КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мировой рынок рабочей силы и тенденции его развития в начале XXI в
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ К началу XXI столетия международная миграция рабочей силы приобрела значительные масштабы, что отражает общее возрастание международной мобильности факторов производства в современной мировой экономике. В мировой миграционный процесс трудящихся вовлечены практически все страны. По данным ООН, в 2000 г. общее число международных мигрантов, т.е. лиц, проживающих за пределами страны происхождения, достигло 175 млн человек, более чем удвоившись по сравнению с 1970 г., что составляло примерно 3% населения планеты. При этом более половины из них являлись выходцами из развивающихся стран и 2/3 международных мигрантов находились в промышленно развитых странах. Для оценки и классификации международных мигрантов специалистами используются особые критерии. Однако в современном мире еще не существует действительно единой практики идентификации международных мигрантов, что затрудняет анализ этого сложного и динамичного процесса. Международная трудовая миграция понимается как эмиграция и иммиграция людей в трудоспособном возрасте с целью получения работы вне своей страны проживания в течение определенного периода времени. В ее основе лежит действие двух основных факторов: 1) усиление интернационализации экономической жизни в принципе (что объективно ведет к возрастанию международной мобильности всех факторов производства, в данном случае — рабочей силы); 2) усиление неравномерности развития мировой экономики, когда возрастание масштабов международной трудовой миграции становится следствием определенных диспропорций в развитии мировой экономики. Этот процесс особенно активно развивался в последние десятилетия XX в., когда перемещения рабочих через государственные границы стали приобретать массовый характер, превратились в один из важных составных элементов функционирования мирового хозяйства. После Второй мировой войны и развала колониальной системы определилось главное направление перемещения трудовых ресурсов: из трудоизбыточных районов Азии и Африки—в Западную Европу. По своей численности оно превзошло направление миграций в Северную Америку и другие регионы. Именно в эти годы окончательно сформировался международный рынок труда.
В 70-е гг. центром притяжения рабочей силы стали богатые нефтедобывающие страны Арабского Востока. В середине 80-х гг. численность иммигрантов во многих из них превышала численность коренного населения. В отличие от индустриальных стран политика этих государств противоречива. Они стремятся использовать иммигрантов для индустриализации и модернизации, допуская при этом прирост излишнего населения. Предпочтение отдается импорту рабочих из отдаленных государств, которые практически не ассимилируются и не пытаются получить новое место жительства, а труд их ценится намного дешевле, чем труд иммигрантов из соседних арабских государств. Для конца 80-х — начала 90-х гг. были характерны кардинальные политические и экономические изменения, особенно в государствах Центральной и Восточной Европы, которые наряду с открытием границ и новыми подходами во взаимоотношениях Востока и Запада вызвали к жизни мощные миграционные потоки. В 80—90-е гг. наряду с Западной Европой возникают и другие центры притяжения иностранных рабочих, появление которых знаменует новые моменты в международных миграциях, а именно — трудовую миграцию из одних развивающихся государств в другие, перемещение иностранной рабочей силы из более развитых в менее развитые страны, что в целом не характерно для международных миграций в прошлом. Такие центры образовались на Ближнем и Среднем Востоке (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Ливия, Ирак и др.), в Латинской Америке (Аргентина, Венесуэла, Бразилия), в Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Япония) и на юге Африки (ЮАР).
Ввозимый и вывозимый труд имеет важное значение для современной мировой экономики. Есть значительное число стран, чья внутриэкономическая жизнь и внешнеэкономические связи находятся в сильной зависимости от международной трудовой миграции. Это, например, страны Средиземноморского бассейна (Турция, Греция, бывшая Югославия, Испания, Алжир, Египет, Сирия и др.), страны Африки (Судан, Сомали, Эфиопия и др.), Азии (Индия, Пакистан, Йемен, Иордания, Таиланд), Латинской Америки (прежде всего Мексика) и Карибского бассейна. В некоторых случаях 20% и более их трудоспособного населения находит себе занятие в других государствах. Денежные переводы эмигрантов являются существенным, а иногда и основным источником поступления твердой валюты в данные страны, а регулируемый выезд на работу за границу снижает напряженность на национальном рынке труда. С другой стороны, использование иностранной рабочей силы давно стало непременным условием нормального процесса воспроизводства в целом ряде стран. К началу XXI в. нетто-иммигра-ция обеспечивала в развитых странах мира 56% демографического прироста, в том числе в Европе — 89%. В основных странах иммиграции иммигранты составляли от 5 до 20% населения и от 10 до 25% его экономически активной части. К числу стран, где иностранные рабочие составляют существенную часть занятого населения, можно отнести страны Западной Европы, особенно Германию, Францию, Бельгию, Швейцарию, в Африке — ЮАР, Ливию, в Азии — арабские нефтедобывающие государства. Среди новых центров притяжения иностранной рабочей силы такие латиноамериканские страны, как Аргентина, Венесуэла, Бразилия, в регионе Юго-Восточной Азии — Сингапур, Гонконг. Специфическим центром притяжения иностранной рабочей силы является Израиль, где этот процесс осуществляется на этнической основе. Данные по использованию иностранной рабочей силы весьма показательны. Например, в Австралии в 2000 г. иностранные рабочие составляли 24,5% всей рабочей силы в стране; в Канаде — 19,1%; в Швейцарии — 18,3; в США — 12,4; в Австрии и Бельгии — по 9,8; в Германии — 8,8%. В арабских нефтедобывающих государствах зоны Персидского залива, а также в Ливии иностранные рабочие и специалисты играют столь большую роль, что их удаление привело бы к параличу всех основных сфер жизнедеятельности. В странах Ближнего Востока иммигранты составляли в конце 90-х гг. свыше 70% населения (для сравнения: в 1950 г. — лишь 5%). А доля трудящихся-иностранцев среди работающего населения оказывается существенно больше: например, в Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах — более 90%).
В составе иммигрантов нередко преобладают национальные группы, этнически далеко отстоящие от основной части населения принимающей иммигрантов страны. Так, среди пришлых жителей ФРГ это турки, во Франции — марокканцы и алжирцы, в США мексиканцы, в Финляндии — россияне. Большинство иностранных рабочих стремятся найти работу в соседних странах. Преобладающую их долю составляют временные рабочие, приезжающие на заработки в определенный сезон или на определенный период времени в связи с возникновением необходимости в специалистах той или иной квалификации. Многие развитые страны предоставляют иностранцам право на получение временной работы в соответствии с заключенным контрактом, а также возможность повысить свою квалификацию. Межконтинентальная миграция все более начинает замещаться внутриконтинентальной. Хотя пока нет точных статистических данных, общепризнанно, что значительная часть рабочих-иммигрантов в Западной Европе сейчас прибывает из восточноевропейского региона, в том числе из России. Фактором, сдерживающим рост трудовой миграции из развивающихся стран, стало существенное расширение экспорта предпринимательского капитала из высокоразвитых стран в менее развитые. Импортируемый капитал создает дополнительные производственные мощности и новые рабочие места в странах — экспортерах рабочей силы, что ослабляет стремление людей к выезду на работу за границу. Такое же влияние оказывают иностранные государственные и частные долгосрочные кредиты менее развитым странам.
Существенное воздействие на процессы международной трудовой миграции оказывает деятельность современных ТНК, формирующих свои собственные внутренние (так называемые интернальные) рынки. В соответствии с докладом ЮНКТАД о мировых инвестициях 2007 г. за период с 1990 по 2006 г. численность занятых в зарубежных филиалах ТНК возросла почти в 3 раза — с 25,1 млн человек до 72,6 млн человек. Самое большое число работников имели в 2006 г. зарубежные филиалы в Китае: по данным министерства торговли этой страны, их насчитывалось 24 млн. Наряду с ярко выраженными экономическими причинами (деятельность ТНК и глобализация экономических связей, технологический прогресс, либерализация перемещения товаров и капиталов) возникли и усилились политические, социальные и демографические факторы, которые в той или иной степени содействовали переменам места жительства на определенное время или навсегда. Трудовая миграция превратилась в сложный и многофакторный процесс перемещения населения. Это обострило политические и социально-экономические проблемы в странах ЕС, вызвало к жизни волну антииммиграционных настроений. Остро встала проблема нелегальной иммиграции и проникновения на Запад организованной преступности с Востока. Рост масштабов международной миграции и особенно рост масштабов нелегальной международной миграции объективно поставили вопрос об усилении роли государств в регулировании данного процесса, а также о межгосударственном, многостороннем регулировании. Правительство каждой страны вправе самостоятельно определять направления и цели миграционной политики при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции. С этой целью во многих странах мира разработаны и приняты соответствующие законодательные, нормативно-правовые акты о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, действуют национально-государственные органы или службы иммиграции (такие службы, как правило, создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел). Вместе с тем государственный аппарат регулирования миграционных потоков нередко оказывается громоздким и недостаточно мобильным, он далеко не всегда оперативно реагирует на разворачивающиеся в данной области процессы. Поэтому во многих странах получили развитие фирмы, занимающиеся частным посредничеством в сфере международной миграции. Для нормализации решения вопросов международной миграции в межгосударственном плане важную роль играют правовые стандарты, закрепленные в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны признают приоритет норм международного права над национальным законодательством. Это имеет большое значение как для самой страны с точки зрения ее включения в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права существенно расширяются. Международно-правовую основу для внешней трудовой миграции составляют Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные пакты о гражданских, политических и других правах 1966 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 1986 г. представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Серьезное внимание правовым вопросам трудовой миграции уделяет Международная организация труда — MOT {International Labour Organisation — ILO). Странами ОЭСР создана специальная служба — Система постоянного наблюдения за миграцией, задачей которой является координация деятельности национальных иммиграционных управлений. Входящие в ОЭСР страны активно участвуют в выработке совместной миграционной политики с целью воздействия на потоки