Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различается два этапа

Особенности восточной патристики

Обычно этап патристики в истории философии определяется с I по VI в. Его представители - Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Тертуллиан, Ориген и другие разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени. На построение основных концепций и категориального аппарата философии "отцов Церкви" определенное влияние оказало учение Платона. С V по VIII в. - этап так называемой поздней патристики (Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник и другие). Этот период не принес в философию значительных новаций.

Отцы это те, кто говорит на языке своего времени о Христе. В эпоху Поздней Античности таковым был язык древнегреческой философии. Естественно разговор шёл о том, что сказано в Библии.

Но Библия это история диалога Бога и человека, история в котором я сам принимаю непосредственное участие. А говорим мы не так как пишем. То есть основные темы разговора трудно сразу уловить и представить в виде стройных положений. Но возможно и это было сделано Средневековой философией с помощью языка философии Древней Греции.

Заметной чертой учений «отцов Церкви» является их нацеленность на решение вполне конкретных задач, стоявших на тот момент перед Церковью. Просто «для науки» отцы ничего не писали.

Одной из таких задач стал вопрос о приобщении людей к религии и ограждении веры в Бога от язычества и вольнодумства. В ходе её решения в раннесредневековой философии оформляются два направления: религиозный рационализм и религиозный иррационализм.

В религиозном рационализме выражено стремление опереться на рассудок. Цель рационализма выработать у человека сознательное восприятие религиозного вероучения, не только опирающееся на авторитет, но и подкрепленное разумными доводами.

Истоки религиозного рационализма лежат в творчестве одного из родоначальников христианской философии и создателей христианской церкви — Августина Блаженного (354-430). Он разработал теорию о гармонии веры и разума, выступил с требованием признания двух путей приобщения людей к религии: понятийно-рационального (на основе логического мышления, постижения наук и философии) и нерационального (на основе авторитета Библии, церкви, эмоций и чувств).

В противоположность религиозному рационализму представители религиозного иррационализма полагают, что рассудочный подход к вере принижает могущество Бога. Действия Бога с точки зрения иррационализма неподвластны законам разума. Бог абсолютно свободен, его поступки непредсказуемы. На пути к Богу разум помеха. Чтобы прийти к Богу, нужно забыть все, отринуть всякое знание и на его место поставить слепую и бездумную веру. Одним из родоначальников религиозного иррационализма является римский философ и религиозный деятель Тертуллиан (160-222). Он утверждал, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения, они несоединимы. Признать высшую истину, т.е. Бога, можно только с помощью веры, и поэтому вера выше разума.

Содержание и смысл учения Тертуллиана выражает выдвинутый им тезис: «Верю потому, что абсурдно». Основанные на разуме исследования становятся излишними, когда известно, что Евангелие - единственный авторитетный источник познания Бога, а тем самым и любого знания. Бог определяет все, в том числе и знание.

1.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Т.о. Субстанция не безлична, а космос несубстанциален | Схоластический этап философии Средневековья
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.