Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурная революция

 

Большое значение в осуществлении социалистического строительства большевики отводили культурной революции. На рубеже 20-30-х гг. были осуществлены значительные культурные преобразования.

1. Первой задачей в осуществлении культурной революции стала ликвидация неграмотности и малограмотности среди населения. В дореволюционной России почти 80% взрослого населения не умело читать и писать. По переписи 1920 г. на каждую 1000 мужчин приходилось всего 409 грамотных. Особенно высокой была неграмотность среди нерусских национальностей: среди туркмен, узбеков, якутов, киргизов, узбеков грамотным было менее 1% населения. Обучить грамоте многие десятки миллионов людей можно было только с привлечением широких масс грамотного населения. В 1923 г. было образовано добровольное общество "Долой неграмотность!" во главе с М.И. Калининым. В 1932 г. в нем состояло уже 5 млн человек. В годы первых пятилеток были организованы походы комсомольцев в деревню за ликвидацию массовой неграмотности крестьян. В результате за две первые пятилетки было обучено грамоте свыше 40 млн человек. По переписи 17 января 1939 г. на каждую тысячу населения приходилось уже 812 грамотных. Большая работа по ликвидации неграмотности была проделана в национальных республиках. Многие народы не имели своей письменности, а некоторые имели письменность на сложной для усвоения арабской и тюркской графике. В 20-е гг. сложная письменность была латинизирована. В 1936 г. у некоторых народов был осуществлен перевод письменности на русскую графику, что значительно облегчило обучение грамотности населения. По переписи 1939 г. грамотное население в национальных республиках в возрасте от 9 лет и старше стало составлять 70% и более.

2. Следующим шагом в осуществлении культурной революции стало создание советской школы. В первые годы Советской власти, ввиду тяжелого положения в стране, происходило сокращение школьной сети. С середины 20-х гг., когда начало улучшаться экономическое положение государства, воссозданию школы государство стало придавать особое значение. Значительно увеличились средства, выделяемые на народное образование; комсомол взял шефство над всеобщим обучением, и десятки тысяч комсомольцев были направлены на преподавательскую работу; рабочие помогали строить школьные здания, колхозники сверх плана засевали специальные земельные участки, урожай с которых шел в фонд всеобщего обучения. В результате ширилась сеть общеобразовательных школ. В 1930 г. в стране было введено обязательное начальное обучение детей в возрасте 8-9 лет. В годы второй пятилетки было введено всеобщее семилетнее обучение в городах.

В то же время была проведена работа по улучшению качества обучения в школе. В 20-е гг. в народном образовании была очень популярна "теория отмирания школы", занятия велись по "новым" методам: "бригадно-лабораторному", "Дальтон-плану", когда занятия проводились не по стабильным учебникам, а по "рассыпным учебникам", "рабочим книгам", которые не давали систематических знаний. В 1930 г. ЦК ВКП(б) неоднократно рассматривал проблему необходимости повышения качества образования. В сентябре 1931 г. ЦК ВКП(б) принял специальное постановление "О начальной и средней школе", в котором ставилась задача положить в основу школьного образования научно обоснованные программы с точно очерченным кругом систематизированных знаний по всем предметам, обеспечивающих прочное усвоение учащимися основ наук. Главной формой обучения в начальной и средней школе должен был стать урок с данной группой, имеющий твердый состав учащихся, со строго определенным расписанием занятий, с индивидуальным и систематическим учетом знаний каждого учащегося, со строгой дисциплиной всех учащихся. В конце 30-х гг. были изданы стабильные учебники по всем школьным дисциплинам.

За годы первых пятилеток в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа.

3. Следующей составной частью культурной революции стала подготовка специалистов через сеть средних и высших специальных заведений. В целях пополнения студенчества выходцами из среды рабочих и крестьян была расширена сеть рабфаков (в 1928-1929 гг. уже имелось 176 рабфаков, в которых обучалось свыше 57 тыс. рабочей молодежи). Для материальной поддержки учащейся молодежи в 1922 г. правительство установило государственные стипендии, были повышены оклады для профессорско-преподавательского состава. В 1921 г. в Москве и Петрограде были созданы Институты красной профессуры для подготовки кадров преподавателей общественных наук. Было расширено число высших технических и средних специальных учебных заведений, только за годы первой пятилетки число втузов увеличилось в 5 раз. За период двух пятилеток вузы и техникумы страны подготовили свыше 2 млн специалистов.

