КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема № 7: Россия в XIX веке. Цель: Объяснить, почему XIX век называется веком революций, национализма и движения к индустриальному обществу
ЦЕЛЬ: Объяснить, почему XIX век называется веком революций, национализма и движения к индустриальному обществу. Показать общее и особенное России в следовании тенденциям мирового развития на данном этапе, в том числе в осуществлении промышленного переворота, проведении буржуазно-либеральных реформ и формировании гражданского общества. Обосновать связь зарождения либеральных и революционных движений в России с влиянием идей просветителей-энциклопедистов XVIII века и Великой Французской революции, с нарастанием социально-экономической напряжённости в стране. ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа для программы очного обучения и 1 час для программы очно- заочного обучения. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Кризис абсолютистских режимов и начало реформационного процесса в России в первой половине XIX века. 2. Общественно-политические течения и движения в России XIX века. 3. «Великие реформы» 60-х-70-х гг. XIX в.: успехи и противоречия либеральных преобразований. 4. Контрреформы 80-х-90-х гг. XIX в., усиление консерватизма.
ВЫВОДЫ: 1. В эпоху Нового времени европейская цивилизация совершила переход от аграрного традиционного общества к индустриальному инновационному благодаря буржуазным промышленным революциям, социальным движениям и бурному развитию науки. Пионером в этом движении к прогрессу, наставницей народов и мастерской мира стала Англия. .2. XIX век в истории Европы и США характеризуется учёными как время окончательного приобретения западной цивилизацией признака техногенности, как завершающий этап формирования индустриального общества. Сопровождавшие развитие капитализма классово-образующие процессы вызвали обострение социальной борьбы, серию буржуазных революций и выступлений рабочего класса. Огромную роль в разрушении остатков феодализма, в буржуазных политических преобразованиях сыграли наполеоновские войны, которые одновременно запустили процесс национально-государственной самоидентификации европейских народов. К концу века в мире, вследствие неравномерности капиталистического развития разных стран, происходят изменения в расстановке сил: прежних лидеров –Англию и Францию – оттесняют с ведущих позиций сделавшие рывок в модернизации США, Германия и Япония. Они заявляют свои претензии на свою долю колоний, на передел рынков сбыта товаров и сфер приложения капиталов. Создаются предпосылки для Первой мировой войны.
3. По сравнению с Европой строительство в России буржуазного либерального общества в XIX веке происходило медленно, противоречиво и непоследовательно. Промышленный переворот начался только в 1830-1840-х гг.и принёс ощутимые результаты только в последней трети XIX – начале XX годов. Отмена крепостного права произошла с опозданием в 1861 г. по реформе «сверху», а не в результате буржуазной революции. Великие реформы 60-х-70-х гг. XIX века, предусматривавшие заимствование Россией некоторых ценностей западной цивилизации, оказались свёрнутыми в 80-х-90-х гг. Политические права и свободы были провозглашены только в манифесте Николая II в 1905 г. 4. XIX век в России стал временем бурного роста революционного движения, которое прошло эволюцию от тайной деятельности небольшой группы прогрессивных дворян-декабристов до массового участия в борьбе трудящихся слоёв населения и имело следующие этапы: дворянский, разночинский и пролетарский. 5. Внешнеполитические успехи России в XVIII – первой половине XIX вв.: возвращение в состав империи исконных восточнославянских земель, выход к Балтийскому и Чёрному морям, победа в составе международной коалиции над Наполеоновской Францией, хозяйственное освоение Сибири и географические открытия на берегах Тихого океана и в Антарктиде возвели её в статус «Великой державы». В этом ранге в 1815 г. она возглавила «Священный союз» монархов Европы, который превратился в оплот европейской реакции, подавлявшей все свободолюбивые движения народов и стремившейся к сохранению феодального абсолютизма. Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. подорвало её престиж на международной арене, обнаружило полное банкротство правительственной системы и заставило русское самодержавие встать на путь неотложных буржуазно-либеральных социальных, экономических и политических реформ.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ: 1. Подтвердите примерами и фактами утверждение о том, что XIX век – это эпоха революций, национализма и движения к индустриальному обществу. 2. Перечислите основные факторы, способствовавшие переходу западно-европейской цивилизации от аграрного к индустриальному обществу. 3. Что вы знаете о попытках буржуазного реформирования России в XIX веке? Каковы их итоги? 4. Какие мероприятия правительства Александра I можно оценить как начало либерализма и демократии в России? 5. Почему реформы Александра II середины XIX века называются буржуазно-либеральными? 6. В чём заключалась политика «охранительных начал» и суть контрреформ Александра III в 80-х-90-х гг. XIX века? 7. Что такое «промышленный переворот»? Когда он имел место в экономике российского государства и к каким результатам привёл? 8. Воспроизведите спектр общественно-политических движений, оформившихся в России в XIX веке. Какова их судьба? 9. Какие изменения в международном положении Российской империи наблюдались на протяжении XIX века.
ЛИТЕРАТУРА: - Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2010. - Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2010. - История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.: «Высшая школа», 2009. - Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010. - Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: «Университет», 2008.
- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007. - Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010. ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: Евсеенко В.И., к. и. н, доцентом кафедры гуманитарных наук Методическая разработка утверждена на заседании кафедры, протокол №___ от «_______»________________2011 г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кировская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра гуманитарных наук
Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.
ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)
для студентов I курса специальности: «Лечебное дело» по дисциплине «История Отечества»
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |