Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равновесная цена и равновесный объем продаж




 

В процессе взаимодействия спроса и предложения происходит формирование рыночной цены.

Под ценой понимаются те жертвы в денежной форме, которые несут покупатели, приобретая те или иные блага.

В условиях ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей уровень цен на отдельные блага определяет решение производителей и потребителей об объемах выпуска и закупок благ. Тем самым, цена выполняет информационную функцию при принятии экономических решений.

С позиции рыночного обмена цена показывает те пропорции, при которых данные блага обмениваются на другие. Причем, для отдельных субъектов экономики цена выступает как внешне заданная (экзогенная) величина. В этих условиях цены ориентируют фирму на эффективное использование ресурсов, а потребителей на рациональное принятие своих решений, т.е. цена выполняет стимулирующую функцию.

Система цен уравновешивает и координирует экономические решения субъектов экономики через равновесие спроса и предложения, т.е. цена выполняет балансирующую функцию.

Цена служит инструментом распределения доходов, и, тем самым, выполняет распределительную функцию.

Различают цены спроса и цены предложения.

Цена спроса – это цена, по которой потребители могут и намерены приобрести товар. Цена спроса определяется полезностью данного блага, а также платежеспособностью потребителя.

Цена предложения – это цена, по которой продавец желает и может продать товар. Она зависит от общих издержек, которые несут продавцы при получении данного товара.

Для установления рыночной цены необходимо совместить на одном графике кривые спроса и предложения. В такой модели возможны три уровня цен:

1) Если цена на продукт устанавливается ниже точки пересечения спроса и предложения. В этом случае возникает дефицит в объеме продукции, и это приведет к конкуренции между потребителями.

2) Цена на продукцию устанавливается выше равновесной цены. Такая цена благоприятна для производителя, а для потребителя более выгодными станут товары-субституты, т.е. взаимозаменяемые товары. Возникнет конкуренция между производителями и избыточное предложение, которое приведет к затовариванию.

3) Таким образом, рыночное равновесие находится в точке пересечения кривых спроса и предложения, т.е. в точке Е. Этой точке соответствует равновесная цена Р0 и равновесный объем Q0. Рыночная цена (Р0)– это результат взаимного приспособления рыночных сил друг к другу.

 

Варианты изменения цены при сдвигах кривых спроса и предложения

 

1. Если кривая спроса смещается вверх, то равновесная цена и равновесный объем продаж растут.

2. Если кривая спроса смещается вниз, то это приведет к снижению равновесной цены и равновесного объема продукции.

3. Если кривая предложения смещается вправо, то это приводит к падению рыночной цены и росту равновесного объема продаж.

4. Если кривая предложения смещается влево, то это приведет к повышению равновесной цены и понижению объема продаж.

Вывод: Модель равновесного рынка позволяет прогнозировать внешнее вмешательство в рыночную самонастройку. Государство может вводить «цены пола и потолка», т.е. устанавливать гарантированный минимум рыночной цены (цена пола) или максимум рыночной цены (цена потолка). Как правило, такие цены устанавливаются на товары, играющие социально-значимую роль в экономике страны.

Тема 4. «Эластичность»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.