Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бытовая повесть XVII в




 

1. «Повесть о Горе и Злочастии». Отражение в ней основного конфликта эпохи.

2. «Повесть о Савве Грудцыне». Роль и место любовной интриги в

сюжете.

3. «Повесть о Фроле Скобееве».

4. Образ Татьяны в «Повести о Карпе Сутулове».

 

Опорная лексика.

 

Новый жанр, Молодец, злоключения, наставления родителей, тема взаимоотношений двух поколений. Характер центрального героя, исторические и бытовые элементы, Сатира и юмор, особенности языка, сатирическое обличение духовенства.

 

Литература:

1. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. М., 1970.

2. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Л., 1973.

3. Русская литература и фольклор XI-XVIII вв. Л., 1970.

4. Русские повести XVII в. М., 1954.

 

Новый этап развития древнерусской литературы начинается после церковной реформы Никона в 1653 г. и воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Начинается процесс дифференциации художественной литературы. Особенно большое значение для развитие литературы имели светские повести XVII в.

Касаясь вопросов личной и общественной морали, острых социальных вопросов своего времени, выводя новых героев - обыкновенных людей из демократических слоев, рисуя гораздо более широкие картины русской жизни, эти повести по существу были началом русского бытового романа. Среди бытовых повестей XVII в. С сильным нравоучительным элементом выдающееся место занимает «Повесть о Горе и Злочастии».

«Повесть о Горе и Злочастии» была создана в середине XVII в. Она дошла до нашего времени в единственном списке. Он был найден в 1856 г. А.Н.Пыпиным и в том же году опубликован. Повесть отразила многие коренные изменения, которые произошли в русской литературе XVII в. А они были вызваны значительными историческими событиями, общественными явлениями XVII в. Московское государство в это время переживало экономический, династический, государственный кризис, гражданскую войну, названную современниками " смутой ". Перемены в общественной жизни повлияли на развитие литературы. Стали появляться новые жанры и существенно менялись старые. Появилась демократическая литература, популярная в народе. Литература демократическая оппозиционна феодальному классу; это литература, подчеркивающих несправедливость, господствующую в мире, отражающая недовольство действительностью, социальными порядками. Особое внимание в литературе стало уделяться личности человека, был открыт характер человека со свеми свойственными ему противоречиями.

В демократической литературе на место осуждения человеческих ошибок и проступков пришло сочувствие к страдающему герою. Все эти особенности отразила " Повесть о Горе и Злочастии ".

Герой повести необычен - он в отличие от героев предшествующей литературы не князь и не христианский подвижник. Он - обычный человек. И лицо не историческое, а вымышленное. В его судьбе и характере автор выделил нечто типичное, поэтому у героя даже нет имени, он назван просто молодцем. Его жизнь, обыкновенная и грешная, вводится в контекст библейской легенды о грехе Адама и Евы, ослушавшихся бога, от которых и пошло человеческое непокорное племя.

Герой повести, молодец, тоже непокорный, он нарушает заветы, которые ему дают родители, потому что " мал и глуп, не в полном разуме".

Отец и мать советуют ему жить праведно:

Не ходи, чадо, в пиры и в братчины,

не садися ты на место большее,

не пей, чадо, двух чар за едину!

Еще, чадо, не давай очам воли,

не прельщайся, чадо, на добрых, красных жен,

отеческие дочери.

Не ложися, чадо, в место заточное,

не бойся мудра, бойся глупа,

Но молодец отца и матери не слушается, а хочет жить по-своему, " как ему любо ". И с этого отказа от заветов начинается, как показывает автор, падение молодца.

Горе в этом произведении можно рассматривать и как персонифицированную несчастную судьбу героя, решившего жить по-своему, и как олицетворение разлада в душе героя, его душевной драмы, и как воплощение злой действительности, в конфликте с которой герой находится.

Образ героя «Повести о Горе и Злочастии» необычен. Он, в отличие от героев средневековой литературы, отнюдь не идеален. Перед нами простой, грешный человек, не плохой, но и не хороший, часто не привлекательный, но вызывающий сочувствие автора и читателей этого произведения демократической литературы. " Взгляните на человека, - как бы приглашают авторы этих произведений. Посмотрите, как ему тяжело на этой земле! Он затерян среди нищеты одних и богатства других. Сегодня он богат, завтра беден; сегодня он нажил себе денег, завтра прожил. Он скитается «меж двор», питается подаянием от случая к случаю, погряз в пьянстве, играет в кости. Он бессилен побороть себя, выйти на «спасенный путь». И, тем не менее, он достоин сочувствия. Оправдание человека, который с церковной точки зрения не мог не считаться "грешником", было замечательным явлением в литературе.

"Повесть о Горе и Злочастии" - первое в русской литературе стихотворное произведение. Оно написано в традициях устного народного творчества, былинным тоническим стихом. Язык повести не книжный, а живой, разговорный. В тексте используется множество пословиц и поговорок: "Не бойся мудра, бойся глупа", "Не собирай богатства неправого", "Как не стало денги, ни полу-денег, так не стало ни друга, ни полдруга", "Не бывать бражнику богату", "А в горе жить - не кручину быть", "Всегда гнило слово похвально" и другие. Часто используются тавтологические словосочетания типа "украсти-ограбити".

"Повесть о Савве Грудцыне" представляет собой длинную и сложную историю о молодом купеческом сыне Савве Грудцыне, ради мирских соблазнов, ради любви к женщине также отступившем от родительских заветов и продавшем душу дьяволу.

