Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория жизненного цикла продукта




Альтернативные теории международной торговли

Парадокс Леонтьева

Известный американский экономист Василий Леонтьев в се­ редине 50-х гг. предпринял попытку эмпирической проверки ос­новных выводов теории Хекшера-Олина и пришел к парадоксаль­ным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса ''затраты выпуск'', построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., В. Леонтьев показал, что в американском экспорте пре­обладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. Учитывая, что в первые послевоенные годы в США, в отличие от большинства их торговых партнеров, капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень заработной платы был значительно выше, этот эмпирически по­лученный результат явно противоречил тому, что предполагала теория Хекшера-Олина, и потому получил название "парадокс Леонтьева". Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).

Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволи­ли развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета до­полнительных обстоятельств, влияющих на международную спе­циализацию, среди которых можно отметить следующие:

— неоднородность факторов производства, прежде всего рабо­чей силы, которая может существенно различаться по уров­ню квалификации. С этой точки зрения в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная из­быточность высококвалифицированной рабочей силы и специалистов, в то время как развивающиеся страны экспор­тируют продукцию, требующую значительных затрат неквалифицированного труда.

— значительная роль природных ресурсов, которые обычно могут участвовать в производственных процессах только к ассоциации с большим количеством капитала (например, в отраслях добывающей промышленности). Это в определенной мере объясняет, почему экспорт из многих развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах и не является относительно избыточным фактором производства.

— влияние на международную специализацию внешнеторговой политики, проводимой государством, которая может ог­раничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производ­ства.

В середине 60-х гг. американский экономист Р. Верной выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца. Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потреб­ность внутри страны. Поэтому на этой стадии производство ново­го продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой ква­лификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

На стадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизованным, увеличи­вается конкуренция между производителями и расширяется экс­порт.

На стадии зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фак­тор, и по мере расширения рынков и распространения техноло­гий страна нововведения уже не обладает конкурентными пре­имуществами. Начинается перемещение производства в развива­ющиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процес­сах.

По мере того как жизненный цикл продукта переходит в ста­дию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чис­тым импортером.

Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универ­сальным объяснением тенденций развития международной тор­говли. Если научные исследования и разработки, передовая тех­нология перестают быть основным фактором, определяющим кон­курентные преимущества, производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом по другим факторам производства, например, дешевой рабочей силе. Однако существует много товаров (с ко­ротким жизненным циклом, высокими затратами на транспорти­ровку, имеющих значительные возможности для дифференциа­ции по качеству, узкий круг потенциальных потребителей и т.п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.