Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место России в системе международных экономических отношений




 

На мировой политической и экономической арене Российская Федерация выступает как правопреемник СССР, который считал­ся экономически развитой страной (по основным абсолютным макроэкономическим показателям). Хотя СССР не входил в рей­тинговые оценки конкурентоспособности стран мира, однако в 80-е гг. XX в. он обладал по отдельным позициям конкурентными преимуществами по сравнению с другими странами.

СССР обладал:

• крупными запасами минерального сырья и топливно-энер­гетических ресурсов (цены на которые внутри страны были значительно ниже мировых);

• высоким научно-техническим потенциалом;

• в ряде отраслей промышленности (особенно в оборонно-промышленном комплексе) достаточно высоким производ­ственным потенциалом;

• высоким общеобразовательным уровнем населения и ква­лифицированной рабочей силой (при относительно низком уровне оплаты труда);

• достаточно развитой транспортной системой и системой связи (особенно Европейской части страны);

• в целом управляемой (в рамках системы централизованно­го планирования) экономикой страны;

• потенциально емким внутренним рынком (при хроничес­ком дефиците товаров и услуг и значительном отложенном (непогашенном) платежеспособном спросе населения) и др.

Однако по относительным, качественным и структурным пока­зателям (ВВП на душу населения, производительность труда, про­должительность и качество жизни, степень открытости экономики, структура экспорта и импорта и др.) СССР фактически занимал промежуточное положение между группой развитых стран с ры­ночной экономикой и группой развивающихся стран.

В течение 90-х гг. (до 1999 г.) позиции РФ в мировой экономи­ке ухудшались. Прежде всего, это было связано с ухудшением ее геополитического и геоэкономического положения в результате распада СССР.

1. В результате образования новых независимых государств из числа бывших республик СССР на западе и юге России она оказа­лась как бы «отодвинутой» в глубь Евразийского материка — на север и восток от центров наиболее интенсивного внешнеэконо­мического взаимодействия (прежде всего со странами Западной и Центральной Европы).

2. Более отчетливо стал в связи с этим проявляться континен­тальный характер территории России. Хотя она омывается тремя из четырех мировых океанов (Атлантическим, Северным Ледови­тым и Тихим), специфика природно-климатических условий Се­верного Ледовитого океана делает его воды труднодоступными для регулярного коммерческого судоходства. Слабость развития транс­портных структур Сибири и Дальнего Востока существенно сни­жает возможности использования весьма протяженной береговой линии на Тихом океане, резко ограничился доступ России к пор­там Балтийского и Черного морей, более сложной стала ситуация на закрытом Каспийском море.

3. Возникла необходимость транзитного (через территорию указанных новых независимых государств) внешнеэкономического общения с большинством развитых стран с рыночной экономикой (прежде всего западноевропейскими странами). Для России ока­зались потерянными многие незамерзающие порты, значительная часть морского флота. Осложнились проблемы использования тру­бопроводов, железнодорожных и автомобильных магистралей, проходящих по территории новых независимых государств, а также международных воздушных перевозок.

4. Если в условиях СССР только 6 из 11 экономических райо­нов России имели выход к государственным границам и океану, то после распада СССР их стало 10 (за исключением Волго-Вятского экономического района), а из 89 субъектов РФ — 44. В связи с этим встали сложные проблемы обустройства границы, развития тамо­женной службы и др.

5. После распада СССР отчетливо проявились другие особен­ности экономико-географического положения России, в частности тот факт, что 2/3 ее территории приходится на районы Крайнего Севера и приравненные к ним зоны с суровыми климатическими условиями. Только 35% российских сельскохозяйственных угодий получают достаточно солнечного тепла для вызревания зерновых культур. Жизнеобеспечение на обращенных к северу российских равнинах требует повышенных энергетических затрат.

6. Выявилась относительно слабая обеспеченность России соб­ственным продовольствием, целым рядом цветных и редкоземель­ных металлов, многими техническими культурами (например, хлопком) и др.

