КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международный туризм и международные транспортные услуги в системе международных экономических отношений
14.1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ Международный туризм — одна из важнейших отраслей международной торговли услугами. В то же время это одна из быстрорастущих отраслей мировой экономики, один из наиболее прибыльных видов бизнеса, привлекающий крупные инвестиции, обеспечивающий растущую занятость и поступление доходов, в том числе и в государственные бюджеты стран. Фактически в современной мировой экономике формируются элементы глобальной туристической системы, включающей международные сети отелей, воздушных, водных, наземных туристических перевозок и компьютерные системы бронирования мест. Растущий спрос на туристические услуги во всем мире объясняется прежде всего социально-экономическими причинами (общий рост доходов и свободного времени, увеличение сроков оплачиваемых отпусков, достаточный уровень пенсионного обеспечения, изменение в составе семей в направлении уменьшения количества детей и т.д.), а также прогрессом в развитии транспорта, его удешевлении и доступности, снятием или ослаблением валютных ограничений, либерализацией визового режима. Как и другие отрасли экономики, международный туризм является объектом как международного, так и национального регулирования. Ведущей межправительственной организацией, отвечающей за развитие туризма, Генеральная Ассамблея ООН признала Всемирную туристскую организацию (World Tourist Organisation), которая действует с 1975 г. как преемница Международного союза официальных туристских организаций. Всемирная туристская организация включает следующие категории членства: 1) действительные члены (суверенные государства, в том числе Россия и большинство стран СНГ);
2) ассоциированные члены (территории, не несущие самостоятельной ответственности за свою внешнюю политику) 3) присоединившиеся члены (межправительственные, негосударственные и коммерческие организации и объединения, действующие в сфере, представляющей интерес для туризма). Всемирная туристская организация приняла ряд деклараций и других документов по организации международного туризма, включая Хартию по туризму и Кодекс поведения туриста (1985), издает статистические справочники и прогнозы, предлагает информационные банки данных для туристического бизнеса. Ею зафиксирован целый ряд важных для международного туризма понятий (таких как «туризм», «турист» и др.). Туризм определяется как активный отдых, влияющий на укрепление здоровья и связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. В международном туризме выделяются понятия «турист (посетитель)» и «экскурсант». Международный турист — это любое лицо, которое остается на территории другого государства не менее 24 часов, но не более одного года в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия в стране временного проживания оплачиваемой деятельностью. Таким определением проводится грань между туризмом и экономической миграцией. Статус туриста по международным соглашениям создает для путешественника целый ряд льгот, которые состоят в упрощенном визовом режиме и скидках по оплате транспортных услуг и проживания. Путешественник, который провел за границей менее 24 часов, считается экскурсантом, и эта категория широко распространена прежде всего в странах Западной Европы и Восточного Средиземноморья. Туризм представляет собой целый комплекс услуг, объединяемых в туристскую индустрию — совокупность гостиниц и иных средств временного размещения (мотели, кемпинги и т.д.), объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, спортивного и иного назначения. Составной частью туристской индустрии выступает собственно туристический бизнес. В туристическом бизнесе действуют: а) туроператоры — фирмы, производящие туристический продукт (тур) и б) турагенты — самостоятельные фирмы или агенты туроператоров, которые распространяют туристический продукт по письменным соглашениям с туроператорами.
Туристская индустрия, важнейшим звеном которой выступают гостиницы и другие средства размещения, представляет собой капиталоемкую и трудоемкую отрасль. По оценке Всемирной туристской организации, к началу XXI в. на долю международного туризма приходилось 11% мирового ВВП, 6% мирового экспорта товаров и услуг и около 10% рабочих мест, ежегодное общее число прибытий туристов по всем странам достигло 660 млн. При этом за 10 лет международный туризм (общее число прибытий туристов по всем странам) вырос в 1,5 раза. В 2000 г. этот показатель составлял 687 млн, а в 2005 г. — 806 млн. При этом поступления от международного туризма достигли в 2005 г. 680 млрд долл. (доход на одно прибытие — 840 долл., или 547 евро). Все показатели международного туризма непрерывно растут и обгоняют по темпам роста мировой ВВП в целом. Это дает основания для прогноза о превращении уже в начале XXI в. международного туризма в крупнейшую отрасль мировой экономики. Однако динамика путешествий очень чувствительна к конъюнктуре национальных экономик и мирового хозяйства в целом. Международный туризм развивается неравномерно не только по годам, но и по регионам мира. В 2005 г. максимальное количество посетителей приходилось на страны Европы (около 54,8%). На страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) приходилось более 19,3% посещений туристами мира, на Американский регион —16,6, на страны Африки — 4,6 и на Ближний Восток — 4,8%. В первую десятку стран по приему иностранных гостей входят: Франция, Испания, США, Китай, Италия, Великобритания, Мексика, Австрия. По величине доходов от иностранного туризма первая десятка стран включает США, Испанию, Францию,Италию, Великобританию, Китай, Германию, Турцию, Австрию, Австралию. Наибольшее положительное сальдо туристского баланса имеют Испания, Италия, Франция, Турция и Мексика, тогда как наибольшее отрицательное сальдо характерно для Германии, Японии, Великобритании и государств Северной Европы.
Туризм в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности» с изменениями, принятыми Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ. Закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристического рынка в России, и порядок рационального использования туристических ресурсов, т.е. природных, исторических, социально-культурных и иных объектов, которые способны удовлетворять духовные потребности туристов и содействовать восстановлению и развитию их физических сил. Все важнейшие понятия системы туризма, которые употребляются в его российской правовой базе, соответствуют общепринятым международным терминам. Закон выделяет туризм выездной (импорт туристических услуг) и туризм въездной (экспорт туристических услуг), которые в сумме составляют международный туризм России. Кроме того, выделяются внутренний туризм (путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, по территории страны), а в его составе — туризм социальный и самодеятельный. Законодательство определяет условия осуществления деятельности туристических операторов. Создается Единый федеральный реестр туроператоров. Все туроператоры должны иметь договор страхования гражданской ответственности перед клиентом и соответствующее финансовое обеспечение или банковские гарантии. Особо рассматриваются вопросы обеспечения безопасности туриста и обеспечения его прав. В СССР международный туризм был жестко монополизирован в рамках немногих организаций в соответствии с государственной монополией на внешнеэкономическую деятельность. Въездной (иностранный) туризм был сосредоточен в государственной организации «Интурист», а выездной — в Центральном совете по туризму и экскурсиям при Всесоюзном центральном совете профсоюзов и Бюро международного молодежного туризма «Спутник» при ЦК ВЛКСМ, которые формально находились в собственности общественных организаций.
Быстрый рост международных поездок граждан произошел во второй половине 80-х гг. В этот период основной поток международного обмена осуществлялся между СССР и странами Центральной и Восточной Европы. Максимального объема международный туризм в России в условиях СССР достиг в 1989 г. (въезд туристов 2,3 млн человек, выезд — 2,2 млн). Международный туризм в Российской Федерации в 90-е гг. в целом стал более динамичным, чем в последние годы существования СССР в целом. Но даже в лучшие годы для международного туризма в России поток российских туристов не составлял и 1% мирового (табл. 14.1). Таблица 14.1 Международный туризм в Российской Федерации (без стран СНГ, тыс. человек)
Источник: Статистический ежегодник Российской Федерации, 2006. С. 239; Россия в цифрах, 2006. С.135.
В 2005 г., по данным Госкомстата России, число граждан России, в качестве туристов выезжавших за рубеж, составило 6,4 млн человек. По сравнению с 2000 г. выездной туризм вырос в 1,5 раза. При этом россияне больше всего посещали следующие страны: Турцию, Китай, Египет, Германию, Испанию, Италию. Популярностью пользуется также Франция, Польша, ОАЭ, Кипр, Таиланд. Первые места, которые занимают Китай, Польша, частично Турция и ОАЭ, в очень большой степени связаны с «челночной» и приграничной торговлей, а не с оказанием туристических услуг в их классических формах. Из стран СНГ по выездному туризму лидирует Украина. Во въездном туризме в России лидируют Германия, Китай, США, Польша, Финляндия, Италия. Объемы международного туризма в России возрастали непрерывно до 1997 г. включительно. Финансовый кризис 1998 г. резко сократил выездной туризм в страны вне СНГ. В то же время произошел всплеск внутреннего туризма, особенно на российское Черноморское побережье. Вырос и поток российских туристов в Украину. Однако в 1999-2003 гг. выездной туризм снова начал расти. Различные виды туризма в России развиваются по-разному. Общим является то обстоятельство, что туристская отрасль приватизирована, различные составные части индустрии туризма, в том числе гостиницы, санатории, пансионаты, базы отдыха и т.д., стали объектами предпринимательской деятельности российских и иностранных юридических и физических лиц с очень небольшим участием государства. То же относится и к туристическим фирмам — туроператорам и турагентствам. В обшей сложности в России действуют несколько тысяч туристических фирм с преобладанием турагентств по выездному туризму. Государство стремится поддерживать прежде всего въездной и внутренний туризм. Утверждена единая форма туристической путевки, к которой прилагается стандартный пакет документов. Туристические услуги сертифицированы. Въездной туризм (экспорт туристических услуг) требует крупных инвестиций, прежде всего на строительство гостиниц и других средств размещения. Хотя в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи появились первоклассные гостиницы, в том числе и принадлежащие к известным международным гостиничным цепям «Холидей Инн», «Кемпински», «Мариотт», «Шератон», сохраняется нехватка гостиниц, обеспечивающих привычные условия комфорта и сервиса для иностранных туристов. Несоответствие в соотношении «цена — качество» в организации въездного туризма, недостатки в рекламе и маркетинге отечественного туризма, впечатление о России как о криминальной стране, война в Чечне сдерживают рост въездного туризма в Россию. Как и все несырьевые экспортные отрасли экономики России, въездной туризм сталкивается с серьезной конкуренцией на насыщенном международном рынке путешествий, несмотря на объективно существующие в стране богатейшие туристические ресурсы. Большинство туристических фирм России работают на рынке выездного туризма в качестве турагентов. Для их образования не требуются крупные инвестиции. Рынок выездного туризма ограничен финансовыми возможностями клиентов. Выездной туризм конкурирует с внутренним, и значительное число организаций туристического бизнеса сочетают эти виды туризма в своей деятельности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |