Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Славянофильство и западничество. Соборность и общинность




Философская мысль в России зарождается в 11 веке под влияние процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает знаменитое произведение «Слово о законе и благодати», в котором обосновывает включенного Руси в общемировой процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие философской мысли происходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия на Руси для развития мировой цивилизации – «Русская идея». Эта идея нашла наиболее полное завершение в трудах славянофилов.

Оригинальные философские поиски на Руси происходили в противоборстве двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли, которую связывала с неповторимым своеобразием русской духовной жизни - славянофилы. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры - западники.

Представители славянофильства – А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин - опирались на православное направление в общественной мысли России. В основе их философии лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. решение проблемы сочетания свободы и необходимости, которое идеально возможно лишь в лоне православия, стало основой для разработки принципа соборности. Определяющим его признаком служит единство во множественности. Это не только видимое соединение людей в одном месте, но и постоянная возможность такого соединения на основе духовной общности – православия. Соборность – итог соединения свободного человеческого начала(свободы воли человека) и божественного начала(благодати). Главным же признаком жизни в церкви считается участие в церковных обрядах и культовых действиях. Православное богослужение на практике реализует принцип единства во множественности.

Органическое развитие России славянофилы объясняли тем, что православие породило специфическую социальную организацию – сельскую общину, «мир». Сельская община сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное. Экономическая жизнь общины представляет гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Однако главное достижение общины в тех духовно-нравственных принципах, которые она воспитывает: готовность постоять за общие интересы, честность, патриотизм и т.д. Такие качества возникают в результате следования традициям и религиозным обычаям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.