Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какова роль капитализма в структуре мира-экономики?




Идея миросистемности Ф. Броделя

Согласно Броделю мир-экономика может быть определен с помощью трех существенных признаков. Во-первых, мир-экономика должен занимать вполне определенное географическое пространство, границами которого могут быть как естественные, природные, так и экономические, культурные, духовные (ментальные), религиозные рамки. Поскольку Бродель исследовал общество с точки зрения экономики, то он рассматривал любую культуру или цивилизацию прежде всего как экономическую целостность, единство, основывающееся на тесных экономических связях. Таким образом “границы мира-экономики располагаются там”, — утверждает Бродель, — “где начинается другая экономика того же типа, вдоль некоей линии или, вернее, некой зоны, пересекать которую как с той, так и с другой ее стороны бывало выгодно с экономической точки зрения лишь в исключительных случаях [курсив Ф. Броделя]. Для основной части торговли, и в обоих направлениях, «потеря на обмене превысила бы прибыль»“. В качестве барьеров, которые бывало невыгодно пересекать с экономической точки зрения, могли быть природные преграды (малооживленные, инертные зоны — например Сахара или же Тихий океан). Впрочем, культурный порядок также может организовывать пространство, как и экономика. Ведь культура — “самый древний персонаж человеческой истории: экономики сменяли одна другую, политические институты рушились, общества следовали одно за другим, но цивилизация продолжала свой путь” — отмечает Бродель. Культура, таким образом, также создает границы миров-экономик, являясь барьером на пути экономических обменов.

Бродель предлагает нетрадиционную трактовку термина “капитализм”. Капитализм в социологической концепции Ф. Броделя — это не общественно-экономическая формация, не строй, охватывающий всю совокупность социальных отношений в определенную эпоху и обладающий собственным способом производства и не индустриальная система, характеризующаяся специфическим типом организации (порождение экономического роста и промышленной революции). Капитализм, согласно Броделю, — это некий “мир в себе”, возможность инвестировать капитал с целью быстрого получения сверхприбыли, это сфера социально-экономической деятельности определенной группы людей, осуществляемая, как правило, изначально в рамках создаваемых ими монополий, деятельности выходящей за пределы рыночных (гласных) обменов, то есть активно противостоящей рынку. Капитализм универсален. Он изначально присутствует в любом мире-экономике, в любую эпоху истории человечества, основываясь на постоянной смене видов деятельности (захват, обмен, производство) приносящих сверхприбыль, достаточную для поддержания и воспроизводства властных отношений (господство-подчинение) в структуре социальной иерархии,.Капитализм он сравнивает с “хамелеоном, который может изменить цвет, но который, при этом, всегда остается хамелеоном”. Этим и определяется место капитализма в структуре мира-экономики. Капитализм центра является порождением и, одновременно, постоянным генератором неравенства в мире-экономике и, таким образом, играет роль ключевого звена в его социально-экономическом развитии, поддерживая и контролируя воспроизводство во времени и пространстве авторитарной организации обществ и цивилизаций.

Срединные зоны (полупериферия) и маргинальные зоны (периферия) отличаются меньшей подвижностью, сравнительно более низким уровнем развития производства, низким уровнем жизни населения этих зон. “В таких периферийных зонах, — подчеркивает Бродель, — жизнь людей напоминает Чистилище или даже Ад. Достаточным же условием для этого является просто их географическое положение”.

Функционирование мира-экономики осуществляется на основе постоянного утверждения господства центра над полупериферией и периферией. Основа эксплуатации — неравный, неэквивалентный обмен между центром и периферией, “разность потенциалов” которых обеспечивает “функционирование всей совокупности”.

Отличия в применении модели “мира-экономики” к изучению социальной реальности ярко проявляются во взглядах Броделя и Валлерстайна на Россию. Если для Броделя Россия — это весьма своеобразный, мощный, подвижный мир-экономика, во всяком случае в период с XVI по XVIII вв., который функционировал и развивался в общих чертах подобно Европейскому (или любому другому) миру-экономике, обладая мощной внутренней системой обменов, воспроизводя во времени и пространстве свою капиталистическую иерархию и активно участвуя в системе международных экономических обменов (Восток — Запад), то для Валлерстайна Россия — это лишь военно-бюрократический мир-империя, существование которого всегда было подчинено единственной цели — воспроизводство военной мощи, являющейся ее главным традиционным экспортным товаром.

Категория “мир-экономика” позволила Броделю и Валлерстайну создать такую пространственно-временную модель социальной структуры, которая основывается на многолинейном и многофакторном восприятии процесса развития человечества.

 

Лекция 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.