Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние глобализации на общество

При формировании нового общественного мировоззрения в конце XX века произошла утрата устоявшейся системы ценностей и традиций. Возникший социокультурный вакуум быстро заполнился массовой западной продукцией. Возникли новые телекоммуникационные и информационные системы, давшие импульс развитию явления глобализации.

Глобализация подтолкнула современное российское общество к социокультурному сдвигу, где «потребности людей становятся более разнообразными, а субординация их интересов – все более сложной» .

Глобализация подтолкнула современное российское общество к социокультурному сдвигу, где «потребности людей становятся более разнообразными, а субординация их интересов – все более сложной» [2].

Одна из сфер жизнедеятельности, в которой наиболее ярко проявились последствия этих трансформаций – досуг молодежи. Как результат таких изменений – формирование социально-культурного феномена молодежной культуры. В связи с интеграцией российского культурного пространства в мировое, стали распространяться нетрадиционные виды досуга, которые послужили основой для формирования разнообразных молодежных субкультур.

В настоящее время разработано уже значительное количество классификаций субкультур. Постоянно проводятся социологические исследования по изучению досуговых предпочтений молодежи. Вместе с тем, существует ряд невыявленных проблем, связанных с причинами формирования молодежных субкультур и инновационных культурно-досуговых практик под воздействием западных культурных ценностей и традиций в процессе глобализации с одной стороны, и отсутствием механизмов их включения в программы современного культурного развития российских регионов, с другой.

В узком смысле глобализация – это конкретно-историческое явление, включающее в себя такие процессы и развитие связей между странами, когда они выходят на новый уровень, образуя единую всемирную сверхсистему общественных отношений, в которой каждый элемент не может функционировать без другого.

Глобализация возникла на основе интернационализации мировой экономики, создавшей предпосылки для мировой дифференциации в зависимости от положения стран в мировом сообществе.

Создалась система «мировой центр» – «мировая периферия», отражающая процесс дифференциации стран во взаимозависимом мире.

Представление о глобализации как сложном, многоаспектном и противоречивом явлении конкретизируется выдвинутым М. Н. Руткевичем положением о необходимости рассмотрения реальных процессов глобализации, регионализации и локализации (суверенизации) в связи с категориями общего, особенного и единичного.

В отдельном обществе сосуществуют, взаимопереплетаются и взаимодействуют все три тенденции, выражая в различной степени процессы интеграции и дифференциации, а также их специфические особенности.



Процесс глобализации основан на экономических взаимосвязях и рыночных отношениях, и в настоящее время он все больше охватывает культурную, социальную и научную области. Глобализация мировых связей — естественный цивилизационный процесс.

Объединение наций и народов — процесс позитивный, однако, объединяя рынки, валюты, создавая общие экономические зоны в Латинской, Северной и Южной Америке или в Европе и Юго-Восточной Азии, многие страны сталкиваются с пониманием того, что в процессе такой универсализации они могут потерять свою национальную самобытность, самосознание нации как уникального культурного феномена. Такие опасения актуальны и для России.

Особенно подвержена процессам глобализации в современном обществе социальная группа молодежи в силу своих психолого-возрастных особенностей, для которой характерно активное стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей. Исследователи называют этот процесс «культурная диффузия».

Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для взаимовлияния и расширяющееся межнациональное общение – все это говорит о процессе глобализации современной культуры .

Ускорение интеграции наций в мировую систему связано с развитием современных транспортных средств и экономических отношений, а также воздействиям на людей средств массовой информации, что способствует расширению культурных контактов между народами и миграции людей.

В частности, Н.Е. Яценко в целом глобализацию культуры представляет как культурно-исторический процесс развития и сближения национальных культур на базе общечеловеческих ценностей .