В дореволюционной России около 20 городов имели высшие и средние специальные учебные заведения, расположенные в основном в Центральной России. В период культурной революции высшие и средние специальные учебные заведения были созданы во всех национальных республиках, готовившие учителей, врачей, инженеров, строителей и других специалистов из местных национальностей. К концу второй пятилетки более 100 городов всех советских республик имели университеты и институты. Общее число вузов к 1941 г. достигло 817. К концу 30-х гг. в Советском Союзе насчитывалось более 110 млн специалистов, в том числе около 900 тыс. человек с высшим образованием. Инженеров было в два раза больше, чем в США.

4. Большое внимание в период культурной революции уделялось развитию науки. По мере улучшения хозяйственного положения страны правительство выделяло все больше средств на развитие науки. Большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук. В ней был создан ряд новых институтов: физико-химического анализа, физико-математический, радиевый и др. В 1925 г. она была признана высшим учреждением Советского Союза, и ей было присвоено наименование Академии наук СССР. В 1930-х гг. деятельность Академии наук значительно расширилась, в ней был создан ряд важнейших научно-исследовательских институтов: геологических наук, горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др. В Академии наук впервые появился ряд научно-исследовательских институтов по общественным наукам: истории, философии, праву и др. С 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках и других областях: Азербайджанский, Армянский, Грузинский, Казахский, Таджикский, Дальневосточный, Уральский и др. На базе этих филиалов Академии наук в национальных республиках создавались научные центры. В 1929 г. была создана Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина, на которую возлагалась обязанность реконструкции сельского хозяйства.

Уже к концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников.

В годы культурной революции советские ученые достигли выдающихся успехов в различных отраслях науки. Физиолог И.П. Павлов сделал открытия мирового уровня в области высшей нервной деятельности человека и животных. К.Э. Циолковский разработал теорию ракетного движения, на основе которой в дальнейшем разрабатывались и создавались современные реактивные двигатели. К.Э. Циолковский затем продолжил разработку теории космических полетов. Ученые Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин открыли закон образования подъемной силы крыла, который стал основой развития современной авиации. Была создана группа изучения реактивного движения, куда входили Ф.А. Цандер, А.Г. Костиков, создатель первого в мире реактивного оружия, знаменитой "катюши", прославившейся в годы Великой Отечественной войны. Известные советские ученые Н.Н. Семенов, И.В. Курчатов, Д.В. Скобельцын и другие внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. Большая заслуга в решение ряда проблем химии, которые имели практическое значение, принадлежала С.В. Лебедеву и А.Е. Фаворскому. Новых успехов советские ученые добились в областях физиологии, биологии, математики. В начале 30-х гг. началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США, преодолев 12 тыс. км за 63,5 часов. Большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране. Были найдены большие запасы нефти, исследовались угольные и рудные месторождения Сибири, Урала, Средней Азии, Дальнего Востока, Севера, Казахстана.

Большое внимание власти уделяли развитию гуманитарных наук, задача которых заключалась в том, чтобы вытеснить из сознания людей буржуазную идеологию и заменить ее марксистско-ленинской. Особое значение придавалось развитию отечественной исторической науке. В 30-е гг. началось осмысление своего времени не как новой эры в истории всего человечества, а как определенного этапа российской истории. В 1934 г. СНК и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах. В Московском и Ленинградском университетах восстанавливались исторические факультеты. История Российского государства была коренным образом переработана. В 1938 г. выходит в свет "Краткий курс истории ВКП(б)". Он стал обязательной книгой для сети политпросвещения, школ, вузов. В нем Российское государство уже не рассматривалось как "тюрьма народов", а, напротив, всячески подчеркивались его мощь и прогрессивность присоединения к нему различных наций и народов. Советское многонациональное государство представало теперь в качестве преемника цивилизаторской роли дореволюционной России.

Большое внимание уделялось патриотическому воспитанию молодежи. Оно велось на основе возвращения к историческим и культурным ценностям Отечественной истории. Широко пропагандировалась деятельность А. Невского, Д. Донского, К. Минина и А.М. Пожарского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова. В 1937 г. было торжественно отмечено 125-летие Бородинской битвы и 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина. После этого А.С. Пушкин стал поистине национальным поэтом. Большой вклад в развитие исторической науки внесли М.Н. Покровский, Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, С.Д. Сказкин, М.В. Нечкина и др. Гуманитарные науки были полностью идеологизированы (ученые должны были в своих исследованиях отражать марксистско-ленинскую идеологию и придерживаться партийных установок).

