Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное и международное регулирование торговли услугами




Ранее, когда масштабы международной торговли услугами были незначительны, спектр реализуемых в ней услуг был весьма ограниченным и неразвитым, а основными субъектами междуна­родной торговли услугами были, как правило, малые и средние фирмы, проблемы ее регулирования не стояли так остро, как в со­временных условиях. Очень динамичный (по сути — взрывной) рост международной торговли услугами, резкое расширение спек­тра реализуемых услуг существенно изменили ситуацию. Кроме того, появление на международном рынке услуг в качестве его субъектов ТНК привело к тому, что диверсификация их деятель­ности в сфере услуг начала, по существу, «размывать границы» между отдельными видами услуг. Возникли противоречия между ТНК, действующими в сфере услуг, и национальными правитель­ствами (особенно в области предоставления финансовых, инфор­мационных и некоторых других услуг). В связи с этим весьма ак­туальными стали проблемы государственного и международного регулирования международной торговли услугами.

В целом в современных условиях существенными остаются роль государств в сфере услуг и двусторонние договоры между ними в данной сфере. Сохранение существенной роли государств в меж­дународной торговле услугами, регулирующего и контролирующе­го воздействия со стороны государств на международную торговлю услугами связано со следующими обстоятельствами:

1. Услуги остаются одним из основных направлений общей со­циально-экономической политики любого государства.

2. Государство обязано решать проблемы защиты интересов своих граждан — потребителей услуг (недобросовестная конкурен­ция в сфере услуг, проблемы защиты общественной морали и нравственности и т.д.).

3. Государство решает проблемы платежного баланса страны, движения денежных потоков, для которых международная торгов­ля услугами имеет существенное значение.

4. Государство должно рационально сочетать решение проблем протекционизма по отношению к отечественным производителям услуг и обеспечения условий для развития международной конку­ренции, а также проводить соответствующую ценовую и антимо­нопольную политику в сфере услуг.

Система регулирования государствами международной торгов­ли услугами включает:

• различные формы таможенного контроля;

• различные формы ограничения деятельности иностранных фирм в сфере услуг (вплоть до их дискриминации);

• осуществление контроля за ценами (или тарифами) на услуги;

• использование системы стандартов в области услуг, дей­ствующих в данных странах;

• лицензирование отдельных видов услуг.

К основным группам ограничений деятельности иностранных фирм в области услуг, применяемых в некоторых странах, можно отнести:

• общие ограничения, касающиеся движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации;

• ограничения, связанные с прямыми иностранными инвес­тициями (в том числе направляемыми и в сферу услуг);

• запрет иностранным фирмам реализовать определенные виды услуг (например, в некоторых странах иностранным фирмам запрещено осуществлять прямое личное страхова­ние граждан);

• ограничения, связанные с регламентированием государ­ством определенного порядка использования иностранной рабочей силы и услуг, которые предоставляются отечест­венными фирмами;

• ограничение различных видов государственной помощи (включая субсидирование со стороны государства и госу­дарственные закупки), а также особые требования по веде­нию финансовой и бухгалтерской отчетности, которые предъявляются к иностранным компаниям.

Реализация различных форм и методов регулирования между­народной торговли услугами в различных странах связана с при­нятием и использованием соответствующих нормативно-правовых актов, касающихся международной торговли услуг в целом и/или ее отдельных сегментов.

Так, в Российской Федерации основные общие положения по государственному регулированию внешнеторговой деятельности в области внешней торговли услугами определены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государствен­ного регулирования внешнеторговой деятельности». В данном за­коне указаны основные способы осуществления внешней торгов­ли услугами:

• с территории РФ на территорию иностранного государства;

• с территории иностранного государства на территорию РФ;

• на территории РФ иностранному заказчику услуг;

• на территории иностранного государства российскому за­казчику услуг;

• российским исполнителем услуг, не имеющим коммерчес­кого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

• иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммер­ческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени ино­странных лиц на территории Российской Федерации;

• российским исполнителем услуг путем коммерческого при­сутствия на территории иностранного государства;

• иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ.

Таким образом, в Законе предусмотрены все возможные вари­анты способов осуществления внешней торговли услугами.

Предусмотрено также положение о национальном режиме в от­ношении внешней торговли услугами. Иными словами, в законе зафиксировано положение о том, что иностранным исполнителям услуг может быть предоставлен режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным российским исполни­телям услуг и оказываемым ими на территории России услугам. Режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказы­ваемых ими на территории РФ услуг по сравнению с аналогичны­ми иностранными исполнителями услуг или оказываемыми ими услугами.

В Законе отмечается, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами ис­ходя из национальных интересов могут вводиться меры, затраги­вающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры:

• необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;

• необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и рас­тений;

• необходимы для выполнения международных обязательств РФ;

• необходимы для обеспечения обороны страны и безопас­ности государства;

• необходимы для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, защиты прав и законных интересов инвесторов, вкладчиков, держателей полисов, исполните­лей финансовых услуг;

• направлены на обеспечение равного или эффективного установления или сбора налогов в отношении иностранных исполнителей услуг и/или способов оказания услуг;

• являются мерами по реализации положений договора об избежании двойного налогообложения;

• необходимы для обеспечения соблюдения не противореча­щих положениям данного Федерального закона норматив­ных правовых актов РФ, касающихся в том числе предот­вращения и расследования преступления, а также судопро­изводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений; предотвращения недобросовестной практики или последствий невыполнения договоров, пред­метом которых является оказание услуг; защита от вмеша­тельства в частную жизнь отдельных лиц в отношении об­работки и распространения сведений личного характера и защиты конфиденциальной информации о личности и лич­ных счетах.

При этом в данном Законе отмечается, что указанные меры не должны приниматься или применяться способом, являющимся сред­ством произвольной или необоснованной дискриминации государств, либо представлять собой скрытые ограничения внешней торговли услугами. Положения данной статьи закона могут не применяться в отношении услуг, иностранных исполнителей услуг из иностранных государств или групп иностранных государств, с которыми у Россий­ской Федерации нет взаимных договорных обязательств о предостав­лении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляе­мый иным государствам или группам государств.

В течение достаточно продолжительного времени международ­ная торговля услугами регулировалась на двусторонней основе (между государствами, а также между государствами и иностран­ными фирмами, работающими в сфере услуг). Затем появились формы многостороннего регулирования, и регулирование между­народной торговли услугами перешло на региональный уровень.

В тех сегментах мирового рынка услуг, где страны между собой уже давно взаимодействуют, были созданы и действуют специали­зированные международные организации. К их числу можно от­нести, например, Международную организацию гражданской ави­ации — ИКАО (ICAO — International Civil Aviation Organization), Всемирную туристскую организацию (WTO — World Tourist Organization), Международную морскую организацию — ИМО (IMO — International Maritime Organization). В рамках ИКАО осуще­ствляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушно­го транспорта, аэродромов и т.д. Всемирная туристская организа­ция определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресто­ранов и другие вопросы обслуживания туристов. ИМО решает вопросы безопасности на море, загрязнения моря и т.д.

Ярким примером успешного регулирования международной торговли услугами на региональном уровне является ЕС, где в ре­зультате многолетнего сотрудничества были сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами, а во взаимоотношениях между странами действует принцип национального режима, в со­ответствии с которым фирмы-нерезиденты имеют на территории всех стран ЕС те же условия хозяйственной деятельности, что и фирмы-резиденты. Такой же принцип действует и в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговли (НАФТА). Однако наиболее высоким уровнем многостороннего регулирова­ния является уровень современной ВТО, в рамках которой дей­ствует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.