С другой стороны, существуют и отрицательные проявления глобализации, о которых пишут многие исследователи: «Одним из мощнейших факторов, влияющих на ход культурных процессов в России, являются процессы экономической и культурной глобализации, которые не оставляют учреждениям культуры возможности для консервации – сохранения стиля, темпов и тематики деятельности, без риска «выпадения» в особую зону – резервацию, имеющую все признаки культурного захолустья».

В связи с объективными тенденциями глобализации культуры с середины XX века в общественную практику стали входить такие понятия, как «социальная политика» и «культурная политика». Возник плановый подход к сохранению культурного наследия всего человечества и каждой отдельной страны, так как появилась опасность утраты своей самобытности многими странами и народами.

Во многих странах наметился переход от ассимиляции (отказа меньшинства от своих культурных традиций и ценностей и их замены традициями, которых придерживается большинство) к мультикультурной модели (социализация индивида в общей культуре и существующих субкультурах). Как результат начавшихся благодаря глобализации процессов аккультурации и ассимиляции культур и субкультур.

В условиях многообразия культур и процессов их вхождения (интеграции) в мировое пространство стали происходить различные взаимодействия, влияющие на формирование различных моделей культурной политики.

В таких условиях взаимодействие субкультур и политики может стать консолидирующим фактором общественной жизни и требует научного подхода в его осмыслении и выработки новых механизмов реализации государственной культурной политики.

Глобализация является одной из главных тенденций в развитии современного мира, не только оказывающей громадное влияние на экономическую жизнь, но и влекущей за собой далеко идущие политические (внутренние и международные), социальные и даже культурно-цивилизационные последствия. Эти последствия все больше ощущают на себе практически все страны и среди них, конечно, Россия, вполне осознанно, активно и целеустремленно движущаяся по пути интеграции в мировую экономику. Поэтому анализ этого всемирного процесса имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое, и причем чрезвычайно важное, значение.

В последние два-три десятилетия мы оказались свидетелями уникального стечения и переплетения, гигантских по масштабам явлений и процессов, каждый из которых в отдельности можно было бы назвать эпохальным событием с точки зрения его последствий для всего мирового сообщества. Но взятые в совокупности они создали гигантское поле такого вселенского напряжения, что переживаемое нами время с полным основанием можно назвать осевым временем смены самих цивилизационных основ жизнеустройства, периодом перехода от привычного для большей части ХХв. миропорядка к качественно новой инфраструктуре мироустройства.
Происходящие глубокие изменения в геополитических структурах мирового сообщества и трансформации социально политических систем дают основание говорить о завершении одного исторического периода и вступлении современного мира в качественно новую фазу своего развития.
Во-первых, в результате информационно-телекоммуникационной революции в промышленно развитой зоне мира постиндустриальное общество постепенно трансформируется в информационное общество.
Во-вторых, происходит совпавшая с этой революцией и стимулированная ею смена социально- политической парадигмы.
В-третьих, вместо евроцентристского мира, в котором доминирующие позиции занимают основополагающие параметры западной рационалистической цивилизации, возникает новая всепланетарная цивилизация на началах органического сочетания единства и неделимости мирового сообщества, с одной стороны, диверсификации и плюрализма центров, народов, культур, религий и т.д., с другой.
Очевидно, что когда говорят о вступлении современного мира в качественно новую стадию своего развития, имеют в виду не только смену эпохи индустриализма постиндустриальной эпохой, на смену которой в свою очередь пришла эпоха информационного общества. Особенность нынешнего этапа состоит в том, что процесс изменений и сдвигов наряду со сферой экономики глубоко затронул политическую, социокультурную и духовную сферы.

Вопросы для самопроверки:

1. В каком году в научный оборот вошло понятие «глобализация»?

2. Согласно какому автору глобализация неразрывно связана с модернизацией и имеет две стороны — экономическую и культурную?

3. На какой основе возникла глобализация ?

4. Н.Е. Яценко в целом глобализацию культуры представляет как?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Влияние глобализации на общество

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1522; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.166.146.212
Генерация страницы за: 0.108 сек.