Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История России 15 страница

3. Социально-политический фактор:

− неуклонное нарастание крестьянского движения с начала XIX в.;

− стремление верхов к социальной и политической стабильности, страх перед «освобождением снизу», «пугачевщиной» (особенно напугало восстание в Эстляндии весной 1858 г.).

4. Социально-культурные факторы:

− смягчение нравов, повышение образовательного и культурного уровня населения (Б.Н. Миронов);

− пробуждение самосознания у крестьянства (Б.Н. Миронов);

− «комплекс стыда» в связи с сохранением крепостного права, развившийся постепенно в просвещенных слоях русского общества под влиянием западных идей (Т. Эммонс и другие западные историки).

5. Субъективный фактор – личность императора Александра II, получившего воспитание под руководством В.А. Жуковского.


Рис. 11 – Динамика восстаний крестьян с первой четверти XIX в. до 1860-х гг.

Ближайшим окружением царя, обусловившим подготовку и проведение реформ, являлся тонкий, но до определенного срока влиятельный, слой «либеральной бюрократии» («молодежь и оборотни», словами НЯ. Эйдельмана). Ее лидером, по оценке Л.Г. Захаровой, был Н. Милютин

Проведению реформ способствовало и изменение психологической атмосферы в обществе во второй половине 1850-х гг., обусловленное реакцией на поражение в Крымской войне («Севастополь ударил по застоявшимся умам» - В.О. Ключевский) и новизной внутренней политики, «оттепелью» (по определению Ф.И. Тютчева), «гласностью», создавшими общественное настроение в поддержку реформ. Д. Милютин писал в октябре 1857 г., «Здесь (в Петербурге) вообще нашел я поразительное явление: стремление к преобразованиям, к изобретению чего-то нового обуяло всех и каждого; хотят, чтобы все прежнее ломали тут же, прежде чем обдумано новое».

Создание механизма реформы выглядело следующим образом:

Январь 1857 г. – создание Секретного Комитета по крестьянскому делу

20 ноября 1857 г. – рескрипт Виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову, содержавший «основания» для улучшения быта крепостных крестьян края и «разрешение» местным дворянам создать комитет для выработки конкретных положений, направленных на реализацию этой цели был разослан всем губернаторам и предводителям дворянства во всех европейских губерниях России, стал для них «руководством к действию».

Следствия:

− включение дворянства в процесс подготовки реформы стало неизбежным (создание 46 дворянских губернских комитетов для выработки ее условий);

− дело освобождения крестьян было представлено как инициатива самого дворянства;

− процесс подготовки крестьянской реформы был рассекречен: в январе 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный Комитет.

4 декабря 1858 г. Александр II утвердил правительственную программу освобождения крестьян с землей за выкуп (вопреки мнению большинства членов Главного Комитета). 17 февраля 1859 г. были созданы Редакционные Комиссии для подготовки документов реформы (председатель – Я.И. Ростовцев, с февраля 1860 г. – В.Н. Панин; фактический лидер – тов. министра внутренних дел Н.А. Милютин).

Отличительными чертами работы Комиссий были неформальный, творческий, самостоятельный характер деятельности и научная обоснованность трудов. К работе привлекли не только представителей министерств и ведомств, но и ученых, публицистов. Большинство членов являлись либеральными деятелями. Наиболее выдающимися из них были: Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.Х. Бунге, М.Х. Рейтерн, А.П. Заблоцкий-Десятовский.

В августе 1859 г. завершились работы Редакционных Комиссий над проектом документов реформы. После чего до февраля 1860 гг. шло обсуждение проекта с представителями дворянства. В октябре 1860 г. были распущены Редакционные Комиссии, а проект направлен на рассмотрение в Главный Комитет. В январе-феврале 1861 г. прошло рассмотрение проекта в Государственном Совете. Александр II поддержкой позиции либерального меньшинства в Государственном Совете обеспечил утверждение проекта.

Отмена крепостного права. Условия освобождения крестьян. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положения» и «Манифест» - основные документы реформы. Условиями освобождения были:

1. Крестьяне переставали рассматриваться как собственность помещиков: их нельзя было продавать, переселять и т.п., они получали ряд личных прав – свободу вступления в брак, самостоятельное заключение гражданских сделок и ведение судебных дел, беспрепятственное занятие промышленностью и торговлей, право отлучаться с места своего жительства, поступать в любые учебные заведения, переходить в другие состояния.

2. Крестьяне официально получали право самоуправления, которым фактически обладали до реформы. Сельские и волостные общества возглавлялись сельскими старостами и волостными старшинами.

3. Земля, которой пользовались крестьяне до 1861 г., признавалась полной собственностью помещиков. Земельный надел крестьяне должны были выкупить по утвержденным государством правилам и расценкам; размер выкупа определялся посредством 6 % капитализации оброка (т.е. путем умножения годового оброка на 16,67). 20 % выкупной суммы выплачивали крестьяне единовременно, 80 % - государство (или 75 %, если надел был неполным), которое предоставляло крестьянину выкупную ссуду со сроком погашения в течение 49 лет, до 1910 г. В соответствии со статьей 113 Положения о выкупе крестьяне должны были ежегодно вносить по 6 копеек на 1 рубль выкупной ссуды (0,06 %). За 49 лет это должно было составить 294 копейки на 1 рубль ссуды, т.е. государство покрывало свои расходы в троекратном размере.

 
 

Рис. 12 – Динамика перехода на выкуп бывших помещичьих крестьян в пореформенный период

4. До заключения договора о выкупе (а это происходило по соглашению сторон или по инициативе помещика) крестьяне становились «временнообязанными» и в этот период за пользование землей должны были платить оброк или нести фиксированную барщину. От последней крестьяне могли отказаться через два года с заменой ее оброком. На период временнообязанных отношений помещики сохраняли за собой некоторые права вотчинной полиции.

5. Повинности, а также поземельные отношения крестьян и помещиков в период временнообязанного состояния регламентировались Уставными грамотами. Их соответствие основным документам реформы, «букве закона» должны были обеспечить мировые посредники, выполнявшие многочисленные административные и посреднические функции. Назначались из местных потомственных дворян-землевладельцев. Состав мировых посредников «первого призыва» (первого трехлетия) был довольно либеральным, среди них были декабристы А.Е. Розен и М.А. Назимов, петрашевцы Н.С. Кашкин и Н.А. Спешнев, Л.Н. Толстой и известный хирург Н.И. Пирогов.

6. Размеры крестьянского надела, определяемые Местными Положениями, были в среднем на 20 % меньше дореформенных. В связи с этим были проведены отрезки земель в пользу помещиков, доходившие в Черноземных и Степных районах до 40-50 %. Крестьяне имели возможность получить так называемые дарственные наделы, равнявшиеся 25 % дореформенных.

7. Сохранялись и усиливались прерогативы сельской общины. По закону реализация многих из провозглашенных личных прав ставилась в зависимость от решения общины, а для отдельного крестьянина, который не являлся главой домохозяйства, - и от решения главы семьи. До 1870 г. крестьянин по закону не имел права отказаться от надела, т.е. был фактически прикреплен к земле. Зависимость крестьянина от общины в сфере распоряжения надельной землей и других вопросах («корпоративное крепостничество», по выражению историка Б.Н. Миронова) сохранилась вплоть до 1906 г.

Значение крестьянской реформы заключалось в следующем:

1. Реформа являлась важным историческим актом прогрессивного значения, переломным моментом, отделяющим Россию крепостную от России капиталистической. Было положено начало эры капиталистического развития страны, созданы условия для утверждения капитализма.

2. Резко возросли темпы экономического развития, сложилась новая социальная структура, характерная для капиталистического общества.

3. Были созданы предпосылки для преобразований политического строя, проведения реформ в сфере управления, суда, образования, печати, финансов, военном деле.

4. Реформа была непоследовательной и противоречивой, сохраняла пережитки крепостничества:

− помещичьи латифундии;

− крестьянское малоземелье;

− прикрепленность крестьян к общине;

− налоговый гнет;

− частичная реставрация дореформенных порядков в виде отработочной системы;

− исключение надельной земли, не признаваемой частной собственностью, из рыночного оборота (до 1907 г.). Крестьяне в целом негативно восприняли условия освобождения, не признавая их правильными и справедливыми. Об этом свидетельствует, в частности, динамика численности крестьянского движение в 60-е гг. XIX в. (см. диаграмму).


Рис. 13 – Динамика крестьянских волнений в первые пореформенные годы

Многие крепостнические элементы дореформенного порядка в деревне оказались живучими из-за недостаточности объективных и субъективных условий для перехода деревни на рельсы рыночной экономики. Реформа была проведена с учетом, прежде всего, приоритетных прав помещиков и самодержавного государства, не привела к созданию массового слоя свободных крестьян-собственников. Все вышесказанное определило остроту аграрного вопроса и социальный кризис в России начала XX века. 1861 год в конечном счете породил 1905.

