Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировой рынок рабочей силы и тенденции его развития в начале XXI в

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

К началу XXI столетия международная миграция рабочей силы приобрела значительные масштабы, что отражает общее воз­растание международной мобильности факторов производства в современной мировой экономике. В мировой миграционный про­цесс трудящихся вовлечены практически все страны. По данным ООН, в 2000 г. общее число международных мигрантов, т.е. лиц, проживающих за пределами страны происхождения, достигло 175 млн человек, более чем удвоившись по сравнению с 1970 г., что составляло примерно 3% населения планеты. При этом более по­ловины из них являлись выходцами из развивающихся стран и 2/3 международных мигрантов находились в промышленно разви­тых странах.

Для оценки и классификации международных мигрантов спе­циалистами используются особые критерии. Однако в современ­ном мире еще не существует действительно единой практики иден­тификации международных мигрантов, что затрудняет анализ этого сложного и динамичного процесса. Международная трудовая миграция понимается как эмиграция и иммиграция людей в тру­доспособном возрасте с целью получения работы вне своей страны проживания в течение определенного периода времени. В ее осно­ве лежит действие двух основных факторов:

1) усиление интернационализации экономической жизни в принципе (что объективно ведет к возрастанию международной мобильности всех факторов производства, в данном случае — ра­бочей силы);

2) усиление неравномерности развития мировой экономики, когда возрастание масштабов международной трудовой миграции становится следствием определенных диспропорций в развитии мировой экономики.

Этот процесс особенно активно развивался в последние деся­тилетия XX в., когда перемещения рабочих через государственные границы стали приобретать массовый характер, превратились в один из важных составных элементов функционирования мирово­го хозяйства. После Второй мировой войны и развала колониаль­ной системы определилось главное направление перемещения трудовых ресурсов: из трудоизбыточных районов Азии и Афри­ки—в Западную Европу. По своей численности оно превзошло направление миграций в Северную Америку и другие регионы. Именно в эти годы окончательно сформировался международный рынок труда.

В 70-е гг. центром притяжения рабочей силы стали богатые неф­тедобывающие страны Арабского Востока. В середине 80-х гг. чис­ленность иммигрантов во многих из них превышала численность коренного населения. В отличие от индустриальных стран поли­тика этих государств противоречива. Они стремятся использовать иммигрантов для индустриализации и модернизации, допуская при этом прирост излишнего населения. Предпочтение отдается импорту рабочих из отдаленных государств, которые практически не ассимилируются и не пытаются получить новое место житель­ства, а труд их ценится намного дешевле, чем труд иммигрантов из соседних арабских государств.

Для конца 80-х — начала 90-х гг. были характерны кардиналь­ные политические и экономические изменения, особенно в госу­дарствах Центральной и Восточной Европы, которые наряду с от­крытием границ и новыми подходами во взаимоотношениях Вос­тока и Запада вызвали к жизни мощные миграционные потоки.

В 80—90-е гг. наряду с Западной Европой возникают и другие центры притяжения иностранных рабочих, появление которых знаменует новые моменты в международных миграциях, а имен­но — трудовую миграцию из одних развивающихся государств в другие, перемещение иностранной рабочей силы из более развитых в менее развитые страны, что в целом не характерно для междуна­родных миграций в прошлом. Такие центры образовались на Ближнем и Среднем Востоке (Саудовская Аравия, Бахрейн, Ку­вейт, Ливия, Ирак и др.), в Латинской Америке (Аргентина, Вене­суэла, Бразилия), в Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Япония) и на юге Африки (ЮАР).

Ввозимый и вывозимый труд имеет важное значение для совре­менной мировой экономики. Есть значительное число стран, чья внутриэкономическая жизнь и внешнеэкономические связи нахо­дятся в сильной зависимости от международной трудовой мигра­ции. Это, например, страны Средиземноморского бассейна (Тур­ция, Греция, бывшая Югославия, Испания, Алжир, Египет, Сирия и др.), страны Африки (Судан, Сомали, Эфиопия и др.), Азии (Ин­дия, Пакистан, Йемен, Иордания, Таиланд), Латинской Америки (прежде всего Мексика) и Карибского бассейна. В некоторых слу­чаях 20% и более их трудоспособного населения находит себе за­нятие в других государствах. Денежные переводы эмигрантов яв­ляются существенным, а иногда и основным источником поступ­ления твердой валюты в данные страны, а регулируемый выезд на работу за границу снижает напряженность на национальном рын­ке труда.

С другой стороны, использование иностранной рабочей силы давно стало непременным условием нормального процесса вос­производства в целом ряде стран. К началу XXI в. нетто-иммигра-ция обеспечивала в развитых странах мира 56% демографического прироста, в том числе в Европе — 89%. В основных странах иммиг­рации иммигранты составляли от 5 до 20% населения и от 10 до 25% его экономически активной части. К числу стран, где ино­странные рабочие составляют существенную часть занятого насе­ления, можно отнести страны Западной Европы, особенно Герма­нию, Францию, Бельгию, Швейцарию, в Африке — ЮАР, Ливию, в Азии — арабские нефтедобывающие государства. Среди новых центров притяжения иностранной рабочей силы такие латиноаме­риканские страны, как Аргентина, Венесуэла, Бразилия, в регионе Юго-Восточной Азии — Сингапур, Гонконг. Специфическим цен­тром притяжения иностранной рабочей силы является Израиль, где этот процесс осуществляется на этнической основе.

