Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Стоимостное измерение




Понятие о бухгалтерских документах, их классификация, роль и значение

ТЕМА 5. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

1. Понятие о бухгалтерских документах, их классификация, роль и значение.

2. Инвентаризация, её значение и виды.

 

Документ – материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом, для ее передачи во времени и пространстве.

Документ – письменное свидетельство совершённой хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учёта.

В составе документов различают:

- первичные (накладные, счета-фактуры, приходные и расходные кассовые ордера и т.д.);

- учётные регистры (отчёты кассиров, журналы-ордера, главная книга, товарные отчёты и т.д.);

- отчётность (бухгалтерский баланс и приложения к нему).

Все записи в бухгалтерском учёте ведутся на основе первичных документов, затем сведения из них переносятся в учётные регистры, там они систематизируются, т.е. записываются на бухгалтерских счетах. В конце отчётного периода по данным учётных регистров заполняется отчётность.

Факты хозяйственной деятельности отражаются в системе счетов бухгалтерского учёта на основании информации, содержащейся в первичных документах, составляемых в момент совершения операции.

Под первичным документом понимают письменное доказательство, что, хозяйственная операция совершена или разрешение на её проведение получено.

Любой документ должен содержать ряд показателей. Показатель документа в бухгалтерском учете принято называть реквизитом. Различают постоянные и переменные показатели документов. Постоянные реквизиты в пределах организации не меняются в течение длительного времени (наименование документа, название, юридический адрес, номер расчетного счета). Переменные меняются с каждой хозяйственной операцией (количество сданной на склад готовой продукции).

Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ определяет состав обязательных реквизитов: наименование документа (формы); код формы; дата составления; наименование организации от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровки.

Документы, оформляющие хозяйственные операции по движению денежных средств, расчётные операции подписываются руководителем организации и главным бухгалтером. Без их подписи они считаются недействительными и к исполнению не принимаются.

Для правильного применения документов их принято группировать по целому ряду признаков.

Распорядительные документы содержат приказ (распоряжение) на совершение хозяйственной операции. Однако они не подтверждают факта ее осуществления.

Оправдательные – подтверждают факт совершения хозяйственной операции (счет, чек). Они служат основанием для отражения хозяйственной операции.

Документы бухгалтерского оформления. Они составляются бухгалтером для подготовки информации с целью отражения ее в учетных регистрах, закрытия счета, исправления ошибок, допущенных в учетных регистрах.

Комбинированные – содержат признаки распорядительных и оправдательных документов.

 
 
Первичные документы

 

 


Рисунок 1. Группировка первичных документов

К первичным документам относятся документы, составляемые в момент совершения хозяйственных операций (начисление заработной платы, отгрузка продукции).

Сводные документы обобщают данные первичных документов (расчетно-платежные ведомости по заработной плате).

Разовые документы оформляют одну хозяйственную операцию, а накопительные составляются за определенный период времени (пятидневку, декаду, месяц) и содержат информацию об однородных хозяйственных операциях.

Внутренние документы составляются и используются непосредственно на предприятии (наряды, накладные), а внешние поступают на предприятие от организаций и лиц и используются на данном предприятии (платежные поручения, счета, чеки).

Документы, по которым хозяйственные операции совершены, поступают в бухгалтерию, где подвергаются трём видам проверки:

1.) формальная проверка – проверка правильности оформления документов по форме. Бухгалтер определяет, полностью и правильно ли заполнены реквизиты.

2.) Проверка по существу предполагает определение бухгалтером законности совершения хозяйственной операции, оформленной данным документом.

3.) Арифметическая проверка – проверка правильности подсчета данных документа.

Движение документа от момента составления или получения от других предприятий до передачи в архив называется документооборотом.

На предприятии должен разрабатываться документооборот по каждому виду документов в виде инструкций, таблиц, графиков.

Ответственность за своевременное составление документов, правильность их оформления, достоверность содержащейся в них информации несут составившие и подписавшие их лица.

Проверенные данные и принятые бухгалтером документы подвергают бухгалтерской обработке, под которой понимают их расценку (таксировку), контировку (разметку), группировку (объединение данных по определенным признакам). Расценка документов означает расставление в них денежных измерителей. Контировка заключается в расставлении корреспондирующих счетов по каждой хозяйственной операции. Затем данные записываются в аналитических и синтетических счетах, и использованные документы сдают в архив. 1 год документы хранятся в текущем архиве, а потом сдаются в постоянный архив.