Либеральные реформы в социально-политической сфере. Новые социально-экономические отношения должны были получить адекватное оформление в социально-политической сфере. Как следствие, в:

1. 1864 г. - создание земских учреждений - всесословных органов местного самоуправления в губерниях и уездах. Выборы в земства проводились на основе имущественного ценза и сословного принципа (по куриям). В компетенцию земств входили административно-хозяйственные проблемы территории, вопросы здравоохранения и народного образования.

2. Городская реформа 1870 г. - создание всесословных органов общественного самоуправления - городских дум. В выборах в думу участвовали все плательщики городских налогов, делившиеся на три избирательных собрания (крупных, средних и мелких налогоплательщиков), от которых избиралось одинаковое число гласных (депутатов). Компетенция городских дум была аналогичной компетенции земских учреждений. Органы местного самоуправления - земские и городские - содействовали развитию промышленности, торговли, коммуникаций в регионах, профессионализации общества, повышению уровня просвещения и культуры.

3. Судебная реформа 1864 г. была самой последовательной, строилась на принципах:

− бессословности суда;

− равенства всех подданных перед законом;

− независимости суда от администрации;

− выборности: создания суда присяжных и выборных мировых судей;

− состязательности: создания адвокатуры (присяжных поверенных);

− гласности.

Были созданы два типа судов: местные и общие.

4. Финансовые реформы 1862-1866 гг. Цели этих реформ состояли в следующем: централизация финансового дела; упорядочение и установление гласности государственного бюджета. В 1860 г. был учрежден Государственный банк для кредитования торгово-промышленных предприятий. В 1862 г. проведена централизация бюджетной политики: единственным ответственным распорядителем бюджета стал министр финансов; вводилась публикация статей доходов и расходов; в 1864 проведена реорганизация государственного контроля: созданы контрольные палаты, не зависевшие от губернаторов и других ведомств.

5. Военные преобразования 1860–1870-х гг. (военный министр Д.А. Милютин) преследовали следующие цели: изменение принципов управления и комплектования армии, ускорение ее перевооружения. В этой связи проведены в:

6. 1863 г. - отмена телесных наказаний в армии.

7. 1864 г. - создание 15 военных округов, подчинявшихся министру.

8. 1867 г. - централизация военного управления: передача в подчинение военному министру артиллерии, гвардии, инженерных войск, военно-учебных заведений, действующей армии (во время военных действий), до того имевших собственные управления.

9. 1874 г. - новый воинский Устав: отказ от рекрутских наборов и введение всеобщей воинской повинности для лиц мужского пола с 20-летнего возраста. Вводился образовательный ценз, сокращавший срок действительной службы.

Значение реформ 1860–1870-х гг. состояло в следующем:

− они положили начало эпохе капитализма, создав условия для его утверждения как господствующей социально-экономической системы;

− реформы продвинули страну по пути политической модернизации: были созданы элементы гражданского общества и правового государства, произошла децентрализация государственного управления и привлечение к нему населения (на местном уровне);

− политическая модернизация страны не была завершена, Россия оставалась самодержавной (неограниченной) монархией.

2. Александр III и эпоха «контрреформ»

Причины смены политического курса в период правления императора Александра III (1881–1894) заключались в следующем:

− политические последствия убийства народовольцами Александра II: политический кризис, сдвиг общественных настроений вправо;

− консервативные убеждения Александра III;

− необходимость обуздания революционного террора.

Первыми шагами по осуществлению нового курса были:

− апрель 1881 г. - Манифест Александра III «О незыблемости самодержавия» - отказ от либеральных реформ, курс на укрепление самодержавных начал общественно-политического строя;

− август 1881 г. - «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия», передававшее ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени.

До мая 1882 г. еще сохранялись возможности продолжения реформ (борьба в правительстве, деятельность министра внутренних дел Н.П. Игнатьева). С назначением на должность министра внутренних дел графа Д.А. Толстого началась эпоха «контрреформ» - основное содержание внутренней политики Александра III. Идеологами и вдохновителями этой политики были: обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, публицист М.Н. Катков.

