Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы социально-психологической диагностики коллектива




Опрос представляет собой метод сбора социально-психологической информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) психологического общения психолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные психологом, вытекающие из целей и задач исследования.

Метод анкетирования представляет собой способ получения социально-психологической информации с помощью составленной в соответствии с определенными правилами системы вопросов (анкеты), каждый из которых логически связан с целью исследования. С помощью анкеты на основе словесного отчета опрашиваемых психолог получает эмпирический материал для установления личностных качеств, суждений, интересов, ценностных ориентации и установок респондентов.

Основное назначение анкетного опроса: получить психологическую информацию о состоянии группового или индивидуального мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Эта информация выражается в форме высказываний респондентов относительно зафиксированных эмпирически в виде вопросов исследовательских задач и категорий анализа.

Область применения анкетирования: опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Особенно возрастает значение этого метода в исследовании социально-психологических явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда изучаемая сфера мало обеспечена документальной информацией. Наиболее эффективно его применение в сочетании с другими методами. Разновидности опроса могут быть использованы на всех этапах прикладного психологического исследования.

Основные нормативные требования к опросу: четкое выделение исследовательских задач, адекватность вопросов задачам исследования; доступность формулировок пониманию респондентов; соблюдение в ходе опроса принципов социально-психологического общения; учет особенностей и компетенции респондентов и интервьюеров; побуждение интереса респондентов и интервьюеров к результатам опроса; точность фиксации ответов респондентов; стандартизация условий проведения опроса.

Ограничения в применении опроса: данные опроса выражают субъективное мнение опрошенных. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения психологической практики в сознании индивидов, выступающих в качестве респондентов.

Программа проведения опроса включает все основные структурные элементы программы психологического исследования. Особое внимание уделяется определению исследовательских задач, построению категорий анализа, их эмпирическому выражению в качестве вопросов респонденту.

С целью изучения структуры межличностных взаимоотношений в группе, складывающейся в процессе деятельности и досуга, используется метод социометрии (Волков И.П., 1970; Осипенков Е.Ф., 1975 и др.). Метод социометрического опроса - одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются отношения между членами коллектива, путем взаимовыборов по предложенным критериям.

Социометрический опрос проводится на основе анкеты по двум критериям выбора. Социометрический критерий - ценностное суждение, моделирующее тот или иной вид деятельности и позволяющее более определенно выразить симпатии и антипатии к окружающим при опросе. Например:

1. "Если бы Вам предстояло выполнять деловое поручение, то с кем Вы предпочли бы его выполнять?"

2. "Если предстоит пикник, то с кем Вы провели бы его?" Социометрический статус - объективный показатель социально-психологических свойств личности как субъекта коммуникаций в группе. По первому критерию (вопросу) составляется социоматрица для определения делового социометрического статуса (индекса), который в относительных единицах рассчитывается по формуле:

5КК1+ + 5КШ-

N-1

где 5КК1 + - сумма положительных выборов, полученных 1-м испытуемым;

5КШ- - сумма отрицательных выборов, полученных 1-м испытуемым; N - количество членов группы.

Индекс деловой сплоченности - показатель, который отражает стремление членов группы к взаимному сотрудничеству. Этот индекс отражает отношение коллектива к своему члену и характеризует уровень его потенциального лидерства во взаимодействии. Испытуемые с большим положительным деловым статусом (индексом) характеризуются успехами в деятельности, самостоятельностью, честностью, авторитетностью. Испытуемых с большим отрицательным деловым статусом (индексом) отличают противоположные черты. К их мнению менее прислушиваются, им отводят меньшую роль при решении стоящих перед коллективом задач.

По второму критерию составляется социоматрица для определения эмоционального социометрического статуса (индекса), который в относительных единицах рассчитывается по формуле:

N-1

где 5ЫР1+ - сумма положительных выборов, отданных 1-м испытуемым;

ЗМР1- - сумма отрицательных выборов, отданных 1-м испытуемым; N - количество членов группы.

Индекс эмоциональной сплоченности - показатель, который отражает стремление членов коллектива к взаимному общению. Этот индекс является мерой отношения личности к коллективу и характеризует потребность в общении.

Испытуемые с большим положительным индексом эмоциональной сплоченности легко вступают в контакты с людьми, получают удовлетворение от общения, любят высказывать свою точку зрения и прислушиваются к товарищам. Испытуемые с большим отрицательным индексом эмоциональной сплоченности отличаются замкнутостью, испытывают затруднения при вхождении в контакты с окружающими, предпочитают индивидуальную работу.

В процессе социально-психологического исследования применяются конкретные методы и методики. Например: метод внешнегрупповой и внутригрупповой референометрии, метод парных сравнений, метод интерперсональной диагностики Т. Лири, метод определения индекса групповой сплоченности Сишора, тест К. Томаса, методика Будаси. Эти методы подробно рассматриваются в Энциклопедии психологических тестов1

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.