Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международный туризм и международные транспортные услуги в системе международных экономических отношений

 

 

14.1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ

Международный туризм — одна из важнейших отраслей международной торговли услугами. В то же время это одна из быс­трорастущих отраслей мировой экономики, один из наиболее при­быльных видов бизнеса, привлекающий крупные инвестиции, обеспечивающий растущую занятость и поступление доходов, в том числе и в государственные бюджеты стран. Фактически в со­временной мировой экономике формируются элементы глобаль­ной туристической системы, включающей международные сети отелей, воздушных, водных, наземных туристических перевозок и компьютерные системы бронирования мест.

Растущий спрос на туристические услуги во всем мире объяс­няется прежде всего социально-экономическими причинами (об­щий рост доходов и свободного времени, увеличение сроков опла­чиваемых отпусков, достаточный уровень пенсионного обеспече­ния, изменение в составе семей в направлении уменьшения количества детей и т.д.), а также прогрессом в развитии транспор­та, его удешевлении и доступности, снятием или ослаблением ва­лютных ограничений, либерализацией визового режима.

Как и другие отрасли экономики, международный туризм яв­ляется объектом как международного, так и национального регу­лирования. Ведущей межправительственной организацией, отве­чающей за развитие туризма, Генеральная Ассамблея ООН при­знала Всемирную туристскую организацию (World Tourist Organisation), которая действует с 1975 г. как преемница Междуна­родного союза официальных туристских организаций. Всемирная туристская организация включает следующие категории членства:

1) действительные члены (суверенные государства, в том числе Россия и большинство стран СНГ);

2) ассоциированные члены (территории, не несущие самостоятельной ответственности за свою внешнюю политику)

3) присоединившиеся члены (межправи­тельственные, негосударственные и коммерческие организации и объединения, действующие в сфере, представляющей интерес для туризма).

Всемирная туристская организация приняла ряд деклараций и других документов по организации международного туризма, включая Хартию по туризму и Кодекс поведения туриста (1985), издает статистические справочники и прогнозы, предлагает ин­формационные банки данных для туристического бизнеса. Ею за­фиксирован целый ряд важных для международного туризма по­нятий (таких как «туризм», «турист» и др.).

Туризм определяется как активный отдых, влияющий на укреп­ление здоровья и связанный с передвижением за пределы посто­янного места жительства. В международном туризме выделяются понятия «турист (посетитель)» и «экскурсант». Международный турист — это любое лицо, которое остается на территории другого государства не менее 24 часов, но не более одного года в оздорови­тельных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия в стране временного про­живания оплачиваемой деятельностью.

Таким определением проводится грань между туризмом и эко­номической миграцией. Статус туриста по международным согла­шениям создает для путешественника целый ряд льгот, которые состоят в упрощенном визовом режиме и скидках по оплате транс­портных услуг и проживания. Путешественник, который провел за границей менее 24 часов, считается экскурсантом, и эта катего­рия широко распространена прежде всего в странах Западной Ев­ропы и Восточного Средиземноморья.

Туризм представляет собой целый комплекс услуг, объединяе­мых в туристскую индустрию — совокупность гостиниц и иных средств временного размещения (мотели, кемпинги и т.д.), объек­тов общественного питания, объектов и средств развлечения, объ­ектов познавательного, делового, спортивного и иного назначения. Составной частью туристской индустрии выступает собственно туристический бизнес. В туристическом бизнесе действуют: а) тур­операторы — фирмы, производящие туристический продукт (тур) и б) турагенты — самостоятельные фирмы или агенты туроперато­ров, которые распространяют туристический продукт по письмен­ным соглашениям с туроператорами.

Туристская индустрия, важнейшим звеном которой выступают гостиницы и другие средства размещения, представляет собой ка­питалоемкую и трудоемкую отрасль. По оценке Всемирной турист­ской организации, к началу XXI в. на долю международного туриз­ма приходилось 11% мирового ВВП, 6% мирового экспорта товаров и услуг и около 10% рабочих мест, ежегодное общее число прибы­тий туристов по всем странам достигло 660 млн. При этом за 10 лет международный туризм (общее число прибытий туристов по всем странам) вырос в 1,5 раза. В 2000 г. этот показатель составлял 687 млн, а в 2005 г. — 806 млн. При этом поступления от междуна­родного туризма достигли в 2005 г. 680 млрд долл. (доход на одно прибытие — 840 долл., или 547 евро).

Все показатели международного туризма непрерывно растут и обгоняют по темпам роста мировой ВВП в целом. Это дает осно­вания для прогноза о превращении уже в начале XXI в. междуна­родного туризма в крупнейшую отрасль мировой экономики. Од­нако динамика путешествий очень чувствительна к конъюнктуре национальных экономик и мирового хозяйства в целом.

Международный туризм развивается неравномерно не только по годам, но и по регионам мира. В 2005 г. максимальное количе­ство посетителей приходилось на страны Европы (около 54,8%). На страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) приходилось более 19,3% посещений туристами мира, на Американский реги­он —16,6, на страны Африки — 4,6 и на Ближний Восток — 4,8%. В первую десятку стран по приему иностранных гостей входят: Франция, Испания, США, Китай, Италия, Великобритания, Мек­сика, Австрия. По величине доходов от иностранного туризма пер­вая десятка стран включает США, Испанию, Францию,Италию, Великобританию, Китай, Германию, Турцию, Австрию, Австра­лию. Наибольшее положительное сальдо туристского баланса име­ют Испания, Италия, Франция, Турция и Мексика, тогда как наи­большее отрицательное сальдо характерно для Германии, Японии, Великобритании и государств Северной Европы.

