Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неценовые детерминанты спроса. Изменение цены приводит к соответствующему изменению величины спроса




 

Изменение цены приводит к соответствующему изменению величины спроса. В то же время в экономике имеет место ряд неценовых детерминант.

Среди неценовых факторов, влияющих на спрос выделяют:

1. Потребительские предпочтения – увеличивают спрос на данный товар при любой цене, что вызывает смещение кривой спроса вправо вверх, при неблагоприятном предпочтении происходит смещение кривой спроса влево вниз. Потребительское предпочтение формируется под влиянием традиций, моды и НТП.

2. Доходы покупателей. В целом с ростом доходов спрос на товары увеличивается. Однако изменение спроса зависит от типа товаров.

Все товары делятся на нормальные и низшие. Спрос на нормальные товары с уменьшением доходов повышается. К низшим благам относятся товары, спрос на которые с ростом доходов падает (картофель, маргарин и т.п.). С ростом доходов кривая спроса по таким товарам смещается влево вниз.

3. Цены на сопряженные товары. Сопряженные товары классифицируются на 3 группы:

- взаимозаменяемые – субституты;

- комплементарные – взаимодополняющие;

- независимые.

Под взаимозаменяемыми товарами понимают товары, которые удовлетворяют одну и туже потребность. Они как бы конкурентные друг с другом (кофе и чай, масло и маргарин). Если на один товар в этом случае цена возрастает, то спрос на него уменьшается, а увеличивается спрос на товар субститут.

По взаимодополняющим товарам спрос на один товар приводит к изменению спроса в том же направлении на другой товар. В общем случае при прочих равных условиях цена на один основной товар и спрос на другой дополняющий товар находятся в обратной связи, т.е. рост цены на основной товар приводит к снижению спроса на дополняющий товар.

Зависимость между ценой и спросом на независимые товары не прослеживается.

4. Ожидания. Под ожиданием понимается будущее изменение цен и доходов потребителей. Прогнозируемый рост цен на данный товар увеличит спрос на него в настоящее время. Прогнозируемое снижение цены притормозит текущий спрос.

5. Процентные ставки по вкладам. Если банки проводят индексацию вкладов, повышают процентные ставки по ним, то это снижает текущий спрос на товары и услуги, в этом случае возникает отложенный спрос.

6. Число покупателей на рынке. Увеличение их приводит к росту спроса, а сокращение приводит к обратной ситуации.

Изменение в спросе выража­ется в смещении всей кривой D: увеличение спроса смещает кривую вправо вверх, уменьшение спроса смеща­ет ее влево вниз. Причиной изменения спроса служит изменение одной или более неценовых детерминант спроса. Напротив, изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой D. Причиной та­кого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.

Выделяют отрицательный спрос, он возникает когда покупатель не признает данный товар и избегает его покупки.

Отсутствие спроса – возникает, когда покупатели, на которых ориентирован товар не знают о его существовании.

Скрытый спрос – возникает, когда рыночное предложение данного товара не обеспечивает удовлетворение потребительских запросов.

Нерегулярный спрос – он связан с колебаниями спроса на данный товар во времени.

Нерациональный спрос – возникает на товары, которые приносят вред потребителям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.