Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА № 1: Введение в предмет.




Гг.).

ТЕМА № 11: СССР, Россия в эпоху глобализации всемирной истории

ЦЕЛЬ: Обосновать необходимость процесса «десталинизации». Расшифровать понятие «оттепель». Выяснить причины неудач в проведении политических и социально-экономических реформ 50-х-60-х гг. XX века. Выявить противоречия и застойные явления в развитии Советского общества в 60-е-80-е гг. Рассмотреть вопросы кардинального реформирования Советского общества в перестроечный и постперестроечный периоды, смены модели идеологического и социально-экономического развития с точки зрения требований разрядки международной напряжённости, глобализации мировых процессов и интенсификации движения к прогрессу. Подвести итоги развития России к концу ХХ века и дать характеристику антикризисной политике, проводившейся при президентстве В.В. Путина в 2000-2008 гг. и при президентстве Д.А. Медведева в 2008-1012 гг. Определить место Российской Федерации в современном мировом сообществе и её роль в международных отношениях.

 

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 3 часа для программы очного обучения и 2 часа для программы

очно-заочного обучения.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Научно-техническая революция второй половины ХХ века и её влияние на

глобализацию мирового экономического, политического и культурного

пространства.

  1. Авторитарный режим в СССР в послевоенные годы. Попытки либерализации и

консервации административно-командной системы в 50-е – 80-е гг. ХХ в.

Нарастание системного кризиса в развитии Советского общества.

  1. Основные тенденции социально-экономического развития страны в 80-е – 90-е гг.

ХХ века. Становление новой российской государственности.

  1. Российская Федерация в XXI веке. Современная ситуация в стране. Национально-

государственные интересы в новой геополитической ситуации.

 

 

ВЫВОДЫ:

 

1. Научно-техническая революция (НТР) – кардинальное изменение роли науки и техники в развитии общества в цивилизованных странах, происшедшее во второй половине ХХ в. Наука стала новой непосредственной производительной силой, что значительно изменило место и роль человека в производстве, эффективность и качество его труда, особенности его профессиональной и гуманитарной подготовки в системах образования. Вместе с тем, НТР породила комплекс проблем и опасностей, носящих всемирный, общепланетарный характер, способных поставить человечество на грань гибели.

2. Только общими усилиями мирового сообщества можно предотвратить экологическую катастрофу, справиться с эпидемическими заболеваниями, одолеть голод и нищету на планете, поставить мощный заслон наркобизнесу и международному терроризму. Только исключение войны из жизни общества, устранение препятствий для научно-технического обмена, расширение международных хозяйственных связей, объединение финансовых и материальных ресурсов, сотрудничество специалистов разного профиля и государств, переход от конфронтационного сознания к компромиссному варианту способны создать материальный фундамент для мирного развития цивилизации.

3. Под глобализацией понимается процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основными следствиями этого центростремительного движения являются мировое разделение труда, миграция и концентрация капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, успешных экономических моделей и новейших эффективных технологий, а также сближение и слияние культур разных стран. Провозглашённое М.С. Горбачёвым «новое политическое мышление» в годы перестройки явилось ответом на объективный вызов времени.

4. Период с 1953 по 1964 гг., когда у власти находился Н.С. Хрущёв, получил название «оттепель». Её характерными чертами стали начало процесса «десталинизации», либеральные политические и экономические перемены внутри страны, мощный технологический прорыв в космос и атомную энергетику, проведение новой международной политики, направленной на улучшение отношений со многими странами. Вместе с тем, были допущены серьёзные просчёты в реформаторской деятельности, важные решения принимались с позиций субъективизма и волюнтаризма, поэтому Октябрьский 1964 г. Пленум ЦК КПСС осуществил смену руководства.

5. В Брежневскую эпоху с 1964 по 1982 гг. после успешного выполнения заданий Девятой пятилетки на 1971-1975 гг. началось постепенное нарастание системного кризиса тоталитарного социализма. В экономике он выразился в неспособности удовлетворить потребности населения в предметах первой необходимости; в науке – в отставании от Запада в применении достижений технологической информационной революции; в духовной сфере – в деградации Советского общества, в потере веры в чистоту идеалов социализма; во внешней политике – в проигрыше соревнования по гонке вооружений, разорившей страну. Застой или торможение развития обусловили потребность в радикальных изменениях внутренней и внешней политики..

