Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воздействие природных и социально-экологических факторов на жизнедеятельность организма человека

Различают внешние и внутренние факторы.

Внешние:

а) Физические – механические, температурные, лучистая энергия, электрическая энергия, артериальное давление,

б) Химические – яды, спирты, органического происхождения.

в) биологические – животные паразиты, растительные паразиты, вирусы, эпидемии.

г) социальные – здравоохранение, экономика, прожиточный минимум.

д) недостаточная двигательная активность – Аристотель говорил, что ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие.

е) психогенные – обусловлены нарушением процессов высшей нервной деятельности, например экономическое неблагополучие, демографическое состояние.

Внутренние:

1)Наследственность (в настоящее время известно более 1500 заболеваний, которые передаются по наследству).

2)Конституция (тип телосложения) существует 3 вида – астеник, нормастеник, гиперстеник. Гиперстеники склонны к излишнему весу, вплоть до ожирения, соответственно гипертония, диабет и т.д. Астеники склонны к язвенной болезни желудка, заболеваниям нервной системы и нарушениям со стороны высшей нервной деятельности.

3)Реактивность – способность организма определенным образом отвечать на воздействие различных раздражителей.

4)Иммунитет – врожденная или приобретенная способность бороться с вирусами.

5)Аллергия – повышенная и качественно измененная чувствительность действию аллергенов растительного и животного происхождения.

В настоящее время, к сожалению, приходится доказывать тесную взаимосвязь между физической и умственной деятельностью человека.

Умственный труд – труд инженеров, экономистов, бухгалтеров, требующий преимущественно мыслительных процессов, но выполняемых по определенному плану. Управленческий труд, усложняется неравномерностью нагрузки, необходимостью принятия необычных решений, возможность стресса. Научные работники, писатели, артисты – не регламентируемый график работы, высокая нервно-эмоциональное напряжение. Операторский труд – высокая ответственность, нервно-эмоциональное напряжение. Труд медицинских работников – высокая ответственность, дефицит информации, высокое нервное напряжение, сложные взаимоотношения больной-врач. Период освоения новых знаний – напряжение памяти, внимания, мыслительных процессов.

Мышечное утомление, возникающее в ходе мышечной работы, является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в процессе эволюции человека, как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная работа – достижение природы человека на более высоких степенях её развития, и организм ещё не успел к ней адаптироваться и поэтому наступление нервного и умственного утомления, в отличие от мышечного, не приводит к автоматическому прекращению работы. А лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдвиги, которые, накапливаясь, приводят к заболеваниям. Так, число неврозов, в мире, за последние десятилетия увеличилось почти в 30 раз, а смерть от ишемической болезни сердца возросла на 60%. Причем эти аспекты наиболее часто встречаются у работников интеллектуального, умственного труда.

Таблица внешних признаков интеллектуального утомления.

  Объекты наблюдения   Утомление  
Незначительное   Значительное   Резкое  
1. Внимание Редкие отвлечения. Рассеянное, частые отвлечения. Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует.
2. Поза Непостоянное, потягивание ног и выпрямление туловища, потягивание ног Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивание. Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула.
3. Движения Точные. Неуверенные, замедленные. Суетливые для рук и пальцев, ухудшение почерка.
4. Интерес Живой, задают вопросы. Слабый, нет вопросов. Полная апатия.

Для эффективной организации умственного труда требуется:

1)Систематичность в работе т.к. работа рывками ведет к срыву и нарастанию утомления.

2)Четкое планирование работы

3)Постепенное втягивание в работу т.к. “врабатывание” основной закон физиологической жизни. Необходимо соблюдать принцип от простого -> к сложному.

4)Устойчивый порядок на рабочем месте.

5)Чередование труда и отдыха – важнейшее условие плодотворности труда и интеллектуальной деятельности и смена вида деятельности также важнейший фактор.

В 1902 году И.М. Сеченов показал, что наилучшим восстановительным средством является смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Восстановление (отдых) наступает быстрее, не при пассивном отдыхе, а когда упражнения выполняются другими, не утомленными частями тела и системами. Так что для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело. Доказано многочисленными учеными что память, внимание, восприятие, скорость передачи-обработки информации и другие атрибуты умственной деятельности прямо пропорциональны уровню физической подготовленности людей. Причем высокий эмоциональный тонус физических упражнений является отличным фоном для дальнейшей интеллектуальной деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организм человека как единая биологическая система и регуляция его деятельности | Влияние физических упражнений и двигательной активности на отдельные участки нашего организма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.