Изъятие персональных документов разрешается только органам дознания. Предварительного следствия, прокуратуры, судам и налоговым органам. На основании их постановлений в соответствии с действующим законом РФ. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается лично руководителю или главному бухгалтеру.

 

2. Инвентаризация, её значение и виды

Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путём сопоставления их с данными бухгалтерского учёта на определённую дату. Термин «инвентаризация» происходит от лат. cлова «инвентарь» – роспись, опись.

Сущность инвентаризации состоит в том, что наличие тех или иных объектов устанавливается с помощью визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета.

Количество, порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель, кроме тех случаев, когда её проведение обязательно.

Причины инвентаризации различны:

- ошибки при отпуске и приёме ценностей;

- наличие процессов, не фиксируемых первичными документами (усушка, утряска);

- хищения и злоупотребления;

- контроль за действиями материально-ответсвенных лиц и т.п.

В зависимости от различных признаков и причин, по которым производится инвентаризация, различают её виды.

По отношению к плану проведения в соответствии с учетной политикой организации различают плановую и внеплановую инвентаризацию. Плановые инвентаризации осуществляются в соответствии с установленным графиком (перед составлением годового отчета), а внеплановые (внезапные) – по мере необходимости (смена материально-ответсвенных лиц, хищения, требования аудиторов и т.п.).

По объему совокупности объектов учёта выделяют сплошную и выборочную инвентаризацию. Сплошной считается инвентаризация, в ходе которой подвергаются осмотру, пересчету и т.д., в натуре все объекты данного вида (денежная наличность в кассе, наличие ценных бумаг). Выборочной является инвентаризация, в ходе которой подвергается осмотру, пересчету, взвешиванию части объектов данного вида (используются при осмотре объектов фактически выполненных работ для выявления их реальности, для установления сохранности отдельных товарно-материальных ценностей).

В зависимости от полноты охвата имущества и обязательства организации различают полную и частичную инвентаризацию. При полной инвентаризации проверяются все виды имущества хозяйства. Как правило, такие инвентаризации проводятся в конце года перед составлением годового отчета. Частичная инвентаризация – предполагает проверку одного или нескольких видов имущества (инвентаризация денежной наличности в кассе, инвентаризация материалов на складе).

За своевременностью и правильностью проведения инвентаризации несут ответственность руководитель организации и главный бухгалтер.

Для проведения инвентаризации в организациях создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В её состав включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты.

Проверка материальных ценностей проводится по местам их нахождения. Все инвентаризационные описи составляются в двух экземплярах, по одному из них передают материально-ответсвенным лицам. После снятия фактических остатков ценностей и записи их в инвентаризационную опись инвентаризационная комиссия совместно с бухгалтерией проставляют в описи остатки ценностей по данным регистров бухгалтерского учета и выводят излишки и недостатки.

Недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения вначале отражаются с целью контроля на счёте 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»: Дт 94 Кт 10, 43, 50 и др.

В зависимости от причин возникновения недостач порядок списания их будет разным. Недостача ценностей, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке относят на виновных лиц. При этом оформляется бухгалтерская запись:

Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кт 94.

Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли списываются на счета затрат:

Дт 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» Кт 94.

При отсутствии виновных лиц суммы недостач списываются в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счета 94.

ТЕМА 6. УЧЁТНЫЕ РЕГИСТРЫ. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

1. Учётные регистры и способы исправления в учётных регистрах.

2. Формы бухгалтерского учёта.

 

1. Учётные регистры и способы исправления в учётных регистрах

Записать операцию на счетах – отразить её содержание в бухгалтерских книгах, ведомостях карточках или свободных листах, являющихся учетными регистрами. Запись в учетные регистры осуществляется ручным или машинным способом. После регистрации хозяйственных операций в учетном регистре или на самом первичном документе, делают соответствующую отметку для облегчения правила проверки разноски первичных документов по учетным регистрам. По окончании месяца, на каждой странице учетных регистров подводят итоги. Итоговые записи регистров обязательно сверяют путем составления обратных ведомостей. Содержание регистров и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Учетные регистры группируются по ряду признаков:

 
 

 


Рисунок 1.Группировка регистров бухгалтерского учета

Регистры хронологического учета предназначены для регистрации хозяйственных операций в порядке их совершения (по мере поступления документов в бухгалтерию).

