Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рукописные издания 15-16 вв

Все таки, несмотря на то, что печатный станок был уже изобретен, в 15 столетии новости были главным образом рукописными. Хотя, уже на самом раннем этапе формирования буржуазной журналистики определяются основные тенденции ее развития, окончательно оформившиеся в эпоху империализма. Буржуазная журналистика с самого начала имела, как мы уже знаем, ярко выраженный коммерческий характер и была тесно связана с зарождавшимся тогда же банковским и промышленным капиталом. Распространение информации в 15 – 16 веках становится весьма солидным и выгодным делом и превращается из любительского занятия в профессию. Довольно широко торговля новостями была распространена не только в Венеции (венецианские рукописные газеты назывались «аввизи», самый ранний комплект датируется 1566 г.), но также и в Германии. Лейпциг, Нюрнберг, Страсбург, Аугсбург, Франкфурт были не только крупнейшими торговыми и университетскими центрами Германии, но и информационными. Лютер назвал Нюрнберг «оком и ухом Германии».


Большой известностью пользовалось бюро Фугеров, распространявшее рукописные ведомости новостей. Торговый дом Фугеров (газеты имели хождения в Европе между 1568 и 1605 гг.) в Лейпциге имел обширные коммерческие связи практически со всеми европейскими государствами, королевскими дворами, владетельными князьями, торговыми корпорациями и даже римской курией. Этим объясняется высокий уровень информированности Фугеров. Владельцы и служащие фирмы были в курсе всех событий коммерческой и политической жизни Европы. Информация стала у Фугеров таким же товаром, как и все прочее, чем они торговали. Особый штат писцов переписывал все новости, прибывшие в Лейпциг, и рассылал свою продукцию подписчикам, вносившим ежегодно особую плату за этот товар. Бюро Фугеров является прообразом информационного агентства. Это значит, что уже в 15 веке были заложены основы и выработан принцип деятельности этого важнейшего распространителя информации.

В Германии эпохи Возрождения большое распространение имели рукописные информационные листки, названные Лютером, как мы уже знаем, «летучими листками». Наиболее интересные из них владельцы типографий перепечатывали на станках и распродавали на ярмарках. О чем же писали в «летучих листках»? Главным образом о религиозных распрях (речь идет об эпохе Реформации), политических событиях, а также об эпидемиях, всевозможных «чудесах», катастрофах, исцелениях, и др. новостях. Ценилась информация как таковая, а не анализ событий. Элемент сенсационности уже на той стадии развития журналистики был важнейшим условием коммерческого успеха. Стиль, язык автора, как и сама его личность, ещё не существовали как значимые элементы журналистского творчества. Оно было весьма примитивным, поэтому язык «летучих листков» был весьма беден. Это характерно для новостей, издававшихся с целью наживы. Что же касается первых проявлений политической журналистики, проповедей Мюнцера и «Писем тёмных людей» Гуттена, то они уже представляют собой образец публицистического мастерства. Но основная масса рукописной индустрии в Германии являла собой весьма несовершенные в плане языка и стиля творения, не говоря уже о том, что доверять объективности и правдивости авторов было просто опасно. Названия некоторых из этих листков дают определенное представление об их содержании: «Потрясающая ведомость о небывалом наводнении, случившемся в городе Берне. Вести из Франции и т.д. Напечатано в Нюрнберге Никласом Кнорром» или «Достоверная новейшая ведомость из Маастрикта (следует перечисление городов) содержит в себе описание геройской вылазки, перестрелки, стычек, штурмов и других любопытных происшествий от начала осады вплоть до 11 июля текущего 1579 года. Получено из города Ахена 12 июля от хорошего приятеля. Отпечатано в Кельне в 1579 г.» или «Новейшая ведомость об анабаптистах в Мюнстере. Виттенберг. Иосиф Клер. 1535г.». (Саламон Л. Всеобщая история прессы. Спб.,1907, стр 10).