5. Большое значение придавалось развитию литературы и искусства. В стране широкое развитие получило книгоиздательство. В 30-е гг. увеличились тираж книг, выпуск журналов и газет. Книги издавались более чем на 100 языках народов СССР. В то же время усилилось партийное руководство советской литературой и искусством, с тем чтобы влиять на общество, воспитывать поколение в духе коммунистической идейности.

ВКП(б) начала работу по консолидации художественной интеллигенции на позициях социализма, мобилизации ее вокруг задач социалистического строительства. В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций". Многочисленные группы и объединения деятелей культуры и искусства ликвидировались, вместо них были созданы централизованные, подконтрольные правительству творческие союзы интеллигенции: Союз композиторов и Союз архитекторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.), Союз художников (во всесоюзном масштабе в 1957 г.). Союз советских писателей возглавил А.М. Горький. В его уставе говорилось, что советские писатели в своем творчестве должны руководствоваться политикой коммунистической партии и советского правительства. В литературе и искусстве был утвержден метод социалистического реализма, требовавший коммунистической идейности, служения задачам социалистического строительства.

Широкую известность получили произведения таких писателей, как А.М. Горький, М.А. Шолохов, Н.А. Островский, А.Н. Толстой, И.Г. Эренбург, детских писателей и поэтов А.П. Гайдара, К.И. Чуковского, А.Л. Барто, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др.. Основное внимание советские писатели уделяли подвигам советских людей на военных и трудовых фронтах. Популярна была историческая тематика, а также жизнь и творчество выдающихся деятелей мировой и отечественной науки и искусства. В 30-е гг. издательство "Молодая гвардия" начало издавать серию книг "Жизнь замечательных людей", которая до сих пор остается популярной у современных читателей.

Широкую признательность получили Большой театр, Малый, МХАТ, Театр революции, Театр имени Е.Б. Вахтангова, Театр Ленинского комсомола, Камерный театр под руководством А.Я. Таирова. Выросла сеть театров на периферии, в том числе и в национальных республиках.

Большой интерес зрителей вызывали работы кинорежиссеров Г.В. Александрова, И.А. Пырьева, И.Е. Хейфица, А.Г. Зархи, С.М. Эйзенштейна, В.И. Пудовкина, С.Д. и Г.Н. Васильевых.

Большим достижением советских художников стали картины, посвященные военной тематике: "Допрос коммуниста" Б.В. Иогансона, "Тачанка" М.Б. Грекова, портреты И.Э. Грабаря, А.А. Дейнеки, П.Д. Корина, М.В. Нестерова.

Среди советских музыкантов наиболее известными были Н.Я. Мясковский, Д.Д. Шостакович, Д.Б. Кабалевский, Т.Н. Хренников, В.И. Мурадели, А.И. Хачатурян, С.С. Прокофьев. Популярны были песни А.В. Александрова, В.П. Соловьева-Седого, И.О. Дунаевского.

Особенность советского искусства заключалась в том, что оно будило в людях самые лучшие человеческие чувства: любовь к Родине, стремление к добру, справедливости, нравственной чистоте. Миллионам людей, в повседневной жизни испытывающим многочисленные трудности, оно давало надежду на лучшую жизнь завтра. Принято считать, что это было время, когда деятели культуры вынуждены были творить "под диктовку". Но вряд ли "под диктовку" поэт М.В. Кульчицкий в эти годы написал следующие строки: "Я патриот, я воздух русский, я землю русскую люблю". Мастера культуры, вдохновляясь грандиозным преобразованием страны, в условиях жесткой цензуры создавали подлинные шедевры киноискусства, архитектуры, живописи, песенного искусства.

К концу 30-х гг. вся гуманитарная сфера была полностью поставлена под контроль партии и государства. ВКП(б) проделала огромную работу по консолидации художественной интеллигенции на позициях социализма, мобилизации ее вокруг задач социалистического строительства. ВКП(б) и Советское правительство стремились многонациональное население страны сплотить в морально-политическом отношении.

Те деятели культуры, чье мировоззрение и творчество не служили целям коммунистического просвещения и воспитания масс, были подвергнуты репрессиям. После Шахтинского дела (1928 г.) И.В. Сталин на июльском пленуме ЦК ВКП(б) сформулировал тезис о том, что "по мере нашего продвижения вперед сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, классовая борьба будет обостряться". К этому времени чрезмерно высокая концентрация власти в руках Генерального секретаря ВКП(б) И.В. Сталина, его методы руководства породили недовольство среди части старых большевиков.

