Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История России 29 страница




Россия присоединилась и к международным экономическим санкциям против Югославии, введенным из-за поддержки югославами боснийских сербов в межнациональном конфликте в Боснии. Это не соответствовало исторически традиционной роли России как покровительницы Сербии и шло вразрез с ее политическими интересами на Балканах. Во всех этих случаях российская дипломатия оказалась несвободна в своих решениях. Она на международной арене безоговорочно поддерживала действия американцев, отдавала приоритет сохранению дружественных отношений с США.

Что касается отношений с другими крупными государствами, то с ФРГ они были в этот период демонстративно дружескими: продолжался вывод войск из Восточной Германии, и ФРГ выделяла значительные денежные суммы на их социальное обустройство в новых местах дислокации.

Отношения с Францией несколько затормозились: у обоих государств не было точек экономического и политического соприкосновения, к тому же президент Ф. Миттеран до самого последнего момента поддерживал М. Горбачева.

Наметился некоторый прогресс в экономических контактах с Японией. В ноябре 1996 г. Е. Примаков сделал официальное предложение о совместной экономической деятельности на Южных Курилах, японская сторона согласилась эти инициативы изучить. Японские бизнесмены проявили большую заинтересованность в освоении нефтяных месторождений шельфа о. Сахалин.

С начала 1994 г. МИД России вместо основополагающей идеи об общности интересов с США стал выдвигать новый внешнеполитический тезис – о необходимости соблюдения собственных национальных интересов России. С одной стороны, это было вызвано некоторым изменением расстановки политических сил внутри страны – поражением демократов на выборах в Государственную Думу в декабре 1993 г. и получившими широкий общественный резонанс обвинениями со стороны оппозиции в проамериканском курсе. С другой стороны, к этому вынуждало изменение геополитической ситуации в Центральной и Восточной Европе. В 1994 г. завершался вывод российских войск из бывших социалистических стран и стран Балтии, и некоторые из них сразу заявили о своем желании быть принятыми в военно-политический блок западных стран – НАТО. Свое намерение бывшие союзники СССР по Варшавскому договору зачастую мотивировали, ссылаясь на события октября 1993 г., которые возродили в Европе опасения по поводу непредсказуемости российской политики.

К этому времени Россия уже не играла авторитетной роли в международных делах и не имела реальных рычагов, чтобы остановить неблагоприятное для себя развитие событий. В ответ на выраженную Россией озабоченность планами расширения НАТО было заявлено, что «готовность НАТО к расширению на Восток не означает практических мероприятий в этом направлении», что «Североатлантический пакт является гарантом общей безопасности в Европе и не направлен против каких-либо стран», что «НАТО предлагает бывшим социалистическим странам и странам бывшего СССР, включая Россию, принять совместную программу “Партнерство во имя мира”, которая установила бы формы военного сотрудничества стран бывшего Варшавского договора и НАТО». Это был временный компромисс США и России, который мог лишь отсрочить осуществление планов включения в Североатлантический пакт бывших союзников СССР по Варшавскому договору, а также стран Балтии.

Ощутимые изменения во внешней политике России – рост ее инициативности и самостоятельности – стали наблюдаться только с 1996 г., когда в январе министром иностранных дел был назначен Е. Примаков, бывший прежде руководителем Управления внешней разведки. О себе Е. Примаков говорил, что он не является «антизападником», а лишь защищает интересы государства, национальные интересы России. Уже в феврале Россия отказалась от санкций в отношении боснийских сербов, что было поддержано и другими странами; в октябре Совет Безопасности ООН единогласно отменил экономические санкции против Югославии, действовавшие с 1992 г. Продолжая линию на восстановление традиционного влияния России на Балканах, МИД в январе 1997 г. попытался выступить в качестве посредника между президентом Сербии и оппозицией, оспаривавшей результаты выборов. В сентябре 1996 г. Россия осудила бомбардировку военных объектов на территории Ирака американскими крылатыми ракетами.

Заметно повысилась и роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) вызва­ли переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого пере­рыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствова­ния в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами яв­лялись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Также сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медика­менты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10 %.