Контрреформы проявились в следующем:

− усилении административного контроля над печатью (Временные правила о печати 1882 г.);

− возвращении к сословному принципу в системе образования (Циркуляр мин. просвещения И.Д. Делянова «О кухаркиных детях» 1887 г.);

− усилении административного контроля над деятельностью органов местного самоуправления, предоставление преимуществ дворянству в системе просвещения и местного самоуправления (университетский Устав 1884 г., Положение о земских начальниках 1889 г., земских учреждениях 1890 г, Городовое положение 1892 г.);

− защите социально-экономических интересов дворянства (учреждение в 1885 г. Дворянского банка, Положение о найме на с/х работы 1886 г. и др.);

− консервации крестьянской общины (ограничение семейных разделов 1886 г., меры против отчуждения крестьянских наделов 1893 г.);

− ужесточении преследования религиозного инакомыслия, ограничение прав лиц неправославных вероисповеданий, пр. вс. иудеев, русификация национальных окраин (Временные правила о евреях 1882 г., законодательство 1886–92 гг.);

− отходе от принципов реформ 1860 – 1870-х гг. в сфере судопроизводства: гласности, публичности, выборности, бессословности (Положения и Законы 1881, 1887, 1889, 1891 гг.).

Политика Александра III была весьма противоречивой. Одновременно с «контрреформами» в экономической сфере министрами финансов Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградским, С.Ю. Витте проводилась прогрессивная политика, направленная на капиталистическую модернизацию страны (прекращение временнообязанного состояния крестьян и переход их на выкуп; отмену подушной подати, введение налогообложения рыночного типа; государственное стимулирование промышленного и железнодорожного строительства; подготовку и проведение финансовой реформы; введение рабочего законодательства и фабричной инспекции).

3. Социально-экономическое развитие во второй половине XIX в.

В середине XIX в. Россия была самой большой по территории и населению среди развитых стран. Ее территория составляла 19 млн. кв. километров, из них 78 % находилось в азиатской части и было слабо освоено. Население насчитывало 75 млн. человек, а по переписи 1897 г. уже 126 млн. человек, из них лишь 14,7 млн. человек проживали в городах.

Из числа самостоятельных работников по данным переписи 1897 г. 70,8 % было занято в сельском хозяйстве, 20,3 % - в промышленности, на транспорте - 2,7 %, в торговле - 6,2 %. Господствующее положение в экономике занимало сельское хозяйство. По общему объему сельскохозяйственного производства Россия занимала во второй половине XIX в. первое место в мире.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве шло двумя путями: на базе помещичьих хозяйств (прусский путь) и на базе крестьянских хозяйств (американский путь). Однако оно происходило медленно и противоречиво. В пореформенный период сложилось три типа помещичьих хозяйств:

1. отработочная система – полукрепостническая форма эксплуатации, обработка земли помещика крестьянином собственным инвентарем как плата за аренду земли или ссуду;

2. капиталистическая система - применение вольнонаемного труда крестьян;

3. смешанная система - использование вольнонаемного труда и отработки.

К концу XIX в. капиталистическая система в помещичьих хозяйствах стала преобладающей. В целом к началу XX в. в Европейской России сложились три района, воплощавшие три варианта развития сельского хозяйства:

− Прибалтика, Белоруссия и западные губернии Украины - развитие капитализма шло на основе помещичьих хозяйств, преобладавших в этих регионах;

− Южная, восточная и северная периферия Европейской России, где помещичье землевладение было невелико или отсутствовало - крестьянский вариант аграрно-капиталистической эволюции;

− Черноземный и Нечерноземный Центр, жители которого составляли две трети населения Европейской России, не утвердился окончательно ни тот, ни другой тип аграрно-капиталистической эволюции; в наибольшей степени проявились паразитизм помещичьих хозяйств и задавленность крестьянских хозяйств малоземельем и поборами.

К концу XIX в. положение в деревне резко ухудшилось. Основные тенденции аграрно-капиталистической эволюции, а также втягивание в рынок (прусский и американский пути) проявились в развитии двух периферийных регионов, которые стали основными производителями аграрной продукции. В центре страны имели место застой и даже падение сельскохозяйственного производства, приведшие к обострению социальных противоречий в этом регионе. За 40 лет крестьянское население Европейской России выросло с 48,9 млн. человек до 80 млн. человек, т.е. почти в два раза, а средняя величина душевого надела в Черноземных губерниях сократилась с 4,8 десятин в 1860-х гг. до 2,6 десятин в 1900 г. Для эффективного хозяйствования требовалось в условиях России не менее 15 десятин на душу, а реальная средняя величина душевого надела бывших помещичьих крестьян составляла 8,8 десятин. Под влиянием развития капитализма происходило социальное расслоение крестьянских хозяйств, выделялись зажиточные и бедняцкие слои. Преобладающим оставался тип традиционного хозяйства на основе трудо-потребительского баланса.