Регистры систематического учета предназначены для отражения однородных по экономическому содержанию хозяйственных операций и подразделяются на систематические регистры синтетического и систематические регистры аналитического учета.

Систематические регистры синтетического учета предназначены для систематизации информации по синтетическим счетам в обобщенном денежном выражении (примером служит оборотная ведомость по синтетическим счетам).

Систематические регистры аналитического учета отражают подробное содержание хозяйственных операций и ведутся в развитие синтетических счетов (карточки складского учета материалов, карточки пообъектного учета основных средств).

В настоящее время широкое распространение получили комбинированные регистры систематического учета, объединяющие синтетические и аналитические записи, что повышает достоверность и экономичность учета. Примером могут служить журналы-ордера.

Способы выявления и исправления ошибок в учетных регистрах.

При составлении первичных документов или учетных регистров могут быть допущены ошибки. Ошибки, допущенные в отдельном регистре, называются локальными. Ошибки, повторенные в двух и более регистрах, называются транзитными.

При большом количестве записей в учетных регистрах для обнаружения ошибок в них используется сплошная проверка. Она состоит в том, что все записи в учетных регистрах, в которых обнаружена ошибка, последовательно сверяются с документами или другими учетными регистрами, в которых отражены те же операции. Перед каждой проверенной суммой ставится специальный значок (V) для того, чтобы видеть, какие суммы проверены, а какие нет.

Выборка – способ выявления ошибок при несовпадении итогов синтетического и аналитического учета. Для этого делают выборку сумм из аналитических счетов по статьям или субсчетам синтетического учета. Затем подсчитывают итоги выборки и сравнивают с данными синтетического учета.

Способы исправления записей в учетных регистрах:

1) Корректурный – используется когда ошибка не затрагивает корреспонденцию счетов или она быстро обнаружена, и не отразилась на итогах в учетных регистрах. В данном случае исправления производятся путем зачеркивания и проставления нужной суммы с оговоркой на полях документа «Исправленному верить» и подпись (кроме кассовых и банковских документов).

2) Способ дополнительных проводок – используется когда корреспонденция указана верна, а сумма занижена

3) Красное сторно – в случае неправильной корреспонденции счетов. Сущность в том, что неверная проводка повторяется в той же корреспонденции, но сумма записывается красными чернилами. Такие суммы в учетных регистрах вычитаются из итога, что обнулирует неверную бухгалтерскую запись. Затем записывается верная корреспонденция. Этот же метод используется в случае составления верной корреспонденции, но завышенной суммы, в данном случае составляют вторую сторнировочную запись на разницу между верной и неверной.

 

2. Формы бухгалтерского учёта

Под формой бухгалтерского учета понимают определенную систему построения и сочетания учетных регистров, последовательности и способов записи в них. Различают следующие формы бухгалтерского учета:

1) Мемориально-ордерная – основным учетным регистром является мемориальный ордер, в котором указываются проводки по хозяйственным операциям, которые в последствии разносятся по счетам главной книги. Разновидностью мемориально-ордерной формы является форма «Журнал - Главная». Она рассчитана для предприятий, использующих 20-25 синтетических счетов. Достоинством формы является сочетание в Журнал-Главной книге хронологических и синтетических записей, простота учетных регистров. Однако при большом количестве счетов Журнал-Главная книга становится громоздкой, что приводит к ошибкам.

2) Журнально-ордерная – построена на использовании журналов-ордеров, которые ведутся на основе первичных документов. Итоги переносятся в главную книгу. Основана на использовании приёма накапливания данных первичных документов. Журнально-ордерная форма учета имеет преимущества по сравнению с мемориально-ордерной формой: значительно сокращается объем учетной работы и повышается оперативность, наглядность и полезность информации, облегчает составление отчетности, создаются условия для механизации и автоматизации учетных процедур.

3) Автоматизированная форма (таблично-автоматизированная).

 

 

1. Понятие о стоимостной оценке имущества и калькуляции себестоимости.

2. Правила (принципы) и виды оценок.

3. Виды калькуляции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.