Туризм в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности» с изменениями, принятыми Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ. Закон определяет принципы госу­дарственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристического рынка в России, и порядок рацио­нального использования туристических ресурсов, т.е. природных, исторических, социально-культурных и иных объектов, которые способны удовлетворять духовные потребности туристов и содей­ствовать восстановлению и развитию их физических сил.

Все важнейшие понятия системы туризма, которые употребля­ются в его российской правовой базе, соответствуют общеприня­тым международным терминам. Закон выделяет туризм выездной (импорт туристических услуг) и туризм въездной (экспорт турис­тических услуг), которые в сумме составляют международный ту­ризм России. Кроме того, выделяются внутренний туризм (путе­шествия лиц, постоянно проживающих в РФ, по территории страны), а в его составе — туризм социальный и самодеятельный.

Законодательство определяет условия осуществления деятель­ности туристических операторов. Создается Единый федеральный реестр туроператоров. Все туроператоры должны иметь договор страхования гражданской ответственности перед клиентом и со­ответствующее финансовое обеспечение или банковские гарантии. Особо рассматриваются вопросы обеспечения безопасности турис­та и обеспечения его прав.

В СССР международный туризм был жестко монополизирован в рамках немногих организаций в соответствии с государственной монополией на внешнеэкономическую деятельность. Въездной (иностранный) туризм был сосредоточен в государственной орга­низации «Интурист», а выездной — в Центральном совете по ту­ризму и экскурсиям при Всесоюзном центральном совете профсо­юзов и Бюро международного молодежного туризма «Спутник» при ЦК ВЛКСМ, которые формально находились в собственности общественных организаций.

Быстрый рост международных поездок граждан произошел во второй половине 80-х гг. В этот период основной поток междуна­родного обмена осуществлялся между СССР и странами Централь­ной и Восточной Европы. Максимального объема международный туризм в России в условиях СССР достиг в 1989 г. (въезд туристов 2,3 млн человек, выезд — 2,2 млн). Международный туризм в Рос­сийской Федерации в 90-е гг. в целом стал более динамичным, чем в последние годы существования СССР в целом. Но даже в лучшие годы для международного туризма в России поток российских ту­ристов не составлял и 1% мирового (табл. 14.1).

Таблица 14.1

Международный туризм в Российской Федерации (без стран СНГ, тыс. человек)

 

Год Въездной туризм Выездной туризм
     
     
     
  171Б  
     
     
     
     
     
     

Источник: Статистический ежегодник Российской Федерации, 2006. С. 239;

Россия в цифрах, 2006. С.135.

 

В 2005 г., по данным Госкомстата России, число граждан Рос­сии, в качестве туристов выезжавших за рубеж, составило 6,4 млн человек. По сравнению с 2000 г. выездной туризм вырос в 1,5 раза. При этом россияне больше всего посещали следующие страны: Турцию, Китай, Египет, Германию, Испанию, Италию. Популяр­ностью пользуется также Франция, Польша, ОАЭ, Кипр, Таиланд. Первые места, которые занимают Китай, Польша, частично Тур­ция и ОАЭ, в очень большой степени связаны с «челночной» и приграничной торговлей, а не с оказанием туристических услуг в их классических формах. Из стран СНГ по выездному туризму ли­дирует Украина.

Во въездном туризме в России лидируют Германия, Китай, США, Польша, Финляндия, Италия.

Объемы международного туризма в России возрастали непре­рывно до 1997 г. включительно. Финансовый кризис 1998 г. резко сократил выездной туризм в страны вне СНГ. В то же время про­изошел всплеск внутреннего туризма, особенно на российское Чер­номорское побережье. Вырос и поток российских туристов в Укра­ину. Однако в 1999-2003 гг. выездной туризм снова начал расти.

Различные виды туризма в России развиваются по-разному. Общим является то обстоятельство, что туристская отрасль прива­тизирована, различные составные части индустрии туризма, в том числе гостиницы, санатории, пансионаты, базы отдыха и т.д., ста­ли объектами предпринимательской деятельности российских и иностранных юридических и физических лиц с очень небольшим участием государства. То же относится и к туристическим фир­мам — туроператорам и турагентствам. В обшей сложности в Рос­сии действуют несколько тысяч туристических фирм с преоблада­нием турагентств по выездному туризму.

Государство стремится поддерживать прежде всего въездной и внутренний туризм. Утверждена единая форма туристической пу­тевки, к которой прилагается стандартный пакет документов. Ту­ристические услуги сертифицированы.

Въездной туризм (экспорт туристических услуг) требует круп­ных инвестиций, прежде всего на строительство гостиниц и других средств размещения. Хотя в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи появились первоклассные гостиницы, в том числе и принадлежа­щие к известным международным гостиничным цепям «Холидей Инн», «Кемпински», «Мариотт», «Шератон», сохраняется нехват­ка гостиниц, обеспечивающих привычные условия комфорта и сервиса для иностранных туристов. Несоответствие в соотношении «цена — качество» в организации въездного туризма, недостатки в рекламе и маркетинге отечественного туризма, впечатление о Рос­сии как о криминальной стране, война в Чечне сдерживают рост въездного туризма в Россию. Как и все несырьевые экспортные отрасли экономики России, въездной туризм сталкивается с серь­езной конкуренцией на насыщенном международном рынке путе­шествий, несмотря на объективно существующие в стране бога­тейшие туристические ресурсы.

Большинство туристических фирм России работают на рынке выездного туризма в качестве турагентов. Для их образования не требуются крупные инвестиции. Рынок выездного туризма огра­ничен финансовыми возможностями клиентов. Выездной туризм конкурирует с внутренним, и значительное число организаций ту­ристического бизнеса сочетают эти виды туризма в своей деятель­ности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Генеральное Соглашение по торговле услугами | Международный рынок транспортных услуг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.