Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА № 8: Россия на рубеже XIX- XX вв. (1894-1917 гг.)




ЦЕЛЬ: Определить роль XX столетия в мировой истории. Показать особенности развития международных отношений в годы мировых войн и межвоенный период, влияние научно-технической революции на ход мирового общественного развития. Выявить объективную потребность России в индустриальной модернизации и демократизации политической системы, в решении проблемы выбора между реформами и революцией. Обратить внимание на особенности развития российского капитализма в конце XIX – начале XX вв., обусловившие обострение социальных и национальных конфликтов. Рассмотреть обстоятельства свержения самодержавия и распада Российской империи. Обозначить признаки общенационального кризиса, завершившегося сменой политического режима. Назвать причины победы революционной альтернативы.

 

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа для программы очного обучения и 1 час для программы

очно-заочного обучения.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Россия и мир на рубеже веков. Глобализация общественных процессов, проблема экономического роста и модернизации. Обострение кризиса самодержавия, реформы начала XX века и революция 1905-1907 гг.

2. Формирование гражданского общества, становление политических партий, первый опыт парламентаризма.

3. Столыпинские реформы и их результаты.

4. Влияние первой мировой войны на общественно-политические процессы России.

Февральская революция 1917 года и падение самодержавия.

ВЫВОДЫ:

 

1. XX век расценивается многими учёными и философами как век формирования глобальной общепланетарной цивилизации на основе диалога, взаимодействия и взаимозависимости различных культурных сообществ во всех сферах их жизнедеятельности.

2. Модернизация отстающих в развитии стран направлена на реализацию следующих целей: освоение элементов западной цивилизации и приспособление их к собственным условиям; проведение индустриализации и технического перевооружения экономики для ускорения темпов движения к прогрессу; достижение равноправия и взаимовыгодного сотрудничества в международных делах; сохранение своей культурной идентичности.

3. К концу XIX века в России окончательно сложился «государственный капитализм» Насаждение капитализма сверху было отличительной особенностью российской буржуазной эволюции. Новый строй развивался здесь форсированными темпами и накладывался на множество пережитков прошлого. В России во многом отсутствовали духовно-культурные предпосылки капитализма – традиции частной собственности и свободного предпринимательства, прочное правосознание и элементарная грамотность населения. К этому можно добавить особенности православного миросозерцания, насаждавшего у верующих пассивность, покорность, пренебрежение к благам бренной повседневной жизни.

4. Широкое использование европейского опыта, технических новшеств, инженерных кадров, умелая реализация программы индустриализации страны, разработанной С.Ю. Витте, позволили за короткий срок с 1893 по 1913 гг. произвести процесс глубочайших изменений государственно-сословной системы и достичь невиданного промышленного подъёма. На пороге XX века Россия вступила в стадию империализма одновременно с ведущими державами Запада, и по темпам экономического роста сумела выйти на первое место в мире. Всего перед первой мировой войной было зарегистрировано около 200 монополистических объединений: картелей, синдикатов и трестов.

5. Вместе с тем, российский монополистический капитализм имел свои особенности, тормозившие дальнейшее движение к прогрессу. Среди них следует назвать: высочайшую степень концентрации производства и рабочей силы на отдельных предприятиях, служившую главной причиной неравномерности экономического развития по регионам и отраслям. Исключительно большая роль в формировании монополистического капитализма принадлежала государству. В условиях низкого уровня потребления населением промышленных товаров, благополучие предприятий в значительной степени зависело от государственных заказов. Ставка на преимущественный ввоз капиталов, когда в зависимость от иностранных инвестиций попали горнодобывающая, металлообрабатывающая и машиностроительная отрасли отечественной промышленности, ограничивала возможности государственной безопасности и увеличивала размер внешнего долга, влиявшего на политическую независимость страны. Основным противоречием развития экономики Российской империи являлся колоссальный разрыв между сельским хозяйством, с его архаичными способами производства, и промышленностью, опиравшейся на передовую технологию.

6. Россия, принадлежавшая в начале XX века к государствам второго эшелона запаздывавшего развития, при проведении модернизации столкнулась с кризисными явлениями, связанными с монополизацией экономики, несовершенством политической системы, усилением социальной напряжённости из-за тяжёлого положения низов. Эти причины, усугублённые поражением в русско-японской войне 1904-1905 гг. привели к первой буржуазно-демократической революции. Главными результатами революции 1905-1907 гг. стали создание в России парламента и политических партий, а также проведение столыпинских реформ.

7. Первая мировая война была вызвана противоречиями интересов старых и новых империалистических держав. Участие в ней России вызвало Февральскую революцию 1917 г. и гражданскую войну. Мирная эволюция политического строя оказалась невозможной из-за прогрессировавшего разложения самодержавия, неприятия им даже ограниченных конституционных начал. Приход к власти большевиков в результате переворота 25 октября 1917 г. был обусловлен нерешённостью задач буржуазно-демократического преобразования России её начальным, февральским этапом.

8. 23 февраля – 3 марта 1917 г. в России произошла Февральская буржуазно-демократическая революция, в результате которой была свергнута монархия и прекращено 304-летнее правление династии Романовых, были провозглашены и непродолжительное время стали реальностью основополагающие права и свободы человека, оформилось двоевластие Временного правительства и советов, начались революционные преобразования, завершившиеся провозглашением диктаторского режима.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

1. Объясните, как вы понимаете роль XX века в глобализации мировых процессов, в формировании общепланетарной цивилизации, требующей модернизации отсталых стран?

2. В чём заключалась программа индустриализации России, разработанная С.Ю. Витте? Какие социально-экономические мероприятия были включены в его реформы? Назовите особенности развития российского капитализма на рубеже XIX и XX вв.

3. Какими событиями началась и закончилась первая русская революция? Что такое «третьеиюньский государственный переворот»?

4. Какое значение имел для строительства гражданского общества в России царский манифест от 17 октября 1905 г.?

5. Что предусматривала Столыпинская аграрная реформа? Привела ли она к положительным результатам?

6. Чем российская парламентская система отличалась от западноевропейской в начале XX века?

7. Какое событие послужило поводом для начала Первой мировой войны? В какие годы она проходила? К каким внутриполитическим последствиям привело участие в ней России?

8. Обрисуйте спектр наиболее массовых и влиятельных политических партий, сформировавшихся к 1917 году.

9. Почему период предвоенного (до 1913 г.) развития России экономисты называли «золотым веком капитализма»?

10. Какие альтернативы политического развития существовали в России после Февральской революции и почему стал возможен приход к власти большевиков?

 

ЛИТЕРАТУРА:

- Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:

Юрайт, 2010.

- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом

«Дашков и К», 2010.

- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:

«Высшая школа», 2009.

- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:

«Университет», 2008.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.

 

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: Евсеенко В.И., к. и. н, доцентом кафедры гуманитарных наук

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры, протокол №___ от «_______»________________2011 г.

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кировская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра гуманитарных наук

 

Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.

 

ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)

 

для студентов I курса

специальности: «Лечебное дело»

по дисциплине «История Отечества»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.