трудовой миграции, чтобы свести к минимуму ее негативные последствия для экономики отдельных стран и мировой экономики в целом. Одним из направлений этой политики стало заключение межправительственных соглашений о найме рабочей силы между странами-экспортерами и странами-импортерами, которые должны соответствовать международным конвенциям о защите прав трудящихся-мигрантов. В них оговариваются условия и сроки пребывания мигрантов в принимающей стране, а также другие моменты, призванные защитить интересы мигрантов. В 90-е гг. начался виток ужесточения иммиграционного законодательства в странах Запада. Во-первых, страны-реципиенты резко ограничили въезд иностранных граждан, сохраняя определенные исключения для квалифицированных кадров, во-вторых, стали материально поощрять отъезд иностранных рабочих, а в ряде случаев — прибегать и к насильственному выселению. При наличии иммиграционных ограничений и одновременно нехватке рабочей силы промышленно развитые страны нередко идут по пути строительства предприятий за рубежом и экспорта рабочих мест. В некоторых западноевропейских государствах были созданы курсы по реадаптации иммигрантов к условиям труда на их родине. Эти меры принесли свои результаты, численность иммигрантов в ряде стран Западной Европы из стран Востока уменьшилась. Позднее, однако, она опять начала возрастать. Законы в области миграции, принимаемые ведущими развитыми странами с рыночной экономикой, носят в значительной степени конъюнктурный характер. Фактически они гарантируют приток рабочей силы лишь в период экономического подъема, когда крупный капитал испытывает острую нехватку наемных работников. Ухудшение экономической конъюнктуры неизбежно приводит к ужесточению иммиграционного законодательства. Особой привилегией неизменно пользуются специалисты высшей квалификации. «Утечка умов» {«brain drain») охватила практически все развивающиеся страны, включая те, которым подготовка специалистов обходится особенно дорого и которые чрезвычайно в них нуждаются, а также многие страны с переходной экономикой. Так, более 18% работающих в сфере информационных технологий США — иностранцы. Индийские специалисты, не уступающие местным работникам по уровню профессиональной квалификации, но получающие по сравнению с ними существенно меньшую зарплату, используются даже для модернизации компьютерной сети президента в Белом доме. Проведенное в конце 90-х гг. обследование научных работников и инженеров с высоким статусом, работающих в США, выявило среди них чрезвычайно высокую долю иммигрантов. Иностранное происхождение имели 60% авторов наиболее цитируемых трудов по физике и 30% — по другим естественным наукам. Примерно четверть основателей или президентов компаний в области биотехнологии были также уроженцами других стран. Для мигрантов с высоким уровнем квалификации упрощены многие процедуры, связанные с переездом и оформлением документов, проще решается проблема воссоединения с семьей. Особенностью международной миграции рабочей силы последних лет стал возросший поток юристов, врачей, архитекторов, преподавателей, а также лиц свободных профессий. Особенно привлекательны для мигрантов такого рода США, страны ЕС, Австралия. В последнее десятилетие возросла иммиграция высококвалифицированных специалистов в такие азиатские страны, как Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Гонконг, Китай, что связано с их быстрым экономическим развитием. В 90-е гг. основным методом регулирования рабочей силы стал и, видимо, останется в будущем, контроль за количеством мигрантов, прибывших в страну по контракту. Главными целями разработки и реализации мер, связанных с использованием иностранной рабочей силы, являются необходимость защиты национального рынка труда от неконтролируемого притока рабочих-мигрантов и обеспечение рационального использования иностранных рабочих. Руководствуясь этими целями, практически все государства ограничивают проникновение на свою территорию иностранной рабочей силы, используя для этого сложную систему административных, организационно-правовых и экономических рычагов. Во всех развитых странах имеются государственные органы, на которые возложено решение проблем трудовой миграции. Законодательство четко регламентирует взаимоотношения рабочего-мигранта с местным работодателем и государственными ведомствами. Процедурные различия в отдельных странах связаны с особенностями их институциональной структуры. Одной из важных форм регулирования импорта рабочей силы выступают международные соглашения, цель которых — упорядочить процесс трудовой иммиграции введением соответствующих квот. Существует система норм, опираясь на которую, уполномоченные ведомства принимающих стран регулируют импорт рабочей силы. К ним относятся правительственные постановления, президентские указы, министерские декреты, иммиграционные акты, специальные положения по трудовой иммиграции, соответствующие статьи трудового законодательства и уголовного кодекса. Трудоустройство иностранцев за границей основано на контрактной системе, которая формулирует основные требования к качеству рабочей силы. Для подавляющего большинства профессий необходимы квалификационные документы в виде диплома об образовании. Выдвигаются также требования к профессиональному опыту, устанавливаются возрастные ограничения, учитывается состояние здоровья. Вводится соотношение между иностранными и местными работниками на предприятиях принимающей стороны. Оговаривается срок пребывания и работы в принимающей стране, по истечении которого мигранты должны ее покинуть. Регулирование также осуществляется путем прямого ограничения некоторых видов деятельности либо косвенных запретов, когда выделяют приоритетные экономические сектора. Страны-импортеры в области трудовой миграции для решения вопросов репатриации и дальнейшей адаптации возвращающихся на родину рабочих осуществляют программы их материального стимулирования, облегчения интеграции в экономику страны, стимулирования развития стран происхождения и районов массовой миграции. Международная миграция и ее правовое оформление в перспективе будут продолжаться. Все большая часть рабочей силы, поступая на мировой рынок, становится товаром глобального масштаба. Регулирование ее потоков и ее цена все чаще определяются не от-' дельными государствами и ТНК, а общим развитием мирового рынка. Формирование международного рынка труда становится важным фактором (и одновременно составляющей) процесса экономической глобализации. Причины международной миграции рабочей силы в значительной степени связаны с безработицей, т.е. вынужденной незанятостью, возникающей вследствие превышения предложения труда над спросом. В развитых странах уровень безработицы составляет в среднем 5—10% (в странах ОЭСР в 2001 г. — 6,5%), в развивающихся — до 80%. Основными видами безработицы являются: • фрикционная — связана с профессиональными, возрастными, региональными перемещениями работников. Это лица наемного труда, которые, покинув предыдущее место работы, находятся в процессе перехода на новое место. Отличительный признак этого вида безработицы — добровольность и небольшая продолжительность; • структурная — является результатом изменений в технологии, технике и структуре производства, а также потребительского спроса. Этот вид носит, как правило, долговременный характер, требует дополнительных затрат на переквалификацию, а иногда и на перемену места жительства; • циклическая — обусловлена неравномерным характером воспроизводственного процесса в рыночной экономике: она увеличивается в период кризиса и снижается в условиях подъема экономики. Особенно возрастает такая безработица при переходе к новым способам производства на основе революционных сдвигов в его организации и технологии. Рынок трудовых ресурсов не вполне сопоставим с рынками других ресурсов. Труд, в отличие от других товаров, не подвергается хранению, он выступает в качестве фактора производства других товаров и связан со сложным комплексом социальных отношений. Непросто оценить потенциал работника, к тому же его квалификация приобретается не только до прихода на рынок труда, но и на производстве, а производительность труда можно повысить различными методами мотивации. Вдобавок возможности работника во многих случаях зависят от коллективных усилий. Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, во многих отношениях представляет собой специфический рынок. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные, социально-психологические, не всегда имеющие отношение к зарплате. Ввиду этого он постоянно подвергается воздействию со стороны государства, корпораций, профсоюзов и международных организаций — МОТ и др. Функционально-организационная структура рынка труда в условиях развитой рыночной экономики включает в себя следующие элементы: общие принципы государственной политики в области занятости и безработицы, систему подготовки кадров, систему найма, контрактную систему, фонды поддержки безработных, систему переподготовки и переквалификации, биржи труда, правовое регулирование занятости. Усиление международной миграции находит отражение в ряде показателей. В 1970 г. было 39 стран, где эмигранты составляли более 1% занятых, в 1995 г. таких стран было 67, а в 2000 г. — 72. Растет число стран, которые одновременно экспортируют и импортируют рабочую силу. Международная трудовая миграция, таким образом, играет все более заметную роль в функционировании мирового хозяйства. Формированию международного рынка труда способствовало углубление международного разделения труда. Его развитие — объективный результат возрастания мобильности двух главных факторов производства — труда и капитала. Капитал предъявляет растущий спрос не только на рабочую силу страны своего базирования, но и на иностранную, которая при прочих равных условиях может обладать рядом преимуществ (дисциплинированность, относительно невысокая стоимость). Такой спрос реально проявил себя тогда, когда возник массированный экспорт частного производственного капитала и началось