7. В значительной степени оказались свернутыми и даже разо­рванными кооперационные производственные и научно-техни­ческие связи, формировавшиеся в течение десятилетий в рамках единого народно-хозяйственного комплекса СССР. (Ранее такого же рода связи были фактически разорваны или в значительной степени сокращены со странами Центральной и Восточной Евро­пы — бывшими членами СЭВ.) Фактически произошел распад ранее единого союзного экономического, научно-технического, информационного, образовательного, культурного простран­ства.

8. Несмотря на предпринимаемые меры, указанные проблемы в целом не удается эффективно решать в связи с противоречиями в деятельности международной организации, возникшей на базе распавшегося СССР, — Содружества Независимых Государств (СНГ).

Вместе с тем Россия сохраняет свое объективно благоприятное геополитическое положение, находясь между двумя динамично развивающимися регионами мирового хозяйства — Западной Ев­ропой, где определяющую роль играет ЕС, и Азиатско-Тихоокеан­ским регионом (АТР). В 1997 г. Российской Федерацией было под­писано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с ЕС, а в 1998 г. она стала членом организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Проблема состоит в эф­фективности использования этого благоприятного фактора.

Оценивая место России в современной мировой экономике, следует отметить, что на протяжении 90-х гг. Россия по основным макроэкономическим показателям, характеризующим уровень экономического развития, не приблизилась к группе развитых стран с рыночной экономикой, а, напротив, опустилась вниз, при­близившись к группе развивающихся стран и оказавшись в начале XXI в. перед опасностью быть отодвинутой на «периферию» миро­вого хозяйства.

В 1999 г. ВВП России составлял менее 2/5 от уровня 1990 г. Если в 1990 г. (в составе СССР) доля России в мировом ВВП составляла 3,36% (расчеты по паритету покупательной способности (ППС)), то в 1999 г. — 1,6%. Если в 80-е гг. по размеру ВВП, исчисленному по ППС, СССР занимал 3-е место в мире, а РСФСР (в его соста­ве) — 7-е, то к 1999 г. Россия оказалась на 15-м месте. При этом Россия уступала не только ведущим странам, входящим в состав так называемой «большой семерки», Китаю, Индии, но и Респуб­лике Корея, Мексике, Бразилии и Индонезии. Если бы экономи­ческая динамика России не изменилась (а начиная с 1999 г. ВВП России растет), то ее в начале XXI в. могли бы обойти по размерам ВВП такие страны, как Турция, Иран, Аргентина и Австралия.

Если в СССР показатель ВВП на душу населения всегда был выше среднемирового (а в России этот показатель всегда был выше, чем в среднем по СССР), то в 1993 г. у России он составил 87%, а в 1998 г. уже 68% от среднемирового уровня (начиная с 1999 г. в связи с ростом ВВП и сокращением численности населе­ния России этот показатель начал возрастать). Доля России в ми­ровых государственных расходах к концу 90-х гг. составляла менее 0,5%.

Ухудшались и показатели, характеризующие позиции России в мировом промышленном производстве. За период с 1991 по 1999 г. объем промышленного производства в России сократился почти на 68%. При этом падение производства произошло в 96% товар­ных групп промышленности России. Сельскохозяйственное про­изводство за тот же период сократилось на 40%. Объем капитало­вложений в 1999 г. составлял менее 1/4 от уровня 1990 г. В конце 90-х гг. доля России в общих мировых инвестициях составляла около 1%, в том числе в прямых иностранных инвестициях — ме­нее 0,5%.

Одновременно со снижением основных макроэкономических показателей в 90-е гг. произошло снижение рейтинга России в сравнении с другими странами мира по многим важнейшим соци­ально-экономическим параметрам (уровень дохода на душу насе­ления; удельный вес расходов государства на образование, здраво­охранение, науку, культуру, защиту окружающей среды; безрабо­тица; количество граждан страны, живущих за чертой бедности; низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности и др.).