6. Перестройка - это период преобразований, проводившихся с 1985 по 1991 гг. с целью оздоровления идеологии, исправления недостатков сталинской модели социализма, перехода к демократическому правовому государству, использованию товарно-денежных отношений в экономике для ускорения движения общества к прогрессу, установления с капиталистической системой ненасильственного мира. Однако их результатом стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР. Попытки обновления социализма завершились неудачей, которая, по мнению большинства учёных, была обусловлена: отсутствием у горбачёвского руководства чётких планов преобразований, непоследовательностью и незавершённостью экономических и политических реформ, сопровождавшихся масштабной денежной эмиссией, расходованием всего государственного золотого и валютного запаса, нарастанием внешнего долга. Наступивший паралич власти, обвал экономики, стремительное падение уровня жизни населения и обострение межнациональных конфликтов повлекли за собой отстранение КПСС от руководства государством.

7. С января 1992 г. Россия встала на путь проведения радикальной политической и экономической реформы, целью которой были слом советской административно-командной системы управления, принятие новой Конституции страны и построение основ рыночной экономики в короткие сроки. Она предусматривала: отпуск цен, либерализацию торговли и приватизацию государственной собственности. В 1994-1999 гг. политическое развитие России проходило по следующим направлениям: становление новых политических институтов, построение реальной многопартийности, стабилизация обстановки в стране, интеграция российского общества в систему мировых экономических и культурных связей. Однако итоги политики экономического либерализма и чрезмерных уступок западному дипломатическому давлению большинством обществоведов были оценены как негативные.

8. Правительству России в 90-е годы не удалось преодолеть глубокий экономический кризис, проявлением которого стали дефолт 1998 г., сокращение в 2 раза объёма ВВП, огромный внешний долг, рост цен, безработица, неуклонное снижение реальных денежных доходов и численности населения страны. Отличительными особенностями жизни российского общества в этот период считались: правовой беспредел, наблюдавшийся в борьбе политической элиты за власть, безнаказанная коррупция чиновничьего аппарата, криминализация экономики, разгул преступности, разрушение сельского хозяйства и отраслей производства, обеспечивающих национальную безопасность, деградация культуры, прекращение воспитательной работы среди молодёжи, массовые нарушения прав человека, резкое ослабление обороны страны, социальная поляризация, угрожавшая порядку и стабильности. С распадом СССР, сокращением числа союзников Российского государства, переходом его в группу развивающихся отсталых стран значительно ухудшилось геополитическое положение бывшей великой державы, сократились возможности её влияния на мировые процессы.

9. В конце ХХ века развитие мировой цивилизации характеризовалось усилившимся влиянием ценностей капиталистической системы хозяйствования и демократического политического уклада, возвращением США к роли гегемона, вершителя судеб человечества. Этим тенденциям благоприятствовали распад СССР и содружества социалистических государств, неудачи большевистского эксперимента в реализации социалистической идеи, широкое распространение показавших свою эффективность организационно-технологических элементов и структур постиндустриального (информационного) общества, давление на политическую жизнь и мировоззренческие предпочтения транснациональных корпораций и международных финансовых центров (МВФ и МБРР). Пропаганде западного образа жизни способствовали расширение НАТО на восток, укрепление позиций ВТО, ОБСЕ, ЕС и создание наднациональных органов власти, таких как Европейский парламент и Европейская комиссия.

10. В условиях ослабления роли и авторитета ООН, США и их натовские партнёры перешли к политике нарушения международного права, применения военной силы в любой точке земного шара. Угроза глобальной войны уступила место локальным конфликтам, вмешательствам западных стран во внутренние дела суверенных государств. Начало XXI века ознаменовалось появлением новых бурно развивающихся центров силы, выступающих за многополярный мир против гегемонии США и навязывания ценностей цивилизации англо-саксов. Речь идёт о современных Китае, Индии, Бразилии и об усилении влияния левых антиимпериалистических идеологий в Латинской Америке.

