Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпоха великих реформ

Культура России в первой половине XIX века

Начало демократизации культуры. «Золотой век» русской литературы. Образование. Наука. Архитектура, живопись, театр, музыка.

Характерная черта – начало процесса демократизации культуры, то есть увеличения числа деятелей культуры из непривилегированных слоев общества, а также приобретение русской культурой мирового значения.

Далее ответ строится на констатации достижений культуры России в различных областях.

Литература. “Золотой век” русской литературы, окончательное оформление русского литературного языка; интенсивность развития, постоянная смена стилей, их параллельное существование.

Начало 1800гг. – господство сентиментализма (охарактеризовать творчество Карамзина).

1810-1820 гг. – господство романтизма (указать основные черты стиля, героические образы, противопоставление героев окружающему миру и т. д.), назвать наиболее ярких представителей (ранние Пушкин и Лермонтов, Жуковский).

1830-1840 гг. - господство реализма (основные черты, представители: Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тургенев, Гоголь, Островский, Гончаров).

Живопись. Развитие многочисленных школ и направлений: классическая, академическая школа (Бруни), романтическая школа (Брюллов), реалистический портрет (Кипренский, Тропинин, Иванов), критический реализм (Федотов, Пукирев).

Музыка. Оформление отечественной композиторской школы, использование народной музыки (Глинка, Даргомыжский, Алябьев).

Театральное искусство. Создание русской драматической школы (Мартынов, Качалов, Щепкин), роль Малого театра.

Архитектура. Расцвет позднего классицизма – ампир (почему так назван? От французского слова «империя»). Образец – наследие древнего Рима; монументальность, строгость, использование скульптуры и военной атрибутики (Воронихин, Захаров, Росси, Бове, Жилярди, Кваренги - назвать произведения этих архитекторов).

40-50е гг. XIXв. – ампир сменился эклектикой (“смешение стилей”); ведущие архитекторы – Тон (Большой Кремлевский Дворец, Оружейная палата, Храм Христа Спасителя).

Вывод: российская культура в этот период приобретает мировое значение.

 

Основные вопросы: причины проведения реформ. Подготовительный период. Проведение буржуазных реформ. Отмена крепостного строя. Земская, городская, судебная, военная реформы. Реформы в области образования и просвещения.

 

Ответ следует начать с анализа причин, побудивших правительство приступить к подготовке реформ, а также раскрыть позицию дворянства – главной социальной опоры правящего режима

Причины:

а) внешнеполитический фактор (является главным); поражение в Крымской войне показало все недостатки режима Николая I, технико-экономическую отсталость страны, создало угрозу превращения России во второстепенную державу;

б) социально-экономический фактор - резкий рост крестьянских выступлений (1857г. –192 выступления, 1858г. – 528, 1859г. – 938);

в) политический фактор - личные достаточно либеральные взгляды Александра II (1855 – 1881гг.), понимавшего необходимость реформ, а также создание либерального кружка при императорском дворе (брат царя - великий князь Константин Николаевич, великая княгиня Елена Павловна, братья Милютины), который постоянно подталкивал царя к активным действиям, не давал ему попасть под влияние консерваторов – крепостников.

После анализа причин следует разобрать каждую реформу, отметив особенности и характерные черты.

Примерный план ответа:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Революционно-демократическое направление | Отмена крепостного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.