На базе этих социально-экономических показателей формиру­ются такие используемые в практике международных сопоставле­ний показатели, как индекс развития человеческого потенциала и индекс качества жизни. При подсчете ИРЧП используют 3 вида показателей: средняя продолжительность предстоящей при рож­дении жизни; уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса и совокупная доля учащихся ('/3 индекса); уровень жизни, оцененный через ВВП на душу населения. В соответствии с данными доклада ООН о развитии человека, издаваемого Про­граммой развития ООН, Россия по ИРЧП в 1992 г. занимала 52-е место, а в 1995 г. — 114-е место. В 2000-е гг. рейтинговые по­казатели России по ИРЧП несколько улучшились: в 2005 г. она занимала 62-е место, а в 2006 г. - 65-е место среди 177 стран. Ин­декс качества жизни включает в себя такие показатели, как состо­яние здравоохранения и образования, занятость населения, поку­пательная способность и др. (в том числе среднюю продолжитель­ность предстоящей жизни). По рейтингу качества жизни Россия в 2006 г. занимала 73-е место.

Однако, как отмечается в «Концепции национальной безопас­ности Российской Федерации» (утверждена Указом Президента РФ 10 января 2000 г.), «Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного эко­номического, научно-технического и военного потенциала, уни­кального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процес­сах».

В 1999-2007 гг. в динамике экономического развития России произошли позитивные изменения, и в стране начался экономи­ческий рост. Так, в 2007 г. наконец был достигнут уровень ВВП России 1990 г. Инвестиции в основной капитал в 2006 г. составили примерно 70% от уровня 1990 г. (из этих данных видно, что инвес­тиции в основной капитал в современной России восстанавлива­ются значительно медленнее, чем ВВП).

Несколько улучшились и позиции России в международной торговле. К концу 90-х гг. РФ занимала в международной торговле товарами неадекватное ее потенциалу место — 1,3% мирового экс­порта (55% от среднемирового уровня экспорта на душу населения) (20-е место в мире) и 0,7% мирового импорта товаров (28-е место). Однако затем позиции России в международной торговле улучши­лись — в 2006 г. доля РФ в мировом экспорте товаров составляла 2,6% (13-е место среди ведущих стран-экспортеров мира), а в ми­ровом импорте — 1,3% (15-е место). Правда, в основе этого улуч­шения позиций страны в мировом экспорте лежит происшедшее в эти годы улучшение для России условий торговли (связанное прежде всего с ростом цен на нефть и другие топливно-энергети­ческие ресурсы), а не качественные изменения в отечественном экспорте, связанные с увеличением удельного веса машинно-тех­нической, наукоемкой продукции. В мировом экспорте коммер­ческих услуг доля РФ, несмотря на некоторое улучшение позиций, оставалась незначительной. По данным ВТО в 2006 г. она состав­ляла 1,1% (25-е место), а в импорте коммерческих услуг — 1,7% (16-е место).

Безусловно позитивной тенденцией является существенное со­кращение масштабов государственного внешнего долга Россий­ской Федерации, который сократился с 157,4 млрд долл. в начале 2001 г. до 52 млрд долл. в начале 2007 г. В 2007 г. Россия занимала уже 3-е место в мире по золотовалютным резервам (более 440 млрд долл.).

Однако в целом к началу XXI в. по основным макроэкономи­ческим показателям Россия еще сохраняла промежуточное поло­жение между группами развитых стран с рыночной экономикой и развивающихся стран (хотя формально Министерством торговли США и Комиссией Европейского союза была признана в качестве страны с рыночной экономикой).

В целом, несмотря на произошедшие в 2000-2007 гг. позитив­ные сдвиги, современное положение России в мировой экономи­ке не соответствует ее природному, производственному и научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалу. Россия обладает элементами национального богатства, природно-ресурсным, экономическим потенциалом, которого нет у многих стран мира:

• мощная природно-ресурсная база (минеральные, земель­ные, водные, лесные ресурсы, значительная часть которых имеют мировое значение);

• несмотря на физический и моральный износ большой час­ти основных производственных фондов, Россия в целом сохраняет значительный производственный потенциал;

• несмотря на существенные потери (связанные, в том числе с так называемой «утечкой мозгов»), сохраняется значи­тельный научно-технический и интеллектуальный потен­циал;

• на базе этого потенциала в ряде отраслей промышленности (прежде всего в оборонно-промышленном комплексе) име­ются и развиваются передовые уникальные технологии;

• Россия обладает высококвалифицированными кадрами во всех основных сферах деятельности.