11. Итоги проведённых в России в 90-е годы ХХ века экономических и политических реформ продемонстрировали их внутреннюю противоречивость. С одной стороны, с принятием Конституции 1993 года были заложены основы строительства постсоветского социально ориентированного государства, введены демократические свободы и многопартийность. В этот период состоялся переход к рыночным конкурентным отношениям в хозяйственной деятельности, исчез дефицит товаров народного потребления и миллионы граждан смогли бесплатно осуществить приватизацию своего жилья, регионы – субъекты Федерации - получили больше самостоятельности в финансовой деятельности, произошло некоторое сближение страны с Западом за счёт односторонних уступок.

12. С другой стороны, «шоковая терапия» - жёсткая ломка старой системы – вызвала появление целого набора негативных последствий. Среди них следует назвать в первую очередь: падение промышленного производства до 50 % от уровня 1991 года; инфляцию, доходившую до 2500 %; обнищание населения с переводом 42 млн. граждан за черту бедности; ослабление позиций государства в связи с доведением доли частного сектора в ВВП до 80 %; порождение «бандитского капитализма» и олигархическо-бюрократической системы власти; накопление огромного внешнего долга в 130 млрд. долл. Кроме того, правивший в эти годы режим Б.Н. Ельцина несёт ответственность за подписание Беловежских соглашений, за расстрел Белого Дома, развязывание войны в Чечне и за дефолт 1998 года.

13. Администрация президента В.В. Путина, осуществлявшего свои полномочия с 2000 по 2008 гг., вынуждена была решать неотложные задачи по преодолению экономического кризиса, восстановлению вертикали государственной власти и упрочению позиций России на международной арене. В 2000 году была принята 10-летняя программа «Основные направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу», направленная на продолжение либерализации экономики, проведены административная и налоговая реформы. Начала возрождаться тяжёлая промышленность, расширился объём российского экспорта, укрепилась финансовая система, сократилась безработица, повысился размер пенсий, восстановились регулярные выплаты заработной платы и социальных пособий. Во внутренней политике была отражена угроза сепаратизма со стороны северокавказских республик и объявлено осуществление 4-х национальных проектов: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жильё» и «Развитие агропромышленного комплекса».

14. К положительным итогам деятельности этой правительственной команды обществоведы относят восстановление единства страны, погашение значительной части государственного долга, увеличение реальных доходов граждан в 2,5 раза, сокращение безработицы в 2 раза (с 12 % до 6 %) и числа бедных граждан до 18 млн. чел. По размеру своей экономики Россия заняла седьмое место в мире.

15. После распада СССР и провозглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) Российская Федерация в 1992 г. стала членом ООН и в качестве правопреемника Советского Союза заняла место постоянного члена Совета Безопасности. Внешняя политика в эти годы строилась по двум направлениям: становление и развитие отношений с бывшими советскими республиками и налаживание отношений с ведущими странами Запада, в первую очередь с США. В 1993 г. в Минске был утверждён Устав СНГ. Несмотря на подписание к концу 1998 г. свыше 800 международно-правовых актов, эффективность межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ оставалась весьма невысокой. Попытка создания Объединённых Вооружённых Сил СНГ, предпринятая в 1992 г., не увенчалась успехом. Из подписанного в 1992-1993 гг. в Ташкенте 9-ю членами СНГ Договора о коллективной безопасности в 1999 г. вышли три участника: Грузия, Азербайджан и Узбекистан. С 1994 г. во внешней политике на этом направлении особую популярность приобрёл тезис о «разноскоростной» и «разноуровневой» интеграции, и правительство России перешло к налаживанию отдельных двусторонних отношений с разными странами СНГ. Примерами такого сотрудничества явились образование Союза Белоруссии и России (1997г.), подписание Договора о дружбе и стратегическом партнёрстве между Москвой и Киевом (1997г.), оформление Таможенного союза славянских и среднеазиатских государств (1999г.).