Они группировались вокруг председателя Совнаркома РСФСР С.И. Сырцова и секретаря Закавказского крайкома ВКП(б) В.В. Ломинадзе, бывших ответственных работников Московской парторганизации М.Н. Рютина и П.А. Галкина, наркомов В.Н. Толмачева и А.П. Смирнова. Они прямо поставили перед ЦК вопрос о замене И.В. Сталина на посту Генерального секретаря. М.Н. Рютин подготовил специальный манифест "Ко всем членам ВКП(б)", в котором призвал "покончить" с руководством И.В. Сталина. Рютинский манифест был распространен на XVII съезде ВКП(б) (январь 1934 г.). Четверть делегатов съезда (300 человек) поддержала требование манифеста и проголосовала против вхождения И.В. Сталина в новый состав ЦК.

С 1929 по 1936 г. в партии прошла серия генеральных чисток. Около 40% коммунистов, вызывавших сомнения в смысле "надежности", были исключены из рядов партии. В октябре 1932 г. М.Н. Рютина и его сторонников обвинили в создании "буржуазной кулацкой организации по восстановлению в СССР капитализма". М.Н. Рютин был приговорен к расстрелу, после вмешательства С.М. Кирова и Г.К. Орджоникидзе приговор был смягчен.

1 декабря 1934 г. был убит первый секретарь Ленинградского обкома партии С.М. Киров. Причины этого убийства до сих пор до конца не ясны, хотя в настоящее время наиболее убедительной является версия, что это было бытовое убийство. И.В. Сталин в тот же день прибыл в Ленинград, похоже, что и ему было ясно, что это было бытовое убийство, тем не менее убийство С.М. Кирова было использовано для усиления репрессий. В этот же день было принято постановление Президиума ЦИК, которое предписывало дела обвиняемых в подготовке "террористических актов" вести ускоренными темпами. Приговоры выносили специальные "тройки", в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ).

В августе 1936 г. состоялись процессы над Г.Е. Зиновьевым, Л.Б. Каменевым и др.; в январе 1937 г. - над К.Б. Радеком, Г.Л. Пятаковым и др.; в июне 1937 г. - над М.Н. Тухачевским, в марте 1938 г. - над Н.И. Бухариным, А.И. Рыковым и др. Политические процессы были показательными и имели цель нанести удар по противникам сталинских методов строительства социализма.

Аресты "врагов народа" начались в 1935-1936 гг., достигли пика в 1937 г. и постепенно затихли к 1939 г.

 

Итоги социально-экономического, политического и культурного развития СССР к концу 30-х гг. Произошли коренные изменения в социально-экономическом строе, классовой структуре, идеологии, культуре, жизненном укладе советского общества.

Эти изменения сделали необходимым принятие новой Конституции. В 1935 г. ЦИК СССР образовал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина для выработки проекта новой Конституции.

5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР, вошедшая в историю как "сталинская".

Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся, экономической - социалистическая собственность на средства производства. Высшим органом государственной власти теперь являлся Верховный Совет, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза (избирался от всего населения страны) и Совета Национальностей (избирался от населения национально- государственных образований - союзных республик, автономных республик и т.д.). (См. дополнительный иллюстративный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\images\h_17.html> В перерывах между сессиями Верховного Совета действовал Президиум Верховного Совета. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании. Категории "лишенцев" отменялись. Все граждане получили равные права.

Советское государство вступило в новую фазу своего развития. Главным его содержанием было постепенное перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство.

 

Эволюция социальной структуры советского общества. Основным социальным слоем в СССР стал рабочий класс, главным источником роста которого была деревня. До конца 20-х гг. из деревни пришло в город около 1 млн человек. Рабочие подразделялись на индустриальных и пр. К первым относились те, кто был занят на фабрично-заводских и предприятиях связи, на транспорте и занятых в строительстве (их число возросло на стройках пятилеток). К этой же категории относился и инженерно-технический персонал, ученики и преподаватели школ фабрично-заводского обучения. Прочими считались рабочие, не занятые в промышленном производстве, кустари, учащиеся.

Промышленность страны нуждалась в квалифицированных кадрах. Основной школой для подготовки рабочих кадров были ФЗУ (фабрично-заводские училища). В среде квалифицированных рабочих зарождалось движение ударников и стахановцев. Они пополнял кадры для партийной, хозяйственной и профсоюзной работы.

К концу 30-х гг. численность советской интеллигенции насчитывала 14 млн человек, представлявших все нации и народности СССР.

По сравнению с дореволюционной социальная структура деревни заметно изменилась. Наметилось преобладание середняков, но социально-экономическая политика все больше выражала интересы неимущих и малоимущих слоев. В конце 20-х гг. в деревне резко обострилась обстановка, нарастала агрессивность бедняков против зажиточных крестьян, удельный вес которых был невелик, и утверждения о "кулацкой опасности" не были обоснованы. Недовольство выражали и средние крестьяне, т.к. на них устанавливались дополнительные налоги.

Несостоятельными были опасения, связанные с ростом капиталистических элементов в городе: их процент был незначителен и они занимали самую низшую ступень социальной лестницы вместе с "бывшими", к которым относились дворяне, чиновники старого режима, священники, монахи, жандармы, прислуга и др.

В конце 20-х гг. стал формироваться слой управленцев, называемых номенклатурой. К ней принадлежали коммунисты, занимавшие посты в органах партийного, советского и государственного аппарата. К номенклатуре принадлежали и выходцы из рабочего класса.

 

Сращивание партийных и государственных структур. После взятия власти большевики проводили активную работу по вовлечению трудящихся масс в государственную работу. На партийную принадлежность людей, их взгляды и прошлое не обращалось особого внимания, специалистам всегда находилась работа.

Но постепенно начинает звучать мотив о неготовности трудящихся к государственной деятельности, о ненадежности специалистов с дореволюционным образованием. Репрессии против эксплуататорских классов оборачивались крупными операциями, от которых страдали широкие слои населения, в том числе рабочие и крестьяне. В этих условиях политическая власть как государственный атрибут все больше сосредоточивалась в структурах большевистской партии. Партийные органы начали наполняться властными полномочиями и контролировать функционирование государственной системы. В решении государственных дел возрастала роль таких высших руководящих органов партии, как Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК. Вначале между ними предполагалось определенное разделение функций. Со временем Политбюро и Секретариат приобрели огромные функции, позволявшие им кроме внутрипартийных дел вмешиваться в любые сферы государственной жизни. Работа Политбюро стала отождествляться с высшим учреждением в стране. Вопросы хозяйственного, советского строительства, должностные назначения заняли в его повестках дня преобладающую часть. Политбюро как политический орган, контролируемый только большевистской партией, соединял для нее все рычаги властного управления страной. В дальнейшем без его предварительного просмотра ни один высший государственный орган СССР не смог самостоятельно принимать даже текущие распоряжения. Исключительно к компетенции ЦК относилось рассмотрение спорных вопросов, возникающих между ведомствами, кадровые назначения. После смерти В.И. Ленина Секретариат ЦК начинает перехватывать у Политбюро инициативу, превращаясь из организационно-технического органа партии в политический. Большевизм требовал полного подчинения человеческой личности партийной политике. Мнение большинства было важнее реальной жизни.

Введение номенклатуры означало формирование в СССР новой правящей элиты. Партия стала политическим фильтром, через который пропускалась часть населения, из которой затем выделялся номенклатурный командный слой. В эти годы сложился союз партийных кадров с государственным чиновничеством и на этой основе сложилась партийно-государственная бюрократия.

Превращению партии в государственную структуру способствовали изменения внутри самой партии. В конце 20-х гг. она становится массовой (к 1927 г. в ней состояло 1 млн 200 тыс. человек). Принятые в партию были людьми малограмотными, от них требовалось полное подчинение партийной дисциплине. Слой старой большевистской гвардии становился все тоньше. На вершине пирамиды партийно-государственного управления стоял И.В. Сталин. Важным шагом на пути превращения большевистской партии в государственную структуру и утверждения административно-командной системы управления в стране стал XVII съезд ВКП(б). Резолюции, принятые съездом, позволяли партии заниматься государственным и хозяйственным управлением, дали полную свободу высшему партийному руководству. Врастание партии в хозяйственную систему и государственную сферу стало особенностью советской политической системы.

Утверждение власти административно-командной системы партийно-государственного управления сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов.

В начале 30-х гг. партийное руководство страны превратило профсоюзы в придаток партийно-государственного аппарата. Их главными задачами стали выполнение планов, организация социалистического соревнования, контроль за трудовой дисциплиной.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коллективизация сельского хозяйства | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.