Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование всероссийского рынка

Формирование всероссийского рынка приходится на вторую половину XVII в..

Какие факторы стимулировали и что сдерживало развитие всероссийского рынка в петровский период?

На протяжении первой четверти XVIII в. произошло значительное расширение национального рынка. Это было вызвано развитием сельского хозяйства, усилением его связей с рынком, расширением географического разделение труда, началом обособления черноземной полосы от нечерноземной. Быстрый рост мануфактурной промышленности расширил материальную базу русской торговли. Сбыт промышленных изделий приобрел важное значение. Постепенное освоение Сибири и Дальнего Востока тоже расширяло материальную и территориальную основу русской коммерции. Сибирская пушнина была предметом весьма прибыльной торговли. Колониальные ресурсы огромной империи стали доступны для купечества России. Развитию торговли и внутреннего всероссийского рынка способствовало совершенствование путей сообщения, устройство каналов на водных магистралях (Вышневолоцкий, Ладожский и др.).

Для поддержания и упорядочения внутреннего рынка в 1712г. при Сенате была создана Коммерц-коллегия, в обязанность которой вменялись попечительные заботы о развитии торговли. Затем в 1720г. последовало создание магистратов (городских управлений). Магистрату полагалось заботиться об «умножении ярмарок и торгов», организации бирж и т.д.

Стараясь развивать отечественную промышленность и торговлю, правительство вело протекционистскую политику, которая получила отражение в таможенном тарифе 1724г. Предусмотренный уставом таможенный тариф облагал большую часть ввозимых товаров высокими пошлинами. Так, на импортируемое железо, парусина, шелковые ткани устанавливалась пошлина до 75% их стоимости (371/2 коп. с рубля ефимками).

Вместе с тем, развитие регулярных торговых связей в стране тормозилось плохим состоянием сухопутных путей сообщения (особенно в период весенне-осенней распутицы); наличием множества таможенных сборов; острой нехваткой денежных металлов[139].

И все же указанные препятствия не могли остановить непрерывный рост внутренней торговли. Крепли экономические связи между отдельными областями. Центром всероссийского торга по-прежнему оставалась Москва. Сюда стягивались товары со всех районов России: холст из Вологды, Костромы, Ярославля, металл из Тулы, Урала, Тихвина и Устюжны Железопольской, хлеб и кожа со среднего Поволжья, красная рыба и икра и Нижнего Поволжья, пушнина из Сибири. Насколько широки были торговые связи Москвы, можно судить по тому, что в конце 1723г. крестьянские обозы с хлебом прибывали туда из 34 уездов. В торговый оборот других городов тоже были втянуты огромные территории. В Великом Новгороде в 1714г. продавали деревянную посуду, доставленную из Белозерского уезда, войлочные и кожевенные изделия из Ярославля, железные изделия из Тихвина и Твери; Калуга и ближайшие к ней уезды поставляли конопляное масло, мед и воск, Ростовский уезд – пшеничную муку, Москва – текстиль, галантерею, краски; иностранные товары привозились из Архангельска и т.д.

Большое значение для внутренней торговли имели ярмарки. Одни из них имели местное значение и обслуживали округу в течение нескольких дней. Другие привлекали купцов со всей страны, продолжались одну-две недели и являлись торгами всероссийского масштаба. К последним относились Макарьевская, Свенская, Ирбитская и др. Ярмарки устраивались с таким расчетом, чтобы купцы могли отправить непроданные товары с одной ярмарки на другую. Так, Макарьевская начиналась 29 июня и продолжалась две недели, а Свенскую открывали на 10 дней 15 августа.

Крупнейшей из этих ярмарок, как и в XVII столетии, была Макарьевская (Нижний Новгород). Волга с ее многочисленными притоками служила основным путем, по которому двигались караваны судов с уральским железом и солью, китайскими шелковыми и бумажными тканями из сибирских городов, стеклянными изделиями из Севска. Известно, что в 1720г. товары на нее были доставлены более чем из сотни городов и торговых сел. В ярмарке участвовали не только русские (в первую очередь московские торговые люди), но и восточные купцы – армяне, бухарцы и даже индусы. Обороты Макарьевской ярмарки быстро росли. В 1697-1720г.г. привоз товаров увеличился реально на 1/3, а в связи с ростом цен – еще больше (втрое).

Какова была товарная структура отечественной внутренней торговли в послепетровский период?

Наиболее важное значение имела хлебная торговля, рост которой особенно показателен для расширения торговых связей в это время. Уже во второй четверти XVIII века в хлебной торговле Москвы заметную роль играли орловские и калужские купцы, поставлявшие продовольствие из южных районов. В 1726г. в Москве насчитывалось 1440 хлеботорговцев, из которых только 605 относилось к разряду московских жителей. Зато очень многие оказывались крестьянами (включая крепостных) разных уездов, особенно Ярославского. Важное значение для хлебной торговли имели волжские города (Казань, Чебоксары, Углич, Кострома, Тверь), на Оке – Муром, Волоколамск и Гжатск пропускали много хлеба на север, к Петербургу. Стремительное развитие хлебной торговли стимулировалось и повышением цен, которое началось еще с конца 50-х годов и потом продолжалось целые десятилетия.

Расширялась торговля и другими товарами, в том числе промышленными (железо, холст, парусина), сельскохозяйственными (мясо, зерно, лен) и импортными (сахар, сукно, хлопчатобумажные и шелковые ткани).

Каким образом правительство содействовало развитию торгового обмена в стране середины и второй половины XVIII в.?

В течение 50-70-х годов последовал целый ряд царских указов по развитию внутреннего рынка. В соответствии с указом от 20 декабря 1753г. были отменены внутренние пошлины и многочисленные мелочные сборы (см. избранные тексты, Л.А. Муравьева), в 1754г. – учреждаются первые банки – для дворянства и купечества. В 1762г. были сняты ограничения на экспорт хлеба.

Следует особо выделить правительственную инициативу по созданию более благоприятных условий для торговой деятельности частновладельческих крестьян. Началось правовое регулирование сельской торговли крепостных крестьян. С 1775г. они получили возможность заводить торговые лавки и заниматься постоянной торговлей в Петербурге и Москве.

Законодательные меры, безусловно, содействовали росту торговой сети страны. В 50-е годы в России действовало около 600 городских и сельских торговых пунктов с постоянной (лавочной) и периодической (базарной и ярмарочной) торговлей. К концу 90-х годов насчитывался уже 2571 постоянный торговый пункт. За этот период число базаров увеличилось с 575 до 1330, а ярмарок – с 627 до 4044. Центром всероссийского рынка была Москва. Со страной ее соединяли водные пути и сухопутные тракты. Вторым крупным центром был Петербург. О масштабах обмена можно было судить хотя бы потому, что только в одном 1777г. в Петербург было доставлено свыше 11 млн. пудов хлеба, овса и крупы, причем большая часть продуктов предназначалась для населения города (см. более подробно об этом в избранных текстах, В.К. Калугин).

Завершается начавшееся еще в XVII в. складывание ряда обширных торговых районов. Например, в Центральный район входили города и села Волго-Окского междуречья, Север, Поволжье. Там имелись крупные областные рынки. Возникали новые торговые районы, например северо-западный, с центром в Петербурге. В торговые связи втягивались районы Дона, каспийских степей, Зауралья.

Большую роль в развитии торговли продолжали играть ярмарки. К концу столетия было 28 ярмарок, имевших общероссийское значение – Макарьевская, Троицкая, Свенская и др. Существенно возросло значение Ирбитской ярмарки, выполнявшей роль посредника в торговле между Европейской Россией и Сибирью. Сибирские купцы везли на Ирбитскую ярмарку мягкую рухлядь (меха белки, соболя, песцов), оленьи кожи. Торговцы из Европейской России везли сюда сахар, кофе, пряности из Архангельска, бухарские товары из Оренбурга, сукна и шелковые материи из Москвы и Петербурга.

Примечательно, что наряду с ярмарочной торговлей возросла сеть торжков (небольшие базары в селах). На таких ярмарках крестьяне продавали предметы питания и нехитрые товары собственного производства: в нечерноземной полосе это были холст, чулки, кружева, телеги и сани, глиняная и деревянная посуда, хлеб; в черноземной полосе преобладающими товарами являлись хлеб, скот и продукты скотоводства. Купцы привозили изделия городского ремесла и мануфактур. Такого рода ярмарки ориентировались на местного потребителя.

Увеличение числа торжков и ярмарок отражало развитие всероссийского национального рынка. В отличие от XVII столетия, когда рынок питало мелкое товарное производство, в XVIII в. на ярмарки и торжки поступало много изделий крупной мануфактурной промышленности; капитализм завоевывал все новые и новые позиции в недрах феодального строя.

Краткие выводы

1. Развитие мануфактурного производства в России вызывается потребностью в ликвидации отставания от передовых в промышленном отношении государств Западной Европы. Инициатором преодоления экономической отсталости является крепостное государство, само создающее заводы (43% железоделательных, суконных и других предприятий в первой четверти XVIII в. строятся на казенные средства). Для руководства промышленным строительством в стране Петр I в 1717г. учреждает Мануфактур-коллегию. В России существует мануфактура капиталистическая (купеческие и крестьянские предприятия) и феодальная (казенные и вотчинные предприятия). Посессионные мануфактуры занимают промежуточное положение между капиталистическим и феодальным предприятием. В петровский период преобладают централизованные мануфактуры, концентрирующие много рабочих и широко использующие разделение труда. Продолжают развиваться рассеянные мануфактуры, возникающие на основе купеческого капитала. В первую четверть XVIII века возникает около 200 мануфактур. В середине XVIII в. опережающее развитие в стране получают металлургические и текстильные предприятия. В этот период происходят существенные изменения в социальном составе промышленников. Большинство владельцев мануфактур составляют купцы. Вместе с тем в руководство промышленностью активно вовлекаются крестьяне и дворянство. Меняется состав рабочей силы на мануфактурах. Повышается удельный вес наемного труда (особенно на предприятиях легкой промышленности). Принудительный труд используется на казенных металлургических предприятиях, а также суконных мануфактурах, принадлежащих дворянам. Рост купеческих и крестьянских мануфактур (к концу XVIII века – 1200) в немалой степени обусловлен, принятым в 1775г. Манифестом о свободе предпринимательства.

2. На протяжении первой четверти XVIII в. происходит значительное расширение всероссийского рынка. Одной из главных причин расширения базы торговли становится быстрый рост мануфактурного промышленности. Для поддержания и упорядочения внутреннего рынка в 1712г. при Сенате создается Коммерц-коллегия, а в 1720г. – магистраты (городские управления). Важной протекционистской мерой для поддержания отечественной промышленности и торговли является введение таможенного тарифа (1724г.) на импортируемые товары. Петровский период в целом характеризуется укреплением экономических связей между отдельными областями страны. Центром всероссийского торга по-прежнему остается Москва. Повышается значение ярмарочной торговли и в первую очередь всероссийских центров ее – Макарьевской, Ирбитской, Свенской. Ведущие позиции в товарной структуре внутреннего оборота послепетровского периода занимает хлебная торговля. Расширяется торговля промышленными (железо, холст, парусина), сельскохозяйственными (мясо, зерно, лен) и импортными (сахар, сукно, хлопчатобумажные и шелковые ткани) товарами. Законодательные меры (особенно отмена внутренних пошлин по указу 1753г.), безусловно, содействуют росту торговой сети страны (с 600 торговых пунктов в 50-е годы до 2571 – в конце 90-х). Завершается складывание ряда обширных торговых районов: Центрального, Северо-Западного с центром в Петербурге, юга страны. К концу столетия количество крупных ярмарок увеличивается до 28. Значительно повышается значение Ирбитской ярмарки. Наряду с ярмарочными центрами большое развитие получает местная торговля (торжки), куда поступает все больше изделий мануфактурной промышленности, что свидетельствует о развитии капиталистического уклада в стране.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возникновение мануфактурного производства в России и его особенности | Дополнительная. Абсолютная монархия, Мануфактур-коллегия, казенная мануфактура, вотчинная мануфактура, купеческая мануфактура, крестьянская мануфактура, посессионная
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.