлению начальных признаков патологии; 3 я характеризуется такими уровнями вредных факторов, которые приводят к развитию профессиональной патологии в легких формах в период трудовой деятельности, росту хронической общесамотической патологии (постоянная усталость, снижение, иммунитета), включая повышенную частоту заболеваемости с временной утратой трудоспособности; 4 я при которой могут возникать выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечаются значительный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Особенности условий труда в сельскохозяйственном производстве связаны большим разнообразием растений, животных, техники, средств механизации, технологических процессов производства, переработки, хранения и реализации продукции; сезонностью работ и необходимостью выполнения их в различных почвенно-климатических и погодных условиях; спецификой работ, связанных с биологическими объектами и продовольствием, почвой, машинами и механизмами, транспортом, энергоносителями, водой, химическими препаратами, топливно-смазочными материалами, излучателями и преобразователями различных видов энергии. Перечисленные условия труда сопровождаются физическими перегрузками и выделением различного рода вредностей: шумов, вибраций, излучений, запыленности, повышенных или понижен­ных температур, влажности, напряженности и др. Часто значения этих факторов превышают предельно допустимые и при длительной работе отрицательно влияют на работающих, вызывая утомление, ослабление внимания, отравления, травмы и заболевания. Основные источники травм — машины и оборудование, токсичные и опасные жидкости, животные, падающие предметы, пестициды, электрический ток, статическое электричество, грозовые разряды и др. Изложенные особенности учитывают при планировании комплекса трудоохранных мероприятий и формировании безопасных условий труда, от которых зависят здоровье и работоспособность человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.