16. Внешняя политика Российской Федерации по отношению к странам дальнего зарубежья в 1992-1993гг. находилась в состоянии «переходного периода». Платой за поддержку развитыми странами Запада радикальных рыночных реформ стали следование России в фарватере глобальной политики США и стран НАТО, резкое падение её престижа как великой державы, ослабление влияния в развивающихся странах, снижение миротворческой роли в международных конфликтах. Тем не менее, 90-е годы ХХв. были отмечены и рядом достижений российской дипломатии: 1 февраля 1992г. в Кэмп-Дэвиде (США) состоялось подписание российско-американской Декларации об окончании «холодной войны», в апреле 1992г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития, 3 января 1993г. в Москве был заключён новый российско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), в январе 1996г. Россия вошла в Совет Европы, а в июне 1997г. стала членом «клуба великих держав» - «большой восьмёрки».

17. В 2000г. была принята новая концепция внешней политики РФ, в которой развитие равноправных партнёрских связей со всеми странами мира, поддержка западных стран в борьбе с терроризмом предусматривались в рамках строительства многополярной системы международных отношений. В годы президентства В.В. Путина миролюбивый внешнеполитический курс сочетался с заботой о безопасности страны, сохранении и укреплении её суверенитета и территориальной целостности, проводилась политика дистанцирования от агрессивного курса США и НАТО. Наряду с попытками экономической интеграции в Европейский Общий Дом, принимались меры по превращению России в межрегиональную евразийскую державу, по формированию нового, альтернативного американскому, полюса силы и международного влияния в лице союза развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2001г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве, который был подкреплён в 2004г. соглашением о демаркации границы. В 2002г.пять азиатских стран (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) объединились в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). О намерении вступить в ШОС заявили Индия, Пакистан и Иран. Россия выступила с инициативой проведения на острове «Русский» под Владивостоком в сентябре 2012г. саммита АТЭС.

18. Основными приоритетами внутренней и внешней политики России при президентстве В.В. Путина являлись:

- усиление централизации власти и роли государства, совершенствование механизма

государственного управления;

- стабилизация ситуации в экономике и экономический рост;

- борьба с терроризмом;

- интеграция с Республикой Беларусь и обновление отношений со странами СНГ;

- сближение с ведущими европейскими странами – Германией, Францией,

Великобританией и государствами азиатского региона.

19. В годы руководства российским государством президентом Д.А. Медведевым (2008-2012 гг.) продолжилось следование стратегическому курсу предшествовавшего периода. Усилия правительства были сосредоточены на модернизации экономики, внедрении инновационных технологий, реализации намеченных ранее национальных программ и проектов. Происходило реформирование систем здравоохранения, образования, армии, милиции, политической системы управления. Значительное внимание уделялось поддержке институтов гражданского общества, стимулированию социальной активности и общественных инициатив, укреплению суверенитета и обороноспособности страны.

20. К числу знаковых событий данного президентского мандата следует отнести вооружённый конфликт с Грузией, признание независимости Абхазии и Южной Осетии, упразднение таможенных барьеров между РФ, Белоруссией и Казахстаном, открытие Научно-исследовательского центра в Сколково, переименование милиции в полицию, внесение поправок в Конституцию РФ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и в закон о партиях. Правительством Д.А. Медведева были сформулированы следующие основные положения современной доктрины внешней политики РФ:

- обеспечение процессов формирования государственности России и защита её территориальной целостности;

- создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ;

- активное и полноправное участие страны в строительстве новой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспечено достойное место.

Несмотря на серьёзные экономические и социальные трудности, Россия развивается и сохраняет положение одного из центров многополярного мира, остаётся одной из великих держав и по своему потенциалу, и по влиянию в мире.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

1. Приведите примеры влияния научно-технической революции 50-80-е гг. ХХ века на ускорение движения мировой цивилизации к прогрессу? Как Советское общество реагировало на достижения научной мысли в этот период?

2. Какие мероприятия Советского руководства в 50-60-е гг. ХХ века свидетельствовали о начавшейся либерализации общественной жизни в стране? Какую цель преследовало диссидентское движение?

3. Расшифруйте понятие «Хрущёвская оттепель». Почему две пятилетки деятельности Н.С. Хрущёва оцениваются по-разному: с положительным и отрицательным знаками?

4. Укажите причины нарастания негативной ситуации в экономике и общественно-политической жизни СССР в 70-х-начале 80-х гг. XX века.

5. Какой период в Отечественной истории получил название эпохи «перестройки» и

«нового политического мышления»? В чём заключались изменения во

внешнеполитическом курсе и во внутренней политике правительства М.С.

Горбачёва?

6. Назовите цели и этапы перестройки, укажите её наиболее важные достижения и провалы.

7. В каком году распался Советский Союз и при каких обстоятельствах? Что вы знаете о Ново-Огарёвском и Беловежском соглашениях, как вы их оцениваете с современных позиций?

8 Перечислите основные направления экономических и политических реформ,

предпринятых российским правительством в 1992-1999 гг. Дайте им объективную

оценку.

9. Какие изменения претерпел внешнеполитический курс России в 90-е годы ХХ

века?

10. Какие геополитические изменения произошли в мире в начале XXI века? Как они

отразились на международном положении России?

11. Дайте характеристику социально-экономического состояния российского

общества на момент вступления в должность президента В.В. Путина.

12. Выясните причины развязывания двух чеченских войн в 1991-2003 гг., подведите

итоги национальной политики на Северном Кавказе.

13. Составьте таблицу политических и социально-экономических реформ,

осуществлённых командой В.В. Путина для преодоления кризиса и стабилизации

внутриполитической обстановки в стране в 2000-2008 гг.

14. Перечислите названия национальных проектов, объявленных в РФ для

приоритетного финансирования на долгосрочную перспективу. Оцените ход их

реализации.

15. Чем внешнеполитический курс российского правительства при президентстве

В.В. Путина отличался от дипломатии предшествовавшего ельцинского периода?

16. Назовите наиболее значимые международные соглашения, заключённые Россией

в 2000-2008 гг. в рамках провозглашённой новой концепции внешней политики.

17. Какие наиболее значимые события произошли в России при президентстве

Д.А. Медведева?

 

ЛИТЕРАТУРА:

- Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:

Юрайт, 2010.

- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом

«Дашков и К», 2010.

- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:

«Высшая школа», 2009.

- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:

«Университет», 2008.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.

 

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: Евсеенко В.И., к. и. н, доцентом кафедры гуманитарных наук

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры, протокол №___ от

«_______»________________2011 г.

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра гуманитарных наук

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности: «Лечебное дело»

к семинарскому занятию

по дисциплине «История Отечества»

 

 

Цель занятия: Представить историю как науку о людях во времени и учебную дисциплину. Познакомить слушателей с понятийно-категориальным аппаратом, предметом изучения, философскими подходами к его выбору и проблемами истинности исторического знания. Определить значение истории в цикле социально-гуманитарных наук и исторического опыта в процессе становления общечеловеческой цивилизации. Дать представление об основах методологии и концептуальных моделях исторической науки. Выделить общее и особенное истории России в контексте мировой истории.

 

Задачи: Дать слушателям семинара систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, о вкладе российского общества в мировую цивилизацию, познакомить их с понятийно-категориальным аппаратом истории как науки. Способствовать овладению будущими специалистами навыками исторической аналитики, умением на основе исторической методологии и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, исходя из принципов историзма и объективности.

Студент должен знать:

1) до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- основные периоды и события зарубежной и отечественной истории;(базисные знания);

2) после изучения темы:

- полный понятийно-категориальный аппарат истории как науки;

- место и функции истории в системе социально-гуманитарных наук;

- принципы и методы анализа исторической информации;

- вклад российского общества в развитие мировой цивилизации, факторы, обусловившие

самобытность отечественной истории.

Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные

исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- изучать, сопоставлять и обобщать исторические факты, осознавать закономерности

исторического процесса.

Содержание занятия:

 

1. Вводный контроль:

- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления остаточного уровня

знаний из школьной программы по истории и степени усвоения материала первой

лекции вузовского курса.