Одновременно с отмеченными преимуществами экономики России для нее характерен ряд недостатков и слабых позиций, ухудшающих положение страны на фоне общемирового экономи­ческого развития:

• сохраняющаяся высокая затратность и ресурсоемкость про­изводства;

• отставание от ведущих стран мира по уровню производи­тельности труда в промышленности и сельском хозяйстве;

• сохранение технологического отставания от ведущих промышленно развитых стран;

• нарастающий физический и моральный износ основных производственных фондов во многих отраслях промыш­ленности и в аграрной сфере (достигающий в ряде отраслей критического уровня);

• ограниченность возможностей внутреннего накопления, что вместе с утечкой капитала усиливает зависимость эко­номического роста в стране от иностранных инвестиций;

• сохраняющаяся неравномерность социально-экономиче­ского развития регионов России;

• значительный удельный вес в экономике страны, так назы­ваемой теневой экономики, бюрократизация, коррупция и криминализация части российской экономики.

Отмеченные позитивные и негативные моменты предопреде­ляют реальные конкурентные преимущества и слабости России в системе международных экономических отношений начала XXI в.

К сожалению, на протяжении 90-х гг. присущие российской экономике преимущества не использовались, или использовались в недостаточной степени, или, по существу, утрачивались. В этот период: сократились работы по геологической разведке и освоению минеральных ресурсов; ускорился процесс физического и мораль­ного износа основных производственных фондов в промышлен­ности, аграрной сфере и на транспорте в результате недоинвестирования, возросли показатели выбытия основных производствен­ных фондов; продолжается отток специалистов из науки и промышленности в торговлю, банковскую сферу и за рубеж; Рос­сия в значительной мере утратила традиционные для сбыта своей продукции рынки (развивающихся стран, стран Центральной и Восточной Европы, а позднее и рынки стран СНГ); не выдерживая конкуренции с зарубежными фирмами, предприятия ряда отраслей промышленности России теряют для себя и внутренний рынок страны. Только в последние годы в указанных областях начинают происходить некоторые позитивные изменения.

Это отражается на рейтинге конкурентоспособности России по сравнению с другими странами мира. Наиболее репрезентативный (представительный) показатель конкурентоспособности был впер­вые разработан такой авторитетной международной организацией, как Всемирный экономический форум — ВЭФ (World Economic Forum, WEF, г. Женева, Швейцария) в 1986 г. До 1996 г. ежегодный доклад по конкурентоспособности стран мира готовился под эги­дой ВЭФ Международным институтом развития менеджмента — МИРМ (International Institute for Management Development, г. Лозан­на, Швейцария) с привлечением материалов еще 23 международ­ных экономических институтов.

Позднее ВЭФ и МИРМ перешли к публикации отдельных до­кладов о конкурентоспособности стран мира, используя примерно аналогичные методики определения рейтинга страны. При опре­делении рейтинга конкурентоспособности ими используются мно­гофакторные векторные модели, в которых учитывается 381 пока­затель, сгруппированный в 8 агрегированных факторов: внутрен­ний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, кредитно-финансовая система, инфраструктура, система управления, научно-технический потен­циал, трудовые ресурсы. При этом МИРМ делает больший акцент на показателях, отражающих качество жизни.

Оценка объективных статистических показателей по каждой стране (примерно 70% всех показателей) дополняется экспертны­ми оценками аналитиков и опросом руководителей крупнейших корпораций мира. Количество исследуемых стран постоянно уве­личивается, и в 2000 г. рейтинговые исследования ВЭФ охватыва­ли уже около 60 стран, больше половины которых относилось к промышленно развитым странам (страны — члены ОЭСР), а ос­тальные — к новым индустриальным странам и странам с переход­ной экономикой.

