Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Агностицизм Девида Юма




Субъективный идеализм Джорджа Беркли.

За Локком последовал епископ Беркли(1685-1753). Он был христианином и ненавидел идеи материализма. Он отрицал самое основание этого учения – понятие материи, которая недоступна нашему восприятию. Действительно, нельзя сделать убедительного вывода о существовании материального мира, порождающего наши идеи, так как нет надежного способа отличить объект от чувственных впечатлений, и поэтому ни о какой умственной идее нельзя сказать, что она подобна материальным вещам. То есть нам доступны лишь чувственные характеристики вещей и не более.

Таким образом, согласно Беркли всякий человеческий опыт ограничен видимостью и восприятие человеком природы есть его умственное переживание природы.

Причиной того, что разные люди в разное время воспринимают мир одинаково, и что миру присущ некоторый порядок, является Бог. Он порождает в умах отдельных людей чувственные идеи согласно определенным правилам. Именно такое положение вещей делает возможным существование науки, т.к. ее предметом вполне могут стать наши чувственные данные о мире.

Для Беркли окружающий мир – ни что иное, как наши представления об этом мире. Тогда встает вопрос: исчезает ли, например, дерево, если воспринимающий субъект отворачивается. На этот вопрос Беркли отвечает отрицательно, ибо в этот момент дерево может быть воспринимаемо другим человеком или Богом, который воспринимает наш мир вечно, являясь гарантом его существования.

За Беркли, в свою очередь, последовал Юм (1711-1776).Он утверждал, что человеческому уму недоступно ничего кроме образов и восприятий. Юм не отрицает существование материального мира, но считает, что причина восприятий нам неизвестна. Отказавшись от познания объекта, Юм сводит задачу философии к исследованию субъективного мира человека, его образов, восприятий, определению тех отношений, которые складываются между ними в человеческом сознании.

Основными элементами опыта, по Юму, являются восприятия, состоящие из двух форм: впечатлений и идей. Различие между восприятиями и идеями устанавливается по психологическому признаку – степени живости и яркости, с которыми они поражают наш ум. Впечатления более сильные и яркие, идеи – слабые отпечатки впечатлений в мышлении и рассуждении.

Впечатления делятся на впечатления ощущения, причина которых неизвестна, и впечатления рефлексии, переработка впечатлений в идеи с помощью памяти и воображения. Юм считает, что деятельность ума ничего нового не приносит. Она сводится к способности перемещать, увеличивать, уменьшать и соединять материал, доставляемый чувствами.

Для Юма не существует связи между восприятиями и материальными вещами, поэтому он рассматривает лишь связи между идеями. Юм утверждал, что человеческой природе изначально присуще некоторое важное свойство или принцип. Таким принципом он объявляет принцип ассоциации. Три типа: по сходству (портрет), по смежности, по причинности. Юм считает, что как таковой причинно-следственной связи не существует и наши представления о причинности имеют исключительно опытное происхождение. Мы привыкли видеть, что за событием А всегда следует событие В и называем это причинно следственной связью. Но наступает момент, когда связь перестает соблюдаться.

Таким образом, Юм подорвал возможность существования эмпирической науки, так как логическое основание последней – индукция – отныне было признано недостоверным. Логическое продвижение разума от множества частностей к некой универсальной определенности нельзя было возвести в ранг закона. Чувственное восприятие предстало как хаос и нагромаждение отрывочных впечатлений, а порядок, который человек произвольно навязывал этим впечатлениям, лишился всякого объективного основания.

В ходе эволюции западного мышления от античного идеализма до британского эмпиризма само основание реальности оказалось перевернуто: критерием истины стало не идеальное постижение, а чувственный опыт, сама же истина стала в высшей степени сомнительной. Для разума реальны одни только чувственные впечатления, и никто не вправе утверждать, что стоит за ними.

 

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

План:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.