Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ранняя древнегреческая философия: фюзис, космос, микрокосм




Возникновение философии в Древней Греции: постановка проблемы субстанции

(В.Н. Пристенский «Основы философии»)

 

Начало европейской философии положено в древней Греции в VI-V вв. до н.э. Первые древнегреческие философы одновременно были и естествоиспытателями. Они стремились понять сущность природы и место человека в ней.

Главным вопросом для них был вопрос о первоначале мира. И в этом отношении ранняя философия перекликалась с мифологией. Но если мифология решала этот вопрос по принципу, кто родил сущее, то первые греческие мыслители – из чего все произошло, т.е. искали субстанцию: единую, вечную, неделимую, конечную основу всех вещей. Так, Фалес считал такой первоосновой воду. В его учении вода – и стихия природы, и субстанция, видоизменение которой дает различные состояния материи.

Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и Гераклит. У первого таким первоначалом и основой всех вещей является воздух, у Гераклита – огонь.

(В.Н. Пристенский «Основы философии») + См. лекцию

 

Дальнейшим крупным шагом в развитии древнегреческой философии является учение Парменида (540-480 до н.э.). В центре его внимания – Бытие. Оно присуще и воде, и воздуху, и огню. И в этом смысле оно всеобъемлюще. «Бытие есть, небытия нет, ибо небытие, т.е. то, чего нет, невозможно ни познать, ни высказать». Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возникнуть: 1) оно не может возникнуть из другого бытия, так как до него не было другого, бытие едино; 2) оно не может возникнуть из небытия, так как небытия нет, небытие – это ничто, а из ничего ничто не может возникнуть. Следовательно, Бытие не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе.

Для Демокрита (460-371 до н.э.) «в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, все существующее представляет собой бесконечное множество неделимых, вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разъединяясь».

Атомы обладают плотностью и твердостью и отличаются друг от друга объемом и конфигурацией. Их движение закономерно. Движение – вечное и естественное состояние космоса.

Классический этап древнегреческой философии: Сократ и софисты

Классический этап Д.Г. философии приходится на 4 век до н.э. Очевидно, что в это время были созданы классические образцы древнегреческой философии, в которых нашли своё завершение философские линии, проложенные как физиками (Гераклитом), так элеатами.

Это обстоятельство и предопределило двойственный характер классических философских учений Древней Греции.

Линия Гераклита в классическую эпоху была продолжена софистами (софос – мудрец). Были старшие и младшие софисты. Самый известный Протагор из Абдер (земляк врача Гиппократа).

В отличие от элеатов (у которых подлинное бытие вечно и неизменно, а всё видимое по большому счёту эфемерно) софисты полагали, что единственное существующее бытие это изменчивый чувственно-воспринимаемый мир, и полагали невозможность обнаружения за этой изменчивостью какого-либо устойчивого достоверно познаваемого основания. Отсюда следовал вывод о допустимости противоположных суждений по поводу одной и той же вещи и об истинности каждого из них.

Оппонентами софистов в этом вопросе были все три крупнейших классических философа Древней Греции. Первым в этом ряду стоит Сократ, второй Платон и третий - Аристотель. И Сократ, и Платон, и Аристотель продолжали линию философскую линию элеатов. Вслед за элеатами они утверждали, что за изменчивым чувственным миром, скрывается закрытая для чувств, но открытая для человеческого ума рациональная реальность, являющая собой то самое единственное, подлинное, вечное и неизменное бытие.

Отсюда следовал противоположный софистским построениям вывод о существовании объективной истины и возможности её адекватного рационального постижения. Рациональный поиск этой истины о мире и о человеке, собственно говоря, и Сократ, и Платон, и Аристотель провозглашали основной целью философии.

Сходство же классических течений древнегреческой философии заключается в том, что и софисты, и Сократ с учениками говорили уже не столько о природе, сколько о человеке и его месте в мире.

Это и можно обозначить как центральную черту классического этапа древнегреческой философии. Иными словами, классический этап характеризуется снижением интереса к поиску первоначала и обращением древнегреческой философии к проблеме человека и его места в мире.

Наиболее в крайнем выражении эта тенденция была выражена всё у тех же софистов. В частности Протагор, сформулировал знаменитый принцип «Человек есть мера всех вещей».

Сократ же обогатил философскую антропологии, теорию познания да и житейскую мудрость бесценнейшим советом, актуальным для каждого из нас - «Познай себя». Не мир, но себя. Сократ предвосхитил т.о. центральный принцип христианской аскетики, науки о человеческой душе или христианской психологии.

Классический этап древнегреческой философии: учение Платона об идеальном начале мира

Следующим этапом в развитии древнегреческой философии стало учение Платона (427-347 до н.э.). Платон ученик Сократа. Его основные сочинения: диалоги “Федр”, “Пир”, “Теэтет”, “Тимей”, “Законы”.

Платон основатель Объективного идеализма. Объективный идеализм характеризуется признанием существования вне человека мирового разума (духа, идеи) и трактовкой материального мира как формы его проявления. Здесь Платон развивает Парменидову идею тождества бытия и мышления.

Как и Парменид, Платон характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. В отличие от Парменида Платон считает, что бытие множественно. И здесь он близок к Демокриту, но в отличие от него единицы бытия называет «эйдосами», идеями. В то время как Демокрит приравнивал бытие к телесным атомам, а небытие к пустоте, Платон трактовал «эйдосы» как бестелесные сущности, а материю – как небытие.

Платон разделяет действительность на две части: мир идей и мир чувственных вещей. Мир идей первичен, а вещи производны. Вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Источником всех вещей являются идеи, своеобразные образцы, модели вещей. Дерево существует, потому что есть идея дерева, а стол – потому что существует идея стола. Предметы искусства создаются, потому что имеется идея прекрасного.

Классический этап древнегреческой философии: учение Аристотеля о единичной сущности (вещи)

В.Н. Пристенский «Основы философии»

 

Среди учеников Платона выделился Аристотель (384-322 до н.э.) — мыслитель-энциклопедист, автор работ по философии, логике, этике и физике.

Аристотель сохраняет характерное для Парменида и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако он не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, отделив их от чувственного мира.

Аристотель толкует бытие через соотношение «материи» и «формы». Понятие «материя» ввел Платон, для того чтобы объяснить многообразие мира вещей. Материя — это первичный материал, то, из чего образуются вещи. Она может принять любую форму.

По мнению Аристотеля, Платон не объясняет, как происходит этот процесс, и он предлагает свою версию. Материей Аристотель считает то, что дает начало вещам. Существующая сама по себе первоматерия не является бытием, а представляет собой лишь возможность бытия. Действительностью материя становится тогда, когда она оформляется, т.е. проявляется в виде разнообразных вещей. Материя превращается из возможности в действительность, становится конкретной определенностью, той или иной вещью благодаря форме. Каждая вещь обязана своим существованием форме и представляет собой единство материи и формы. Так, статуя - единое целое, единство меди и замысла скульптора.

Материя как первовещество - пассивна, форма же - активна. Но между ними нет непроходимой пропасти. Возможен последовательный переход от «материи» к соотносительной ей «форме», и от «формы» - к соотносительной ей «материи». Совершая такое движение, форма в конце концов обнаруживает свою божественную природу, она достигает некоторой вершины, когда ей уже не соответствует никакая материя как возможность более высокой формы. Она становится «формой форм».

«Форма форм» - это перводвигатель, высшее начало. Именно она обеспечивает превращение возможности в действительность, усложнение природных явлений. Сама же «форма форм» как перводвигатель не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. Перводвигатель - чистая деятельность, энергия, не обладающая ни граном вещества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.