Россия была впервые представлена в аналитическом докладе о конкурентоспособности стран мира в 1994 г., однако она не ран­жировалась среди других стран по синтетическому (совокупному) индексу конкурентоспособности, а была представлена только в сравнительных таблицах по основным макроэкономическим по­казателям и в специальных таблицах по отдельным факторам кон­курентоспособности. В список стран мира, ранжируемых по кон­курентоспособности на мировом рынке, Россия была впервые включена только в 1996 г., заняв в нем 48-е место.

В течение 7 лет (с 1987 по 1993 г.) лидером по рейтингу конку­рентоспособности была Япония. В 1994 г. 1-е место в этом рейтин­говом списке заняли США, в течение нескольких лет сохранявшие эти позиции. Однако в докладе ВЭФ за 1999 г. 1-е место занял Син­гапур, за которым следовали США, Гонконг, Тайвань, Канада, Швейцария, Норвегия, Люксембург, Великобритания и Нидерлан­ды. Россия же в 1997 г. заняла последнее место среди ранжируемых государств, хотя по отдельным показателям ее позиции были вы­соки (1-е место — по показателю отношения длины железных до­рог к стоимости ВВП, использованию мощностей телефонных линий и по доле отчислений налогов в пенсионный фонд; 3-е мес­то — по количеству занятых в сфере связи и коммуникаций; 4-е место — по устойчивости отклонения от реального обменного кур­са; 12-е место — по отношению валовых внутренних инвестиций к ВВП, по отношению валовых внутренних накоплений к ВВП, по общеобразовательному уровню населения; 15-е место — по коли­честву научно-исследовательских институтов и организаций; 17-е место — по количеству ученых и инженеров, занятых в народном хозяйстве).

В 2000 г. Россия переместилась в указанном списке уже на 55-е место, опережая Зимбабве, Украину, Болгарию и Эквадор (однако уступая таким государствам, как Венесуэла, Вьетнам, Колумбия, Боливия, Сальвадор, Индия). Примерно таким же (55-е место) был рейтинг России по качеству налоговой системы, обмену новейши­ми технологиями, состоянию финансовой системы, защите интел­лектуальной собственности, условиям для открытия новых пред­приятий, степени открытости внутреннего рынка, общему инвес­тиционному климату. В мае 2002 г. Министерством торговли США и Комиссией ЕС России был предоставлен статус страны с рыноч­ной экономикой, что существенно улучшило ее позиции в рейтин­ге конкурентоспособности. В глобальном рейтинге конкуренто­способности Всемирного экономического форума 2007 г. Россия заняла 58-е место из 131 возможного (первое место в рейтинге ВЭФ в 2007 г. заняли США, второе — Швейцария, третье — Дания). В 2006 г. Россия занимала в этом рейтинге 59-е место.

Поданным МИРМ в 2002 г. в рейтинге конкурентоспособности Россия занимала 45-е место среди 49 стран, а в 2006 г. — 54-е мес­то среди 61 страны — участницы рейтинга.

По оценкам международных экономических организаций, Рос­сия имеет сильные конкурентные позиции в черной и цветной металлургии, электроэнергетике, нефтяной, нефтехимической, газовой, лесной и оборонной промышленности. Конкурентоспо­собны на некоторых рынках режущий инструмент, продукция российской электротехнической промышленности и энергетиче­ского машиностроения, электронные компоненты, комплектное оборудование для тепловых станций и др. В основном неконку­рентоспособны в настоящее время российские автомобили, стан­ки, тракторы, дизельные двигатели, готовые изделия электронной промышленности.

Сильными сторонами международной конкурентоспособности России считаются: индекс условий торговли (соотношение дина­мики цен на экспортную и импортную продукцию); диверсифика­ция в последнее время экспортных рынков; положительное и зна­чительное по своим масштабам сальдо торгового баланса; относи­тельно низкие цены на электроэнергию для промышленных потребителей; относительно низкая стоимость рабочего места в обрабатывающих отраслях; в целом достаточно высокий образова­тельный уровень населения; значительная численность научных работников (около 10% от мировой) и некоторые другие.

К слабым сторонам относятся: невысокий уровень расходов на НИОКР (в расчете на душу населения); в целом значительный раз­мер совокупного внешнего долга (при снижении государственного внешнего долга растет внешний корпоративный долг); относитель­но низкие темпы роста прямых иностранных инвестиций (несмо­тря на их рост в 2005-2007 гг.); недостаточные стимулы инвести­рования в наукоемкое производство; нехватка финансовых ресур­сов для поддержания экспорта готовых изделий и услуг; относительно низкий уровень защиты инвестиций, патентов и ав­торских прав; низкая доля России на мировом рынке наукоемкой продукции (менее 1%).

Однако в последние годы данные международных рейтингов свидетельствуют о наметившемся росте международной конкурен­тоспособности России. Так, уже в 2000 г. Россия вошла в число десяти наиболее динамично развивающихся стран, заняв: 1-е мес­то по темпам роста общественной производительности труда и снижения задолженности федерального бюджета; 2-е — среди 30 ведущих стран экспортеров по темпам роста экспорта; 4-е — по темпам роста ВВП в расчете на душу населения и валовых внутрен­них инвестиций; 6-е — по темпам роста промышленного произ­водства; 7-е — по темпам роста сельскохозяйственного производ­ства и ВВП.

Важное значение с точки зрения перспектив России на мировой экономической арене имеет конкурентоспособность отдельных отраслей и видов производства. По степени конкурентоспособ­ности на мировых товарных рынках (а также и на внутреннем рын­ке страны) отечественными исследователями выделяются три раз­личных группы отраслей российской экономики:

1. Конкурентоспособные на мировом рынке ресурсные отрасли (нефтяная, газовая, лесная, алмазная промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия), а также химическая промышлен­ность. Данные отрасли способны развиваться на базе самофинан­сирования, а также привлечения иностранных инвестиций.

2. Отрасли обрабатывающей промышленности, располагающие значительным научно-техническим потенциалом и способные производить конкурентоспособную на мировых товарных рынках продукцию (аэрокосмическая, атомная промышленность, в опре­деленной степени энергетическое машиностроение, тяжелое стан­костроение, биотехнологии, целлюлозно-бумажная промышлен­ность). При проведении со стороны государства политики под­держки этих отраслей (в том числе и протекционистской поддержки) они могут обладать необходимой международной кон­курентоспособностью. К указанным отраслям примыкает и обо­ронная промышленность, имеющая значительный потенциал экс­порта военно-технической продукции.

3. Группа отраслей, способных удовлетворять значительную часть спроса на внутреннем рынке страны, но не обладающих в полной мере международной конкурентоспособностью (автомо­билестроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов, сельское хозяйство).

Сохраняя разумную конкуренцию в данных отраслях, государ­ство должно использовать по отношению к ним систему законных протекционистских мер и поощрять внутренний спрос на их про­дукцию. Указанные проблемы приобретают особое значение в свя­зи с практическим решением вопросов вступления России в ВТО.

Реальной основой для формирования конкурентных отраслей и производств в России должно стать проведение эффективной научно-технической и промышленной политики. В 2002 г. в стра­не были приняты «Основы политики Российской Федерации в области развития науки, технологий и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», а также «Приоритетные направ­ления развития науки, технологий и техники на период до 2010 года» и «Перечень критических технологий на период до 2010 года». В указанных документах выделены девять фундаментальных направлений развития науки, технологий и техники, которые под­разделяются на 53 критические технологии, развитию которых государство будет оказывать активную поддержку. Реализация этих направлений позволит создать научно-техническую и производ­ственную базу для повышения международной конкурентоспособ­ности отечественной экономики по широкому спектру отраслей и производств.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.