Идейно-художественная функция образа беса в повести близка функции Горя в "Повести о Горе и Злочастии". Он выступает воплощением судьбы героя и внутренней смятенности его молодой и порывистой души. При этом образ "названого брата", который принимает в повести бес, близок народной сказке.

Показывая участие Саввы в борьбе русских войск за Смоленск, автор повести героизирует его образ. Победа Саввы над вражескими богатырями изображается в героическом былинном стиле. Как отмечает М.О.Скрипиль, в этих эпизодах Савва сближается с образами русских богатырей, а его победа в поединках с вражескими "исполинами" поднимается до значения национального подвига.

Характерно, что на службу к царю Савва поступает по совету своего "названого брата" - беса.

Если в эпизодах, изображающих юность героя, на первый план выдвинута любовная интрига и раскрывается пылкая, увлекающаяся натура неопытного юноши, то в эпизодах, повествующих о зрелых годах Саввы, на первый план выступают героические черты его характера: мужество, отвага, бесстрашие. В этой части повести автор удачно сочетает приемы народной эпической поэзии со стилистическими приемами воинских повестей.

Образ Саввы, как и образ Молодца в "Повести о Горе и Злочастии", обобщает черты молодого поколения, стремящегося сбросить гнет вековых традиций, жить в полной мере своих удалых молодецких сил.

Образ беса дает возможность автору повести объяснить причины необыкновенных удач и поражений героя в жизни, а также показать мятущуюся душу молодого человека с его жаждой бурной и мятежной жизни, стремлением сделаться знатным.

В стиле повести сочетаются традиционные книжные приемы и отдельные мотивы устной народной поэзии. Новаторство повести состоит в ее попытке изобразить обыкновенный человеческий характер в обыденной бытовой обстановке, раскрыть сложность и противоречивость характера.

Повесть о российском дворянине " Фроле Скобееве" в качестве героя выводит мелкого служащего, плута и пройдоху Фрола Скобеева, разными хитростями устраивающего свое жизненное благополучие. Задумав жениться на богатой невесте, дочери знатного боярина Аннушке, Фрол подкупает няньку Аннушки. Он соблазняет Аннушку, затем похищает ее и вступает с ней в брак. Хитростью и обманом они добиваются прощения родителей. В конце концов он добивает своего: становится богатым человеком и живет, как вполне достойный человек.

Эта повесть рисуя реалистические образы героев - Фрола, Аннушку, ее няньку, родителей - с их характерами, психологией, живо и умело изображает их в обстановке реальной действительности, не вводя в действие ни дьявола, ни другого какого-нибудь фантастического элемента. Герой повести преуспевает и торжествует

Повесть отразила начало процесса слияния бояр-вотчинников и служилого дворянства в единое дворянское сословие, процесс возвышения новой знати из дьяков и подьячих, приход "худородных" на смену "стародавних, честных родов".

Автор не осуждает своего героя, а любуется его находчивостью, ловкостью, пронырливостью, хитростью, радуется его успехам в жизни и отнюдь не считает поступки Фрола постыдными.

Добиваясь поставленной цели, Фрол Скобеев не надеется ни на бога, ни на дьявола, а только на свою энергию, ум и житейский практицизм. Религиозные мотивы занимают в повести довольно скромное место.

Примечателен в повести также образ Аннушки. Она заявляет о своих правах выбирать себе суженого, смело нарушает традиции, активно участвует в организации побега из родительского дома; легко соглашается на притворство и обман, чтобы вновь вернуть благосклонность одураченных отца и матери.

Впоследствии повесть привлекала к себе внимание писателей XVIII и XIX вв.: в 80-х годах XVIII в. И.Новиков на ее основе создал "Новгородских девушек святочный вечер, сыгранный в Москве свадебным". Н.М.Карамзин использовал этот сюжет в повести «Наталья-боярская дочь». В 60-х годах XIX в. драматургом Д.В.Аверкиевым была написана "Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве", а в середине 40-х годов XX в. советский композитор Т.Н.Хренников создал комическую оперу "Фрол Скобеев".

" Повесть о Карпе Сутулове " является связующим звеном жанра бытовой и сатирической повести.

Сатирическому обличению подвергается распутное поведение духовенства и именитого купечества. Повествование о незадачливых любовных похождениях архиепископа, попа и купца приобретает черты тонкой политической сатиры. Осмеивается не только поведение "верхов" общества, но и ханжество, лицемерие религии, дающей "право" церковниками грешить и "отпускать" прегрешения.

Героиней повести является энергичная, умная и хитрая женщина-купеческая жена Татьяна. Ее не смущают непристойные предложения купца, попа и архиепископа, и она старается извлечь из них максимальную выгоду. Благодаря своей находчивости и уму Татьяна сумела и супружескую верность соблюсти и капитал приобрести, за что и была удостоена похвалы мужа-купца Карпа Сутулова.

Весь строй повести определяется народной сатирической антипоповской сказкой: неторопливость и последовательность повествования с обязательными повторами, фантастически сказочные происшествия, острый сатирический смех, обличающий именитых незадачливых любовников, обнаруженных в сундуках в " единых срачицах".

Сатирическое изображение развратных нравов духовенства и купечества сближает "Повесть о Карпе Сутулове" с произведениями демократической сатиры второй половины XVII в.

 

Вопросы и задание.

 

1. Какие новаторские особенности проявились в литературе XVII в.?

2. В чем новаторство образа главного героя "Повести о Горе и

Злочастии "? Вспомните характеристики героев произведений

средневековой литературы и сопоставьте их с описанием молодца.

3. Почему такой герой мог появиться именно в произведениях

демократической литературы?

4. Какие особенности фольклорных произведений характерны для

бытовых повестей?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.