Рукописные ведомости распространялись ординарцами, также как и специальные письма, которые составляли - для богатых купцов, вельмож, университетов и монастырей, - осведомители. Содержание этих людей в различных частях Европы и более дальних местах оплачивалось владетельными людьми или организациями. Этих осведомителей можно сравнить с нынешними собственными корреспондентами. Им нередко удавалось организовать вокруг себя нечто типа корреспондентского пункта, который собирал, обрабатывал и доставлял с помощью ординарца информацию хозяину. Институт ординарцев был предшественником такого важного канала коммуникации как связь. В 15 веке Сен-Галлевское купечество с помощью своих ординарцев наладило регулярную почтовую связь между Линдау, Равенсбургом, Ульмом и Нюрнбергом. Потом эта связь распространилась на Лион и другие города Франции, Нидерландов, Италии. Известия из Венеции до Нюрнберга шли 20 дней.


Ординарцы просуществовали до тех пор, пока почтовое сообщение не было монополизировано государством. Конечно, централизация власти и государственный контроль всячески содействовали развитию журналистики.


Рукописные новости распространялись практически во всех странах Европы. Но происхождение их было главным образом немецкое или голландское. В Германии они появились ранее, чем в Англии или Франции. Здесь же появились и первые газеты, в том виде, как представляет их современный читатель: отпечатанные на станке, выходящие регулярно (ежедневно или еженедельно).


Но между такими важными этапами развития журналистики, как сбор и продажа информации и размножение её с помощью печатного станка, был ещё организационно-оформительский этап. Лицо газеты формировалось довольно долго. Младенческие черты «летучих листков» практически целый век преображались в юношескую физиономию первых газет. Здесь главная заслуга принадлежит уже не купцам и ординарцам, а интеллектуалам.

Одним из таких людей был австриец Михаил фон Айнцинг, использовавший печатный станок и слово с просветительской целью. Айнцинг решил систематизировать всю отрывочную информацию о перипетиях знаменитого Кельнского спора, доходившую до читателей через рукописные листки новостей. Он изложил суть дела и историю его развития в нескольких статьях и собрал их в одну брошюру под названием «Relatio historica», «О происшествиях Кельнского съезда». Брошюра была отпечатана в кельнской типографии и распродана на ярмарке во Франкфурте. Она имела очень большой успех в силу актуальности темы, и благодаря доходчивости и ясности изложения. Этот успех ободрил М. Фон Айнцинга, и он продолжил свою журналистскую деятельность. Теперь он писал уже не только о Кельнском съезде, но и других политических событиях. Так, его брошюра 1588 года уже представляет собой обзор текущих политических событий. «Relatio» (отчеты) Айнцинга выходили в свет накануне ярмарок и получили своё второе название «ярмарочные ведомости». Четкая периодичность и общественно-политическое содержание «Relatio» вплотную приблизили их к газете. У Айнцинга появилось много последователей. «Ярмарочные отчеты» стали распространяться буквально по всей Германии. Среди их издателей можно назвать священника Конрада Лаутенбаха (псевдоним Якобус Франкус) и Маурера.


Кроме рукописных газет, в информационном потоке 16 –17 вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, «книги новостей», «листки новостей», «реляции» и «баллады новостей» – печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом и во многом напоминавшие первые газеты. Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3)большой акцент делался на иллюстративный ряд. «Книги новостей» не исчезли с появлением первых газет, а продолжали существовать на протяжении всего 17 столетия.

Итоги. Книгопечатание – важнейший фактор в формировании журналистики. 15 век – империя Гутенберга. Венеция – столица итальянского книгопечатания (знаменитое издательство – типография Альдов, которая просуществовала 100 лет. За 40 лет в 260 городах континента открылись 1100 типографий. Зарождение буржуазной журналистики. Две стороны журналистики – коммерческая и идеологическая. Буржуазная журналистика с самого начала имеет коммерческий характер. Торговый дом Фугеров. «Летучие листки» в Германии эпохи Возрождения. Проповеди Мюнцера и Гуттена – образец политической публицистики. Ведомости распространяются ординарцами (прообраз собственных корреспондентов). Немецкое и Голландское происхождение рукописных новостей.

Организаторско-оформительский этап журналистики. Заслуга интеллектуалов, первый просветитель – австриец Айнцинг, он издает «Ярмарочные ведомости», отчасти аналог газеты.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Книгопечатание | Первые газеты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.