создание им в других странах предприятий с использованием местной рабочей силы, начали складываться более или менее целостные международные воспроизводственные комплексы. Серьезным фактором формирования мирового рынка труда стали возросшая способность и стремление рабочей силы к межрегиональным и межотраслевым передвижениям. Помимо чисто экономических здесь действуют и иные мотивы: поиск более высокого социального статуса и возможности самоутверждения; неудовлетворенность общими условиями проживания в своих странах (например, «экологические беженцы»); бегство из зон этнической напряженности и военных конфликтов. Таким образом, международная трудовая миграция — объективный многогранный процесс, в основе которого лежат как экономические, так и внеэкономические факторы. Стране-донору (экспортеру рабочей силы) она приносит некоторые преимущества: 1. Сокращаются безработица и расходы по ее социальному обслуживанию. 2. Граждане, работающие за рубежом, приобретают более высокую квалификацию и переводят часть своего дохода на родину, улучшая платежный баланс страны. 3. Эмигрантами нередко осуществляется личное инвестирование в отечественную экономику (путем покупки средств производства, земли, недвижимости, ценных бумаг и т.д. у себя на родине). 4. Часть эмигрантов возвращается домой, привозя с собой капитал, достаточный для начала предпринимательской деятельности. В результате в относительно менее развитых странах возникают малые и средние фирмы, оживляется предпринимательская деятельность. 5. Государство (страна — экспортер рабочей силы) получает налоги с прибыли фирм-посредников, работающих в данной сфере деятельности. 6. Страны-экспортеры получают валютные поступления от стран — импортеров рабочей силы, идущие на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу, на образование и т.д. Кроме этих элементов общего эффекта для экономики страны — экспортера рабочей силы есть и прямые платежи в государственный бюджет, которые вносят в виде налогов эмигранты (если это оговорено в законодательстве или межправительственных соглашениях). Например, в Турции молодые эмигранты вносят в государственный бюджет специальные платежи за отсрочку от военной службы. В целом же реальные поступления от международной миграции в национальную экономику страны — экспортера рабочей силы оказывается часто весьма значительными. К отрицательным последствиям трудовой эмиграции относятся следующие: 1. Рабочая сила, на воспроизводство которой были затрачены национальные ресурсы, создает ВВП не у себя дома, а за рубежом. 2. За границу уходит наиболее конкурентоспособная и предприимчивая часть населения, ослабляя тем самым национальную экономику. Отток научно-технической интеллигенции (утечка мозгов) отрицательно влияет на научный и образовательный потенциал страны. 3. Массовый отъезд молодых людей, преимущественно мужчин, отрицательным образом отражается на демографической ситуации. Для стран — импортеров («реципиентов») рабочей силы трудовая миграция также имеет как положительные стороны (привлечение дешевой рабочей силы, снижение собственных расходов на обучение работников и их социальную защиту, обеспечение занятости в отраслях, нуждающихся в рабочей силе низкой квалификации), так и отрицательные (повышение социальной напряженности, частые правонарушения — нередко на почве межнациональных конфликтов, и др.). В ситуации, когда процессы эмиграции и реэмиграции для страны уже сформировались и стали «нормой» экономического развития, все большая часть рабочей силы «прокачивается» через зарубежные рынки рабочей силы. В целом же в мировой экономике формируются элементы более общего — мирового процесса интернационализации воспроизводства рабочей силы. Он дополняет процессы либерализации международной торговли товарами, услугами, международного перелива капитала, формирования общемировой информационной системы. Характерно при этом, что в рамках современной системы международного разделения труда часто не возникает необходимости прямой (непосредственной) международной миграции рабочей силы. Во многих случаях специалисты, рабочие остаются на своих местах, но оказываются при этом включенными в международный рынок труда. Это относится, например, к программистам, работающим в рамках мировых информационных систем, специалистам и рабочим в рамках систем международного производства (здесь оплата труда и другие аспекты формируются уже не по национальным критериям, а по критериям мирового рынка). Дальнейшая трансформация основных миграционных потоков в мире будет в значительной степени происходить под влиянием международного сотрудничества в данной сфере, миграционной политики как отдельных стран, так и их торгово-экономических союзов и интеграционных группировок, а также изменений в стратегии ТНК. Все большее воздействие на указанный процесс будет оказывать глобализация мировой экономики. Все эти процессы должна учитывать в своей миграционной политике начала XXI в. и Россия.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |