Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика и структура международной торговли услугами




УСЛУГИ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ

ГЛАВА 13

Услуги (services) представляют собой комплекс многообраз­ных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей. В раз­работанном ЮНТКАД и Мировым банком справочнике «Либера­лизация международных трансакций с услугами» дается следующее определение услуг: услуги — изменение в положении институцио­нальной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной еди­ницей.

Нетрудно видеть, что это чрезвычайно широкое определение, охватывающее многообразный круг операций. Поэтому можно различать понятие услуг в широком и узком смысле слова. В ши­роком смысле услуги — это комплекс разнообразных видов дея­тельности и коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами по­нимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.

Хотя услуги традиционно рассматриваются как так называемый «третичный сектор» экономики, на них к настоящему времени приходится уже 2/3 мирового ВВП. Они абсолютно преобладают в экономике США и других промышленно развитых государств (в пределах 70—80% ВВП), а также и в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Удельный вес услуг в ВВП РФ в 2005 г. составлял 55,5%.

Услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его мате­риальном выражении:

1) они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и «невидимость» большинства видов услуг является нередко основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю ими невидимым (invisible) экспортом и импортом;

2) услуги неотделимы от своего источника;

3) их производство и потребление, как правило, неразрывны;

4) для них характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость.

Количество услуг, их роль в экономике и международной тор­говле быстро растет, прежде всего, в результате НТП, роста между­народных экономических связей в целом, повышения доходов и платежеспособности населения во многих странах мира. Поскольку услуги неоднородны, существует несколько их классификаций.

Классификация услуг, основанная на Международной стандар­тизованной промышленной классификации, принятой ООН, включает:

1) коммунальные услуги и строительство;

2) оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы;

3) транспортировку, хранение и связь, а также финансовое посредничество;

4) оборону и обязательные социальные услуги;

5) образование, здравоохранение и общественные работы;

6) прочие коммунальные, социальные и личные услуги.
Большая часть услуг по этой классификации производится и потребляется внутри страны и не может быть объектом междуна­родной торговли.

Классификация МВФ, применяемая при составлении платеж­ного баланса, включает следующие виды услуг, связанные с пла­тежами между резидентами и нерезидентами: 1) транспорт; 2) по­ездки; 3) связь; 4) строительство; 5) страхование; 6) финансовые услуги; 7) компьютерные и информационные услуги; 8) роялти и лицензионные платежи; 9) другие бизнес-услуги; 10) личные, куль­турные и рекреационные услуги; 11) правительственные услуги.

С точки зрения движения факторов производства услуги делят­ся на факторные (factor services), возникающие в связи с междуна­родным (межстрановым) перемещением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы, и нефакторные услуги (non-factor services) — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

К настоящему времени изменились подходы, связанные с деле­нием услуг в международной торговле на торгуемые и неторгуемые. Подписание Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) явилось результатом не только согласования позиций различных стран по вопросам международной торговли услугами, но и появ­ления новых теоретических и практических подходов к пониманию характера международной торговли услугами. Ранее теоретики и практики делили услуги на торгуемые и неторгуемые в междуна­родной торговле по принципу так называемого трансграничного обмена услугами, т.е. такого обмена, при котором производитель и потребитель услуги находились по разные стороны таможенной границы, а обмениваемая услуга эту границу пересекала (по ана­логии с торговлей «обычными» товарами). Примерами такого рода трансграничного обмена услугами являются почтовые или теле­коммуникационные услуги. Те услуги, которые осуществлялись без такого трансграничного обмена, считались неторгуемыми. Од­нако в ходе подготовки соглашения ГАТС был сформулирован новый подход к международному обмену услугами, в соответствии с которым этот обмен может быть осуществлен следующими ос­новными способами:

1. Услуга перемещается через таможенную границу так же, как и «обычный» товар, когда производитель и потребитель находятся по разные стороны таможенной границы.

2. Иностранный производитель услуги сам перемещается на территорию страны, где расположен ее потребитель.

3. Иностранный потребитель услуги перемещается на террито­рию страны, где производится услуга.

4. Через таможенную границу перемещаются физические лица — резиденты одного государства, производящие и/или по­требляющие услуги в другом государстве (т.е. имеет место комби­нация второго и третьего способов международной торговли услу­гами).

В результате таких новых теоретических подходов в категорию торгуемых (в международной торговле) услуг перешли большин­ство видов производимых услуг. В связи с этим новый смысл при­обрели некоторые понятия, касающиеся экспорта и импорта услуг. Так, например, экспорт товаров на зафрахтованном иностранном судне означает «экспорт товаров на транспортных импорт-услугах». Туристическая фирма России, отправляющая российских туристов за границу, осуществляет при этом импорт туристических услуг, а фирма, принимающая иностранных туристов, экспортирует туристические услуги. Российский профессор, преподающий в зарубеж­ном университете и переводящий часть своего дохода в Россию, является экспортером интеллектуальных, образовательных услуг.

В ходе международных переговоров в рамках ГАТТ/ВТО учи­тывается более 160 видов услуг, разбитых на 12 секторов:

1) деловые услуги (46 отраслевых видов услуг);

2) услуги связи (25 видов);

3) строительные и инжиниринговые услуги (5 видов);

4) дистрибьюторские услуги (5 видов);

5) общеобразовательные услуги (5 видов);

6) услуги по защите окружающей среды (4 вида);

7) финансовые услуги, включая страхование (17 видов);

8) услуги по охране здоровья и социальные услуги (4 вида);

9) туризм и путешествия (4 вида);

10) услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов);

11)транспортные услуги (33 вида);

12)прочие услуги.

ГАТС в рамках ВТО классифицирует международную торгов­лю услугами по способу их предоставления. При этом выделяют­ся: 1) трансграничная торговля услугами; 2) передвижение потре­бителя в страну, где потребляется услуга (потребление за рубе­жом); 3) учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга; 4) временное перемещение физиче­ских лиц в другую страну для предоставления услуги. Наиболь­ший объем услуг (в сумме около 80%) приходится на первый и третий способы.

Международная финансовая статистика МВФ публикуется по трем группам услуг: 1) транспортные услуги, 2) туризм и 3) другие частные услуги.

 

Многие виды услуг могут быть объектами международной торговли. Торговля услугами представляет собой нетоварные ком­мерческие сделки. В отличие от торговли товарами экспорт или импорт услуг не обязательно означает пересечение ими таможен­ной границы. Услуга может быть оказана нерезиденту внутри та­моженной территории данной страны, в этом случае сделка будет считаться международной. Как и платежи по экспорту и импорту товаров, международная торговля услугами отражается в платеж­ном балансе. Как зафиксировано в «Бизнес-путеводителе в ГАТС» 1999 г. (Business Guide to the GATS), услуга становится предметом международной торговли в том случае, если производитель услуги и ее покупатель — это физические или юридические лица — рези­денты разных стран независимо от места совершения сделки меж­ду ними.

Международный экспорт услуг растет быстрее международного экспорта товарами. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 402 млрд долл., а в 2006 г. он составил (по данным ВТО) 2710 млрд долл., т.е. вырос более чем в 6 раз. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составляет 18—20%. Этот показатель в целом растет, и к 2015 г., по оценкам ИМЭМО РАН, он может составить до 30% совокупной международной тор­говли.

По данным ВТО, российский экспорт коммерческих услуг в 2006 г. составил 30 млрд долл. (1,1% мирового экспорта коммерче­ских услуг, 25-е место). Для сравнения: в 2002 г. доля России со­ставляла 0,8% мирового экспорта услуг, 29-е место среди ведущих стран — экспортеров услуг. Импорт коммерческих услуг России, по данным ВТО, в 2006 г. составлял 45 млрд долл., 1,7% мирового импорта услуг, что означало 16-е место среди ведущих стран — им­портеров коммерческих услуг. Для сравнения: в 2002 г. аналогич­ные показатели составляли 21,5 млрд долл., 1,4% мирового импор­та коммерческих услуг и 20-е место среди ведущих стран — импор­теров коммерческих услуг. Таким образом, Россия более активно включается в мировой рынок услуг, хотя ее удельный вес на нем остается незначительным.

К числу причин, обусловливающих динамичный рост между­народной торговли услугами, можно отнести:

• НТП и связанные с ним кардинальные сдвиги в междуна­родном разделении труда (при этом растут не только масш­табы производства услуг, но и их многообразие);

• рост обшей открытости национальных экономик, в резуль­тате чего все большая часть услуг становится объектом международной торговли;

• изменение структуры потребления населения современ­ного мира, которое все больше ориентируется на потребле­ние услуг;

• переход ведущих стран современного мира, а вслед за ними и других стран к современному «новому информационному обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных;

• растущая взаимосвязанность международной торговли раз­личными видами услуг (многие из которых реализуются вместе — «в одном пакете»).

В целом же международная торговля услугами по своим абсо­лютным масштабам еще отстает от международной торговли това­рами. К причинам этого можно отнести следующее:

1. Основная часть услуг (особенно услуг со стороны государ­ственных организаций) реализуется внутри стран (это хорошо вид­но при сопоставлении данных о долях услуг в ВВП отдельных стран и данных о доле услуг в международной торговле).

2. Торговля услугами по мере своего развития требует все бо­лее высокого технического оснащения. Однако этот уровень (осо­бенно в области телекоммуникационных, информационных, транспортных, туристических услуг) был достигнут относительно недавно.

3. В либерализации международной торговли товарами в по­следние годы были достигнуты значительно большие успехи, чем в международной торговле услугами. Сдвиги, которые были до­стигнуты ГАТТ, а затем ВТО, относились прежде всего к торговле товарами (режим наибольшего благоприятствования, благоприят­ные условия доступа на внутренние рынки, национальный режим). Услуги же (кроме урегулирования на международном уровне не­которых транспортных и туристических проблем) длительное вре­мя оставались в компетенции национальных правительств и не были объектом многостороннего регулирования международной торговли.

Однако одной из наиболее важных характеристик современной мировой торговли является очень динамичный рост экспорта и импорта услуг. Многие специалисты полагают, что официально публикуемые данные об объемах международной торговли услу­гами занижают действительный стоимостный объем реализуемых в международной торговле услуг. К причинам этого фактического занижения относятся:

• занижение оценки расходов туристов за рубежом;

• услуги нередко представляются в комплекте с реализу­емыми за рубежом товарами (а стоимость услуг при этом часто фиксируется как часть стоимости товара), вообще в подобной ситуации бывает довольно сложно разделить соб­ственно стоимость товара и стоимость услуг;

• услуги составляют довольно значительную часть внутри­фирменного обмена в рамках ТНК, а учитывая то, что про­дажа как товаров, так и услуг в них осуществляется по так называемым трансфертным ценам (которые нередко созна­тельно занижаются), то стоимостная оценка реализуемых при этом услуг также оказывается заниженной;

• занижается и оценка банковских и страховых услуг, по­скольку иногда доходы по этим операциям реинвестируют­ся (вкладываются) в тех же зарубежных странах, где они и были получены.

В целом же полнота и достоверность статистического учета международной торговли услугами остается одной из сложных и до конца не решенных проблем международной статистики.

В отраслевой структуре (по основным видам услуг) экспорта услуг до начала 80-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в по­следующие десятилетия они уступили первенство «другим частным услугам» и туризму, которые развивались гораздо быстрее. В нача­ле XXI столетия «другие частные услуги» вполне обоснованно за­няли 1-е место в экспорте услуг (около 45%), поскольку в их состав входят, в частности, такие динамично развивающиеся виды услуг, как финансовые, информационные, коммуникационные, консуль­тационные услуги.

У России структура экспорта услуг в настоящее время выглядит следующим образом: 22,3% — туризм, 37,1% — транспортные услуги и 40,6% — прочие частные услуги.

Изменяется и географическая структура международной торгов­ли услугами.

Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы промышленно развитых стран. Тенденция в меж­дународной торговле услугами, как и в международной торговле товарами, состоит, с одной стороны, в превалировании, а с дру­гой — в постепенном сокращении удельного веса этой группы стран в торговле услугами (до 70% в конце 90-х гг.) в результате активизации в сфере услуг новых индустриальных стран и других развивающихся государств.

По объемам торговли услугами с растущим отрывом от других государств лидируют США (14,3% мирового экспорта и 11,7% ми­рового импорта услуг в 2006 г., по данным ВТО). На США прихо­дится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. Характерно при этом, что США с их традиционным дефицитом (отрицательным сальдо) во внешней торговле товарами, имеют значительное положительное сальдо во внешней торговле услу­гами. По объему экспорта услуг после США следуют Великобри­тания, Германия, Франция, Япония.

В отличие от США Германия, Япония, Канада и Китай больше ввозят услуги, чем их вывозят, т.е. являются нетто-импортерами услуг. У большинства развивающихся стран — отрицательное саль­до во внешней торговле услугами.

Россия — нетто-импортер коммерческих услуг. По данным ВТО, отрицательное сальдо России по услугам составляло в 2006 г. 15 млрд долл. В связи с ростом импорта услуг отрицательное саль­до по услугам увеличивается.

Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В промышленно развитых странах это прежде всего финансовые, теле­коммуникационные, информационные, деловые услуги, передовые технологии, а также услуги по образованию, здравоохранению и туризму. Некоторые развивающиеся страны также специализиру­ются на производстве и предоставлении услуг — туристических (Турция, Египет, Таиланд и др.), транспортных (Египет, Панама и другие государства так называемого «открытого судового реестра»), финансовых (офшорные центры Карибского моря и островов Ти­хого океана). Возрастает роль в международной торговле услугами новых индустриальных государств, Китая и ряда других государств. Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь перспективы использования своего евразийского положения для организации транзита, перспективно развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.