Отмена крепостного права создала условия для завершения к середине 1880-х гг. (по другим данным, в 1890-е гг.) промышленного переворота, начавшегося еще в 30-40-е гг. XIX в.

Промышленный переворот - это совокупность технико-экономических и социальных сдвигов, сопровождавших переход от мануфактурной стадии производства к фабричной системе, машинной индустрии.

К середине 1880-х гг. утвердилось крупное машинное производство, определилась отраслевая структура промышленности:

− главную роль - текстильное производство (свыше 50 % стоимости промышленной продукции);

− второй по значению стала пищевая промышленность (мукомольное, сахарорафинадное, маслодельное, винокуренное и табачное производства), непосредственно порожденные капиталистической эволюцией аграрного строя;

− третье место - горнозаводская промышленность и металлообработка, развитие которых было связано главным образом с железнодорожным строительством.

В пореформенный период окончательно сформировались основные промышленные районы. Наряду со старыми (Прибалтийским, Московским, или Центральным, Петербургским и Уральским) появились новые: Южный угольно-металлургический и Бакинский нефтедобывающий. Сибирь, Средняя Азия и Дальний Восток оставались слабо освоенными в промышленном отношении.

Особенностью развития промышленности во второй половине XIX в. было сохранение ее многоукладности, когда крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурой и мелкотоварным производством, причем доля последнего была велика.

С 1865 по 1890 г. протяженность железных дорог увеличилась в 7 раз. Основными этапами железнодорожного строительства были следующие:

− 1860 – начало 1880-х гг. - с широким привлечением частного капитала; основная часть железных дорог находилась в частном владении;

− 1880–1990-е гг. - выкуп железных дорог в казну, широкое строительство железных дорог в основном за счет средств казны;

− 1885 г. - Устав российских железных дорог;

− 1891 г. - начало строительства Транссибирской магистрали одновременно из Челябинска и Владивостока. К 1904 г. - в основном закончено; дорога вокруг Байкала строилась с 1900 по 1905 г. Восточный участок проходил по территории Манчжурии. КВЖД соединяла Сибирь с Владивостоком по кратчайшему пути. Строительство Амурской дороги завершилось в 1916 г.

1893–1899 гг. были ознаменованы промышленным подъемом. Объем продукции машиностроения вырос в этот период в три раза. Это создало условия для начала осуществления индустриализации - приоритетного развития производства средств производства (отраслей группы «А») и технического переоснащения на этой основе всего народного хозяйства. Стимулом развития промышленности стала успешная денежная реформа С.Ю. Витте 1897 г., приведшая к введению золотого стандарта рубля и его конвертируемости. Это обеспечило приток иностранных инвестиций. В среднем они составляли 20–25 % капиталовложений в промышленность и транспорт. Развивались акционерные формы промышленного и банковского капитала.

Общие итоги социально-экономического развития к концу XIX в. выглядят следующим образом:

1. Россия вышла на пятое место в мире по общему объему валового национального продукта (после США, Германии, Англии, Франции).

2. Страна вышла на первое место в мире по темпам ежегодного промышленного роста (около 8 %).

3. Россия превратилась в аграрно-индустриальную державу: доля отраслей группы «А» стала составлять около 41 % всей промышленной продукции.

4. Сохранилось существенное отставание от развитых стран по качественным показателям промышленного развития (в три-пять раз): производству продукции на душу населения, производительности труда, его энерговооруженности.

5. Сохранялась диспропорция в развитии современных форм промышленного и сельскохозяйственного производства.

6. Медленными темпами шел процесс преобразования сословной структуры в классовую.

7. Сохранялись традиционное самосознание и традиционные отношения между основными общественными группами.

4. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Во внешней политике второй половины XIX в. можно выделить т ри основных направления:

1. Европейская политика России: борьба за пересмотр итогов Крымской войны, укрепление позиций на Ближнем Востоке и Балканах.

2. Завершение территориального формирования Российской империи: присоединение Средней Азии и Дальнего Востока, война на Кавказе.

3. Участие России в формировании военно-политических блоков.