2. Беседа по теме занятия с освещением следующих вопросов:

1. Место истории в системе социально-гуманитарных наук. Объект и предмет

исторической науки.

2. Теория и методология исторической науки.

3. Сущность, формы и функции исторического знания. Историческое сознание и этапы

его развития.

4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в

историческом развитии.

3. Практическая работа:

- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по

пройденному материалу:

1. К блоку каких дисциплин принадлежит история? Когда зародилось это научное

понятие? Кто считается его творцом?

2. Определите объект и предмет изучения всеобщей и отечественной истории.

3. Что такое историческое сознание? Какие формы может принимать отношение людей

к историческим явлениям общественной жизни? Какие этапы развития выделяют

обществоведы в трансформации исторического сознания?

4. Перечислите основные функции исторического знания, разъясните их смысл.

5. Что такое методология исторического познания? Докажите необходимость её

разработки для решения проблем достоверности знаний о прошлом.

6. Расшифруйте значение каждого из принципов и методов, применяемых в

современной исторической науке для исследования фактов, явлений и событий.

7. Какие факторы, по мнению учёных, могут влиять на ход исторического процесса?

8. Назовите наиболее употребительные философские подходы к рассмотрению истории

человечества. Объясните, почему цивилизационный подход считается более

предпочтительным, чем формационно-стадиальный?

9. Составьте таблицу понятий и терминов, относящихся к основным и вспомогательным

историческим дисциплинам.

10. Докажите, что история России является составной частью мировой исторической

науки, прокомментируйте значение факторов, обусловивших её самобытность.

- Составить словарь понятий и определений, относящихся к основным и

вспомогательным историческим дисциплинам (глоссарий).

- Распределить среди студентов темы докладов или устных сообщений, представленные

в рабочей программе курса для освоения практических навыков публичных

выступлений.

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

4.1. Заполните таблицу «Основные принципы научного исторического исследования»:

 

Принципы научного исследования истории Характеристика
Принцип историзма  
Принцип объективности  
Принцип социального подхода  
Принцип альтернативности  

 

4.2. Соотнесите название научного подхода к изучению истории с его определением:

1) эволюционизм; 2) субъективизм; 3) рационализм; 4) географический детерминизм;

А) подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения человечества на всё более высокий уровень развития;

Б) подход, в соответствии с которым разум рассматривается как единственный источник познания и исторического развития;

В) подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда;

Г) подход, утверждающий, что главенствующая роль в исторических процессах и общественной деятельности принадлежит отдельному субъекту.

 

4.3. В перечисленных положениях цифрой 1 отметьте доминанты цивилизационного подхода к изучению и изложению истории, цифрой 2 – формационного:

А) прогрессивность исторического развития;

Б) прохождение всеми странами одних и тех же ступеней развития;

В) отрицание прогресса в развитии общества;

Г) единство человеческой истории;

Д) представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе;

Е) прерывность исторического процесса;

Ж) рассмотрение специфики культурного развития стран и регионов;

З) абсолютизация материального производства и классовой борьбы среди движущих сил

истории.

4.4. Выделите из приведённого ниже списка научных методов исследования собственно

исторические. Дайте их определение:

1) хронологический метод; 2) метод дедукции; 3) сравнительно-исторический метод;

4) метод моделирования; 5) метод анализа и синтеза; 6) ретроспективный метод;

7) метод индукции; 8) идеографический метод.

Рекомендуемая литература:

Основная:

- Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:

Юрайт, 2010.

- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом

«Дашков и К», 2010.

- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:

«Высшая школа», 2009.

- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.

Дополнительная:

- Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.:

ЭКСМО, 2006.

- Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,

В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:

«Университет», 2008.

 

Методические указания подготовлены доцентом кафедры гуманитарных наук КГМА,

к.и.н. Евсеенко В.И.

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры, протокол №___ от «_______»________________2011 г.

 

Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра гуманитарных наук

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности: «Лечебное дело»

к семинарскому занятию

по дисциплине «История Отечества»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.