Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные типы структуры мирового рынка




Ключевые понятия

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Тема 1

 

 

1.1. Основные типы структуры мирового рынка

1.2. Международное разделение труда

1.3. Мировая цена. Факторы, определяющие мировую цену

Мировой рынок, основные типы структуры мирового рынка, факторы, определяющие тип структуры, международное разделение труда; общее, частное, единичное международное разделение труда, мировая цена, теории мировой цены, конъюнктура мирового рынка.

Мировой рынок представляет собой систему реализации, которая складывается между странами и предприятиями разных стран на основе их участия в международном разделении труда.

Мировой рынок,как экономическая категория, тесным образом связан с такими понятиями, как мировая экономика или мировое хозяйство.

Развитие и становление мирового рынка – сложный процесс, который включает множество составляющих элементов. Основой мирового рынка является международное и, ограниченное рамками отдельных государств, национальное производство материальных благ и услуг, их распределение, обмен и потребление.

Зарождение мирового рынка уходит корнями в далекое прошлое. Однако свое становление он получил только на стадии мануфактурного производства. В ходе длительного развития мировой рынок прошел ряд этапов, каждый из которых характеризуется определенным уровнем международного разделения труда и интернационализацией производства.

В XX в. в развитии мирового рынка, как отмечают многие экономисты, можно выделить три этапа:

· первый – связан с кризисными явлениями мировой экономики 20–30-х го­­дов; из международных хозяйственных связей вышла Россия, а в развитии экономики ведущих стран мира наступила великая депрессия;

· второй – это конец 40-х и 80-е годы; интенсивный рост вывоза предпринимательского капитала;

· третийпоследнее десятилетие XX в.; формирование международных, а в ряде случаев, планетарных производительных сил, усиление экономического взаимодействия и взаимозависимости различных стран.

До распада СССР советская экономическая наука, характеризуя международные экономические отношения, выделяла всемирный, мировой капиталистический и мировой социалистический рынок. В настоящее время большинство экономистов называют только мировой рынок, внутри которого складываются специфические отношения между группами стран, отдельными странами, фирмами и предприятиями. На основе этого мировой рынок можно представить как национальный, ряда стран, всех стран, отдельных регионов, по товарам и услугам. В совокупности необходимо различать товарный рынок, рынки капиталов и инвестиций, рабочей силы, валюты и ценных бумаг.

Анализ сущности мирового рынка возможен посредством раскрытия содержания всех факторов, которые определяют тип его структуры:

· степень концентрации предложения товаров;

· степень концентрации спроса;

· локально-территориальные различия;

· дифференциация товара;

· конкуренция на рынке;

· функциональная взаимосвязь между тремя переменными величинами: объемом производства, издержками производства и ценой;

· реагирование на нововведения;

· влияние государства на различные стороны рынка.

Однако эти факторы испытывают на себе влияние целой группы фактороввнешнеэкономического характера:

· конкурентоспособность компаний-экспортеров различных стран;

· внешнеторговая политика отдельных государств;

· образование различных межгосударственных группировок;

· экономические и политические взаимоотношения между странами.

На основе анализа выше изложенных факторов экономисты отмечают, что до 70-х годов прошлого столетия сложилось два типа рыночных структур:

первый – структура рынка формировалась в условиях относительно умеренной концентрации производства и сбыта продукции. Цены, как правило, были свободные, очень чутко реагировали на изменения конъюнктуры и подвергались существенным колебаниям во времени. Данный тип структуры назывался рынком свободной конкуренции;

второй – структура рынка формировалась в условиях, когда производство и сбыт товаров сконцентрировались в руках сравнительно небольшого числа корпораций с целью контроля над рынком и ценами. Такой рынокназывался монополистическим.

В обычном смысле под рынком понимается определенное место для заключения контрактов на товары в установленный период времени. Однако он не нуждается в физическом месте для заключения контрактов, ограниченном географически, так как сущность рынкапубличные торги между покупателями и продавцами с целью определения цены. Рынки получают различные названия в зависимости от того, какие функции они выполняют: товарные биржи, центральные, смешанные, тран­зитные, бартерные, продуктовые биржи, аукционы, фьючерсы и т. д.
К примеру, заключение контрактов на сельскохозяйственную продукцию осуществляется на земледельческом, животноводческом рынках и товарных биржах.

Мировой рынок можно характеризовать следующими критериями:

· товарным производством на уровне мировой экономики;

· межгосударственным движением товаров и услуг;

· эффективным использованием национальных факторов производства;

· развитием экономической интеграции и кооперации в мировой экономике.

Основа существования мирового рынка – международная торговля, которая характеризуется как сфера международных товарно-денежных отношений и состоит из двух потоков товаров – экспорта и импорта.

Структура мирового рынка определяется следующим:

· размерами и степенью концентрации капитала, контролируемого крупными монополистическими объединениями, производящими основную массу продукции;

· удельным весом продукции данной структуры, реализуемой на рынке;

· степенью специализации;

· уровнем использования достижений научно-технического прогресса;

· развитостью маркетинговых программ;

· структурой издержек производства;

· долей рынка;

· принципом ценообразования.

На основе этого можно сделать вывод: современному этапу развития мирового рынка характерно усиление монополистической конкуренции и государственного регулирования внешней торговли, экспорта капитала, ценообразования, инвестиций. Государственное вмешательство в мировой рынок используется с целью повышения конкурентоспособности национальных фирм, смягчения стихии циклических кризисов и их воздействия на внутриэкономическое развитие. Характерной особенностью мирового рынка является также усиление регулирующей роли наднациональных объединений и союзов типа Европейский Союз (ЕС), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Азиатский банк развития (АБР), Международная финансовая корпорация (МФК), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Всемирная торговая организация (ВТО) и т. д.

Таким образом, мировой рынок – сфера устойчивых товарно-де­неж­ных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, которое является экономической причиной или детерминантом объединения национальных хозяйств в мировое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.