Первое направление - Борьба за ликвидацию условий Парижского мира и выход из международной изоляции - основное содержание внешней политики 1860–1870-х гг. Реализация задачи - заслуга министра иностранных дел А.М. Горчакова. Для борьбы с Англией и Францией - гарантами Парижской системы - союзником России стала Пруссия, осуществлявшая борьбу за объединение Германии (военная конвенция 1863 г., обеспечивавшая дружественный нейтралитет России в войнах Пруссии). После поражения Франции во франко-прусской войне 1870–1871 гг. Россия уведомила европейские державы об отказе соблюдать статью Парижского договора о нейтрализации Черного моря. Конференция в Лондоне в январе 1871 г. утвердила это решение. Сближение России, Германии и присоединившейся к ним Австрии положило начало «Союзу трех императоров» (1873 г.). Его дипломатическая поддержка обеспечила продвижение России в Среднюю Азию, где она сталкивалась с Великобританией, а также активизацию политики России на Балканах.

Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Причина войны заключалась в стремлении России восстановить свои позиции на Балканах, а поводом стал отказ турецкого султана проводить программу реформ, разработанную в 1875 г. Россией, Австрией, Пруссией, и включавшую предоставление балканским народам автономии и свободы вероисповедания для христиан. Большую роль сыграл подъем национально-освободительного движения на Балканах. В 1876 г. произошли восстание в Болгарии, война Сербии и Черногории с Турцией. В 1877 г. великие державы предъявили требование о проведении немедленных реформ, которое было отклонено султаном.

12 апреля 1877 г. Александр II издал Манифест о войне с Турцией. Важнейшими сражениями войны стали: под крепостью Плевна, у перевала Шипка и под Шейново. Выдащиеся полководческие способности проявили генералы М.Д. Скобелев, И.В. Гурко, Ф.Ф. Радецкий. В результате войны 19 февраля 1878 г. был подписан Сан-Стефанский договор, по которому балканские народы Сербии, Черногории, Румынии получали полную независимость, их территории увеличивались. Болгария получала конституцию и фактическую независимость. России возвращалась Южная Бессарабия, передавались Карс, Батум и Ардаган на Кавказе. Позднее Берлинский конгресс 1 июля 1878 г. пересмотрел условия Сан-Стефанского мира в сторону ущемления интересов России.

Второе направление внешней политики проявилось в 1860–1870-е гг. в ряде военных экспедиций в Среднюю Азию. Их причинами были:

− стремление обрести новые источники и сырья и рынок сбыта для отечественной промышленности;

− противодействие английскому влиянию в непосредственной близости от российских границ, английским претензиям на часть среднеазиатских территорий;

− стремление укреплять торговые и политические связи со странами Востока (Ираном, Афганистаном, Китаем, Индией).

В итоге предпринятых усилий:

1. Кокандское ханство - присоединено к России, Хивинское ханство и Бухарский эмират признали вассальную зависимость от России, сохраняя внутреннюю автономию.

2. На присоединенных территориях было образовано Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте (первый генерал-губернатор - К.П. Кауфман).

3. Завоевание территории туркменских племен в восточном Прикаспии, включенной в состав Закаспийской области.

4. В 1885 г. подписан русско-английский договор о разграничении территории: северо-западная граница Афганистана – по р. Кушка, которая становилась границей Российской империи.

5. В 1859–1864 гг. завершилась Кавказская война (1859 г. – капитуляция Шамиля; 1864 г. - ликвидация последнего очага сопротивления).

Политика России на Дальнем Востоке была следующей. В основе ее активизации лежали:

1. Противодействие геополитическим устремлениям Англии и Франции на Камчатке, проявившимся во время Крымской войны.

2. Ослабление Китая, его зависимость от англо-франко-германского капитала.

3. Быстрый рост военного потенциала Японии.

Реализация дальневосточной политики проявилась:

− 1855 г. - Симодский договор между Россией и Японией о мире и дружбе: закреплял право России на северную часть Курильских островов; остров Сахалин объявлялся совместным владением;

− 1875 г. - Россия уступила Японии Курильские острова в обмен на переход всего Сахалина во владение России;

− 1858 г. -Айгунский договор с Китаем: левый берег Амура - владение России, земли от р. Уссури до Тихого океана - совместное владение до разграничения;

− 1860 г. - Пекинский договор с Китаем - за Россией была закреплена территория по левому берегу р. Амур и весь Уссурийский край. Началось освоение Дальнего Востока, возникли города Благовещенск, Хабаровск, Владивосток;

− 1867 г. - продажа Россией Аляски и Алеутских островов США за 7,2 млн. долларов (около 14 млн. рублей.).

В 1890-е гг. произошло обострение противоречий между странами, что нашло выражение в:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История России 14 страница | История России 16 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.