Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции, развитие которых необходимо для овладения понятием числа

Как было уже сказано, развитие математического мышления в большой степени зависит от освоения ребенком системы зритель­но-пространственных отношений, что происходит благодаря его действиям с разными предметами. Над проблемой развития поня­тия о числе много работал Пиаже (1965). Математическое мышле­ние — это пространственное мышление. Для усвоения четырех основных видов математических действий — сложения, вычита­ния, умножения и деления — у ребенка должны быть хорошо развиты пространственное представление и мышление. Мы гово­рим о пространстве чисел («10», «20»), о расширении вычисли­тельного пространства. Мы измеряем длину, протяженность, рас­кладываем числа, составляем частичные множества. При этом всегда речь идет об отношениях в пространстве. Пространственное мышление и оперирование им выступают предпосылкой для по­нимания математических операций. Понимание действий с чис­лами зависит в первую очередь от развития трех функций:

- способности классифицировать (классификация);

- способности построения ряда (сериация);

- способности находить соответствия 1:1.

Чтобы классифицировать предметы, ребенок должен уметь вы­являть их сходство и различие и соответственно их группировать. Важной предпосылкой для этого является образование таких по­нятий, как «все красные треугольники». Осознание схожести пред­метов позволяет детям развивать понятия «такой же», «такие же», символизируемые значком =, смысл которого становится теперь ребенку понятен.

Чтобы построить ряд (серию) (рис. 19), ребенок должен владеть способностью подобрать предметы и соотнести их по убывающе­му (возрастающему) признаку (например, разложить в опреде­ленной последовательности предметы, разные по длине). Выпол­нение этих заданий возможно в том случае, если у ребенка хоро­шо развита ориентация в пространстве. Упражнения в составле­нии ряда предметов учат понимать число как выражение величи­ны и порядка. Если ребенок не может построить ряд предметов, то это значит, что у него нарушены вычислительные операции.

Способность устанавливать взаимнооднозначное соответствие является важной предпосылкой для того, чтобы ребенок мог ос­воить понятие «много одинаковых». Выполняя такие задания, ре­бенок учится шаг за шагом узнавать отношения «много одинако­вых — не все одинаковые — меньше, чем — больше, чем». Спо­собность понимать соотношение 1: 1 развивается в возрасте от 4 до 7 лет. Она тесно связана с усвоением количественных значений. При выполнении таких заданий ребенок начинает понимать, что такое вариативность. Благодаря таким действиям, как «дополнить», «доложить», «достроить», у ребенка развивается понимание мате­матических операций сложения или вычитания и формируется представление о величине, связанное с числами.

 

Рис. 19. Построение ряда: какой цветок подходит для какого горшка?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Снижение функций памяти | Области диагностики для детей дошкольного возраста при поступлении в школу или в начале обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.