С 1995 г. Россия начала восстанавливать утерянные позиции на международном рынке вооружений. По данным «Росвооружения», государственного монополиста в экспорте оружия, объемы его продаж составили в 1995 г. 3 млрд. долларов, а в 1996 г. – 3,5 млрд. (у США объем продаж упал за 1996 г. на 2 млрд. долларов). Пользовались и продолжают пользоваться спросом наиболее современные системы оружия: самолеты МиГ-29 и СУ-27, вертолет К-50 («Черная акула»), зенитные ракетные установки С-80, танки Т-80, системы залпового огня, боевые машины пехоты и др. При этом покупали и продолжают покупать российское оружие не только давние партнеры – Индия, арабские страны, но и новые – Китай и даже Южная Корея (в счет погашения советского долга), традиционно бывшая импортером американского оружия.

Открытость России в ее отношениях с дальним зарубежьем ярко проявилась в росте числа российских граждан, свободно выезжавших из страны в туристические и деловые поездки, переезжавших на временное или постоянное место жительства. Изменились акценты во внешнеэкономических связях с Западом – упор был сделан не на получение эпизодической «помощи», разовых льготных кредитов, а на пробуждение долговременного меркантильного интереса западных предпринимателей к российской экономике. Привлечение частных иностранных инвестиций стало приоритетной для правительства внешнеэкономической задачей.

Таким образом, в экономической сфере Россия выступала за нормальные взаимовыгодные партнерские отношения с дальним зарубежьем. Но в силу объективных причин за Россией в международном разделения труда постепенно закрепилась роль поставщика топливно-сырьевых ресурсов, конкуренты стремились не допустить ее выхода на мировые рынки высокотехнологичной продукции.

Россия и страны ближнего зарубежья. Развитие взаимоотношений со странами СНГ занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанные с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки россий­ских грузов по их территории за рубеж.

Распад СССР привел к разрушению традиционных экономических связей с бывшими республиками. В 1992–1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступле­ний преобладали товары народного потребления и продовольствие. Од­ним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность Рос­сии со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал 6 млрд. долларов.

Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Арменией) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и страте­гические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Россией и Белоруссией.

С начала 2000-х гг. международное положение России существенно изменилось. Внешнеполитический курс страны стал прагматичным. Ее политика была подчинена интересам обеспечения благоприятных условий для дальнейшего продвижения российского общества по пути реформ; включения России в мировое хозяйство; восстановления военно-оборонного потенциала страны; возвращения утерянных международных позиций; создания предпосылок для устойчивого роста.

На современном этапе развития российского государства руководством страны обозначены и основные принципы внешнеполитической деятельности, которые заключаются в следующем:

- Россия признает первенство основополагающих принципов международного права, которое определяют отношения между цивилизованными народами;

- в современном мире однополярность неприемлема – такой мир неустойчив и грозит конфликтами;

- Россия не хочет конфронтации ни с одной страной, Россия не собирается изолироваться;

- приоритетом для России является защита жизни и достоинства своих граждан, где бы они не находились и интересы российского предпринимательского сообщества за границей;

- у России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы, и Россия будет работать в этих регионах.

Вместе с тем, внешняя политика России остается не конфронтационной и не силовой, направленной на упрочение международной безопасности и равноправное сотрудничество со всеми странами.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие/ А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. Изд-е 3-е. М.: Проспект, 2009. – 506 с.

2. Зуев М.Н. История России: учеб. пособие/ М.Н. Зуев. Изд-е 2-е. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. – 655 с.

3. История России / Под ред. В.В. Кириллова. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2008. – 608 с.

4. История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко. Изд-е 5-е доп. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. – 712 с.

5. История России с древнейших времен до наших дней / Под ред. А.Н. Сахарова. М.: Проспект, 2008. – 768 с.

6. История России: учеб. пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М.: Проспект, 2009. – 528 с.

7. Новейшая история России. 1914 – 2009. / Под ред. М.В. Ходякова. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2010. – 538 с.

8. Федоров В.А. История России. 1861 – 1917: учеб. пособие / В.А. Федоров. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 482 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.