КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Области диагностики для детей дошкольного возраста при поступлении в школу или в начале обученияВлияние математических нарушений на самооценку, личностное и эмоциональное развитие ребенка Наиболее часто встречающиеся затруднения в вычислениях Лобек провел среди учителей опрос по поводу наблюдающихся у детей нарушений механизмов вычисления. Ему удалось установить, что чаще всего встречаются следующие трудности в осуществлении вычислительных операций: - затруднения в выборе вычислительной стратегии, если имеет - дети переставляют цифры при прочтении и написании чисел: - дети не видят разницы в том, какую позицию занимает цифра в системе числа. Числа 23 и 32, 104 и 401 они считают одинаковыми; - их затрудняет чтение символов «+» и «-», они их путают; - испытывают трудности в понимании таких величин, как время и деньги. Здесь, прежде всего, у детей возникают трудности в назывании именованных чисел и операциях с ними.
Нарушения в счете могут привести к многочисленным расстройствам в развитии ребенка. Это может быть: - заниженная самооценка («я глупый»). Такие дети не уверены в себе; - моторное беспокойство; - плохая концентрация, высокая отвлекаемость; - позиция аутсайдера; - отказ от деятельности, вызванный страхом перед результатом, перед школой, боязнью потерпеть неудачу; - отсутствие усидчивости, быстрая утомляемость; - многочасовая подготовка домашних заданий, которые выполняются очень медленно и обстоятельно, особенно при счете; - усиленный поиск помощи, просьбы о ней или, напротив, полный отказ от нее; - быстрая, лихорадочная, поверхностная работа с целью скорейшего освобождения от нее; - угадывание ответов при решении; - умолчание о том, что задано домашнее задание; - упадок настроения при неудаче; - проявление приступов ярости и агрессии, если вычисления не получаются. Процесс обучения математике требует достаточного уровня способностей ребенка: - моторных; - тактильно-кинестетического и вестибулярного восприятия; - способности ориентироваться в пространстве, осознания схемы - зрительного восприятия; - слухового восприятия; - сенсорной интеграции различных областей восприятия; - зрительного и слухового запоминания, памяти; - вербальной памяти и понимания речи.
Обобщая опыт нейропсихологической диагностики математических нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста, можно выделить следующие особенности обследуемых: - у детей нарушено тактильно-кинестетическое восприятие. Так, они плохо определяют место раздражения при прикосновении. Если прикоснуться к пальцу ребенка, в то время как у него закрыты глаза, то просьба показать соответствующий палец на другой руке его затруднит: это так называемая агнозия пальцев. Страдает стереогностическое восприятие: ребенок не может опознать предмет путем его ощупывания; - отсутствует ориентация в собственном теле. Представление о схеме тела не сформировано у ребенка в соответствии с его возрастом; - дети плохо ориентируются в пространстве, с трудом осваивают понятия «впереди», «сзади», «наверху», «внизу», «рядом», «справа», «слева». Недостаточно сформированы пространственно-временные представления, представления о величине и расстоянии. Ребенку трудно определить, сколько шагов отделяет его от двери, сравнить предметы по величине и т.д.; - детям трудно дается систематизация — упорядочивание предметов по заданным признакам (например, надо выделить все голубые четырехугольные пластинки); - дети сталкиваются со значительными трудностями при планировании действий. Им не интересны игры в конструктор, так как у них нет четкого представления о порядке действий (шагах), а такие представления необходимы при конструировании. Они избегают игр, требующих запоминания, неохотно берутся за пазлы, конструктор «Лего», кубики; - дети испытывают особые трудности при воспроизведении движений, поскольку для этого надо не только уверенно владеть собственной моторикой, но и мысленно представлять процесс движения, т.е. планировать его ход; - у детей могут возникать трудности при определении порции еды, которую надо положить на тарелку или взять ложкой. Им сложно в правильной последовательности надевать на себя предметы одежды; - они не умеют двигаться спиной вперед или пятиться назад, так как не ориентируются в пространстве; - латеральность у этих детей не сформирована. Дети не умеют выполнять перекрестные действия, например, левой рукой дотронуться до правого уха; - плохо развита как крупная моторика (это проявляется во время бега, в позе стоя на одной ноге, при ходьбе по одной линии), так и мелкая (проявляется во время завязывания шнурков на ботинках, застегивания пуговиц на куртке, дорисовывания картинки), так как у них нарушены координация в системе глаз — рука и зрительно-мышечный контроль; - с трудом осознается соотношение предметов по величине: не удается составление ряда, например распределение карандашей по длине; - дети не могут на взгляд определить количество представленных им предметов. Если группа состоит из 5 —6 элементов, они пересчитывают их по пальцам. Им трудно бывает сказать, какая группа предметов содержит больше элементов, например, где лежит больше палочек; - они не могут припомнить и назвать 3 — 5 предметов (это может быть расческа, ключ, ластик и карандаш), показанных им, а затем спрятанных под платком; - им трудно воспроизвести по памяти очередность, в которой были показаны 3 — 4 разноцветные деревянные палочки (например, желтая, красная, зеленая, голубая); - трудности возникают, если из деревянных палочек надо воспроизвести простую геометрическую форму, например звезду или стул; - при нарушении слуховой памяти детям не удается повторить за говорящим ряд чисел из 4 —5 элементов или ряд слогов (например, «по-ко-то-ви»). Им трудно выучить наизусть стихи; - дети с трудом овладевают такими понятиями, как «больше —меньше — столько же» (количество); «меньше чем — больше чем» (размер); - любой пересказ вызывает затруднения, даже если это пересказ маленькой истории. Дети затрудняются в достоверной передаче пространственных и временных отношений; - возникают трудности при выполнении поручения, если оно требует совершения нескольких (2 — 3) действий, (например: «Возьми с полки маленький голубой кубик и положи на стол около желтого кубика»); - дети не могут хлопками в ладоши воспроизвести ритм, состоящий из 4—5 ударов; - дотрагиваясь рукой до предмета при счете, дети сбиваются с ритма: счет и движение не совпадают; - наблюдаются трудности в понимании некоторых количественных числительных: дети не соотносят их с реальным числом предметов; - к концу пребывания в детском саду у них еще не сформировались количественные понятия «5» и «6»; - вызывает трудности осознание порядковых числительных, обозначающих место элемента внутри ряда. Это выявляется следующим образом. Перед ребенком выкладывают ряд деревянных палочек, и взрослый, прикасаясь к первой палочке, говорит: «Это первая палочка, покажи мне шестую, третью, предпоследнюю палочку»; - дети плохо различают звуки, соответственно, затруднено различение числительных (например, 31 и 13); - дети не могут воспроизвести соотношение 1:1. Это проявляется, например, в том случае, если ребенку надо решить, сколько еще тарелок надо поставить на стол, чтобы смогли поесть шесть человек. Как при нарушениях в чтении и правописании, так и при математических нарушениях описанные выше симптомы могут выступать в различных проявлениях и комбинациях.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕБЕНКА –
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |