Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия, термины, определения




Цели и задачи БЖД как учебной дисциплины.

Основная цель курса "Безопасность жизнедеятельности" – изложение системы (технологии) достижения безопасности деятельности, т.е. социально приемлемого уровня безопасности.

Задачи курса: идентификация опасностей, защита от опасностей, ликвидация последствий. Задачи решаются посредством изучения теоретических вопросов, освоения приемов решения задач на практических занятиях и в лабораториях.

Достижение поставленных целей базируется на решении следующего ряда задач:

- разрушение сформировавшегося в обществе стереотипа философско-пренебрежительного отношения к вопросам безопасности;

- формирование приоритетов здоровья и приемлемого уровня безопасности человека перед всеми другими мнимыми ценностями жизненного благополучия;

- освоение методик идентификации опасностей на основе изучения опасных свойств факторов среды обитания, системного анализа процессов взаимодействия в системах "Человек - Машина - Окружающая среда" с учетом психо-физиологических особенностей жизнедеятельности;

- формирование обоснованных подходов к проектированию новой техники и технологических процессов, а также к принятию управленческих решений с учетом современных требований экологии и безопасности;

- овладение методологией прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций.

Реализация принципа системности обеспечивает совместимость человека и среды.

В курсе выделяются: мировоззренческий, физиологический, психологический, эргономический, экологический, медицинский, технический, организационно-оперативный, правовой, экономический и другие аспекты.

 

В любой научной и учебной дисциплине существенное значение имеет терминологический аппарат. БЖД оперирует рядом таких понятий, основными из которых являются:

Безопасность жизнедеятельности - это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. В определении существенны три момента: опасность, человек, защита.

Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления и процессы, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Опасность - это следствие воздействия на человека некоторых факторов обитания. При несоответствии этих факторов характеристикам человека как биологического объекта возникает феномен опасности. При детальной декомпозиции деятельного процесса можно выделить два вида неблагоприятных факторов воздействия среды обитания на человека.

Вредный фактор - такое воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к постепенному ухудшению состояния здоровья, заболеванию или снижению работоспособности.

Опасный фактор - воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к травме или другому внезапно резкому ухудшению здоровья.

Приведенные определения опасных и вредных факторов справедливы для их проявления в процессе любой деятельности человека (в производственной, бытовой и природной среде).

Указанные факторы при их классификации (ГОСТ 12.0.003-74) не подразделяют на опасные и вредные. Это в какой-то степени справедливо, т. к. вредный фактор при своем количественном возрастании может перейти в опасный (например, шум). Необходимо подчеркнуть, что вредный фактор всегда оценивается с количественной стороны и может быть постоянно действующим в течение какого-то времени. Опасный же фактор чаще всего носит вероятностный характер возникновения (проявления).

Опасные и вредные факторы особо высокой интенсивности в условиях чрезвычайной ситуации (авария, катастрофа и т.д.) часто называют поражающими факторами.

По характеру взаимодействия с человеком указанные факторы можно разделить на активные и пассивные, при этом активные подразделяются в зависимости от их природной основы, а пассивные - от особенностей способа их активизации (см. рис. 1.2).

Факторы характеризуются потенциалом (уровнем) - качеством, временем существования или воздействия на человека, вероятностью проявления, размером зоны действия.

Потенциалом определяется количественная сторона фактора (уровень шума, концентрация вредных веществ, напряжение электрического тока и т.д.).

Качество отражает специфические особенности фактора, влияющие на организм человека (частотный состав шума, дисперсность пыли, род тока и т.д.).

Пространство, в котором постоянно действует или периодически возникают опасные и вредные факторы, принято называть опасной зоной.

Опасные зоны по пространственным характеристикам могут быть локальными и развернутыми, а по времени - постоянными и временными.

Материальные объекты, являющиеся носителями опасных и вредных факторов, называются источниками опасности.

 

Классификация опасных и вредных факторов

 

Опасные и вредные факторы

Активные   Пассивные

физические химические предметы острой формы
механические биологические неровные, скользкие поверхности
термические психо-физиологические коррозия и другие про явления уменьшения прочности
электрические
электромагнитные

 

Деятельность - форма активного отношения человека к окружающему миру. Всякая деятельность включает цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасности.

Риск - количественная оценка опасности, определяется как частота или вероятность возникновения неблагоприятного с точки зрения безопасности события.

Например, риск гибели человека на производстве в России:

здесь: n - число летальных исходов за год; N - общее число работающих.

Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный различными причинами (данные США):

автотранспорт - 3 10-4

падение - 9 10-5

пожар и ожог - 4 10-5

станочное оборудование - 1 10-5

огнестрельное оружие - 1 10-5

воздушный транспорт - 9 10-6

железнодорожный транспорт - 4 10-6

электрический ток - 6 10-6

молния - 5 10-7

ядерная энергия - 2 10-10

Общий риск США 6 10-4   Россия 1,7 10-3

Приемлемый риск Rпр = 1×10-6, хотя это понятие субъективно. Сравните добровольный риск при пользовании автотранспортом (R = 3×10-4) и при использовании энергии атомных электростанций (R = 2×10-10).

1.4. Модель процесса деятельности – логическая схема построения курса

Для пояснения логики построения курса БЖД рассмотрим модель деятельности человека (см. рис. 1.3). Ее можно представить в виде системы из двух основных сложных подсистем: человек и среда, между которыми установлены реактивные связи (отношения). Данная бинарная система по своему назначению является двухцелевой.

 

Первая цель - созидательная - достижение определенного хозяйственного эффекта (положительный результат), вторая - запретительная - исключение нежелательных последствий (проявление опасностей). В курсе БЖД нас интересует вторая цель, т. е. исключение нежелательных, опасных последствий деятельности.

Логика изучения курса состоит в том, чтобы в результате рассмотрения особенностей поведенческой деятельности человека и аномальных состояний среды обитания найти условия их безопасной совместимости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.