Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная западная философия




 

Современная западная философия отличается от «классической» рядом особенностей, понять которые можно только сопоставив этапы. Классическая западная философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. При этом большинство философов исходило из тезиса доступности познания и возможности достичь истину любому. Считалось вполне возможным на основе постижения законов природы и общества господствовать над ними. Это означало, в первую очередь, достижение материального благоденствия человечества при помощи науки и высочайшего развития человека, всех его духовных и физических сил при помощи установления оптимального общественного устройства.

Такому оптимистичному взгляду, идеализирующему возможности разума, был нанесен ряд ударов, существенно пошатнувший позиции разума и науки.

Французская революция 1879г. создавала общество основанное на принципах разума, провозглашало разум божеством. На деле установленный режим оказался бесчеловечным, жестоким, основанном на насилии и терроре. Террор, гражданская война с десятками жертв заставила многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки. Последующие события в Европе и Америке вынудили усомнится в значимости просвещения для смягчения нравов и установления социальной гармонии. Наука же показала свой звериный оскал в первой мировой войне, продемонстрировав способность использовать ее для массового уничтожения человечества и его культуры. Не удивительно, что наиболее проницательные мыслители конца ХХ века - А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор - в момент, казалось бы, наибольшего торжества идей классической философии вдруг заговорили о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души европейского человека.

В ХХ веке положение усугубляется мировыми и локальными вооруженными конфликтами и ситуацией глобального кризиса. На формирование современной философии повлияли и другие черты эпохи.

Во-первых, современная эпоха обнаружила подлинную всемирность исторического процесса. Всемирность не уничтожила отдельного существования государств, но сделала невозможным их изолированное существование. Отношения между государствами и группами государств приобрели исключительно сложный характер.

Во-вторых, современной эпохе присущ небывалый ранее динамизм. Масштабные и радикальные изменения происходят стремительно, часто при жизни одного поколения. Жизнь людей предшествующего 19 века и более ранних эпох выглядела бы на этом фоне почти недвижной или размеренной и неторопливой.

В-третьих, определяющими для современной эпохи стали невиданные темпы научно-технического прогресса. Выдающиеся достижения науки и техники значительно изменили облик мира и человека. Неизмеримо выросли разнообразные возможности человека(телефон, автомобиль, телевизор).

Названные факторы как и множество других не могли не получить своего отражения в философии. Более того, они существенно повлияли на облик философского знания, на его структуру и тематическое содержание. Философия перестала стремиться к подражанию классическим образцам. В связи с этим философию и культуру со второго десятилетия ХХ в. по наши дни целесообразно рассматривать как неклассическую и посткласиическую.

Во-первых, современная философия отличается исключительным многообразием. Она вышла далеко за пределы той тематики, которая была характерна для классической философии.

Во-вторых, в современной философии ярко выражено стремление приблизится к отдельному живому человеку. Она обращает особое внимание не столько на те факторы, которые в наше время улучшили и облегчили человеческое существование, сколько на факторы усложнившие его. Происходит движение от идеи свободного и разумного человека, способного изменить природу и себя лично к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и т.д. Оказалось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание, которое вместе с интуицией становится центром современной философии. Кроме того, сознание и разум отдельного человека, и общественное сознание в целом не понимаются теперь как независимые структуры. Напротив, объявляется, что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил: государства, партий, авторитетов и даже иррациональных сил.

В-третьих, методы, разрабатываемые и применяемые современной философией, являются гораздо более утонченными и сложными по сравнению с классической философией ХХ века. Вообще, проблеме философского метода уделяется значительно большее внимание, чем это было свойственно философской классике.

В ХХ веке изменилась тональность и настроение философских произведений. В них нет того уверенного оптимизма, веры в безграничные возможности человека, которые присущи философии 19 века. Но нет в ней и пессимистического упадничества. Одной из особенностей философской эволюции ХХ века явилось то, что установка на господство человека над природой сменяется установкой на сознательное ее оберегание.

В связи со сказанным, можно охарактеризовать духовную ситуацию нашей эпохи как связанную с резким усложнением условий человеческого существования. В философии ХХ столетия подчеркивается, что вопреки ожиданиям ни научно-технические достижения, ни связанный с ними рост комфорта и качества жизни не сделали жизнь современного человека легкой в нравственно-психологическом смысле. Напротив современность предъявляет повышенные требования к человеку. Особый трагизм ситуации состоит в том, что человек часто оказывается не готов к тому, чтобы выдерживать нравственно-психологические нагрузки современной жизни, оказывать ударам судьбы достойное сопротивление. С особой остротой подчеркивается необходимость сознательных и целенаправленных усилий для сохранения и оберегания непреходящих ценностей человеческого бытия: истины, справедливости, добра, красоты, долга, милосердия и сострадания. Только поверхностному мышлению эти ценности могут показаться устаревшими и утратившими актуальность. С точки зрения крупнейших мыслителей ХХ века дело обстоит так, что в условия массового общества они подвергаются усиленному давлению негативного характера, что, однако, усиливает их социальную и гуманитарную ценность.

В философии ХХ века на передний план выходят проблемы языка, сознания, общения, ранее находившиеся на периферии. Не случайно огромное влияние получили такие направления как феноменология, философия языка, герменевтика.

Философская антропология - еще одно направление современной философии. Этот феномен порожден особенностями эпохи с ее пристальным вниманием к человеку, который ставится в центр мироздания и трактуется как существо несущее главную ответственность его судьбу, за весь строй природы. Вместе с тем в рамках этого направления реализован подход, который рассматривает человека не только в его социальных аспектах, но и как особый род сущего, не только как рациональное существо, но и как иррациональное и сверхрациональное.

Иррационализм - это учение, определяющее инстинкт, волю, интуицию, чувство, мистическое озарение как основные источники познания, данные которых обрабатывает разум, не способный охватить все богатство и многообразие духовной и материальной реальности. И в самом деле, в рамках научной рациональности, на которую так долго уповала человеческая мысль, вообще не рассматривает многие важные аспекты жизни индивида. Подход иррационализма позволяет рассмотреть человека более пристально, обратить внимание на самые интимные стороны человеческого бытия, включающие любовь, агрессивность, страх, экзистенциальное одиночество, сексуальность и т.д. Основной задачей философии становится определение форм и норм построения субъективного мира личности. Ставится проблема оценивания мира с точки зрения бытия в нем личности. Понять ту или иную ценность может только человек, так как они никем и ничем не предустановлены. На первый план в иррационализме выступают понятия, которые по своей природе не могут дать образов внешнего мира, зато могут их отражать через субъективность: страх, отчаяние, тошнота, тревога и т.д. В иррационализме выделяется ряд школ: философия жизни, психоаналитическая философия, экзистенциализм.

Таким образом, мы видим, что на современном этапе развития человечества философия не только не утратила сои позиции, но и в силу своей специфики существенно расширила круг вопросов и ответов, которые ее занимают.

Литература:

Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов на/Дону, 1997.

Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М., 2000.

Философия. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. Тюмень: Издательство ТГУ, 2000.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.