Данные по использованию иностранной рабочей силы весьма показательны. Например, в Австралии в 2000 г. иностранные ра­бочие составляли 24,5% всей рабочей силы в стране; в Канаде — 19,1%; в Швейцарии — 18,3; в США — 12,4; в Австрии и Бель­гии — по 9,8; в Германии — 8,8%. В арабских нефтедобывающих государствах зоны Персидского залива, а также в Ливии иностран­ные рабочие и специалисты играют столь большую роль, что их удаление привело бы к параличу всех основных сфер жизнеде­ятельности. В странах Ближнего Востока иммигранты составляли в конце 90-х гг. свыше 70% населения (для сравнения: в 1950 г. — лишь 5%). А доля трудящихся-иностранцев среди работающего населения оказывается существенно больше: например, в Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах — более 90%).

В составе иммигрантов нередко преобладают национальные группы, этнически далеко отстоящие от основной части населения принимающей иммигрантов страны. Так, среди пришлых жителей ФРГ это турки, во Франции — марокканцы и алжирцы, в США мексиканцы, в Финляндии — россияне.

Большинство иностранных рабочих стремятся найти работу в соседних странах. Преобладающую их долю составляют временные рабочие, приезжающие на заработки в определенный сезон или на определенный период времени в связи с возникновением необхо­димости в специалистах той или иной квалификации. Многие раз­витые страны предоставляют иностранцам право на получение временной работы в соответствии с заключенным контрактом, а также возможность повысить свою квалификацию.

Межконтинентальная миграция все более начинает замещаться внутриконтинентальной. Хотя пока нет точных статистических данных, общепризнанно, что значительная часть рабочих-иммиг­рантов в Западной Европе сейчас прибывает из восточноевропей­ского региона, в том числе из России.

Фактором, сдерживающим рост трудовой миграции из развива­ющихся стран, стало существенное расширение экспорта предпри­нимательского капитала из высокоразвитых стран в менее развитые. Импортируемый капитал создает дополнительные производствен­ные мощности и новые рабочие места в странах — экспортерах ра­бочей силы, что ослабляет стремление людей к выезду на работу за границу. Такое же влияние оказывают иностранные государствен­ные и частные долгосрочные кредиты менее развитым странам.

Существенное воздействие на процессы международной трудо­вой миграции оказывает деятельность современных ТНК, форми­рующих свои собственные внутренние (так называемые интернальные) рынки. В соответствии с докладом ЮНКТАД о мировых ин­вестициях 2007 г. за период с 1990 по 2006 г. численность занятых в зарубежных филиалах ТНК возросла почти в 3 раза — с 25,1 млн человек до 72,6 млн человек. Самое большое число работников имели в 2006 г. зарубежные филиалы в Китае: по данным минис­терства торговли этой страны, их насчитывалось 24 млн.

Наряду с ярко выраженными экономическими причинами (дея­тельность ТНК и глобализация экономических связей, технологи­ческий прогресс, либерализация перемещения товаров и капиталов) возникли и усилились политические, социальные и демографиче­ские факторы, которые в той или иной степени содействовали пе­ременам места жительства на определенное время или навсегда.

Трудовая миграция превратилась в сложный и многофакторный процесс перемещения населения. Это обострило политические и социально-экономические проблемы в странах ЕС, вызвало к жиз­ни волну антииммиграционных настроений. Остро встала пробле­ма нелегальной иммиграции и проникновения на Запад организован­ной преступности с Востока.

Рост масштабов международной миграции и особенно рост мас­штабов нелегальной международной миграции объективно поста­вили вопрос об усилении роли государств в регулировании данного процесса, а также о межгосударственном, многостороннем регули­ровании. Правительство каждой страны вправе самостоятельно определять направления и цели миграционной политики при раз­работке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции. С этой целью во многих странах мира разработаны и приняты соответствующие законодательные, нормативно-правовые акты о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, действуют национально-государственные органы или службы иммиграции (такие службы, как правило, создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел).

Вместе с тем государственный аппарат регулирования миграци­онных потоков нередко оказывается громоздким и недостаточно мобильным, он далеко не всегда оперативно реагирует на развора­чивающиеся в данной области процессы. Поэтому во многих стра­нах получили развитие фирмы, занимающиеся частным посредни­чеством в сфере международной миграции.

Для нормализации решения вопросов международной мигра­ции в межгосударственном плане важную роль играют правовые стандарты, закрепленные в документах международных организа­ций. Ратифицируя международные конвенции, страны признают приоритет норм международного права над национальным зако­нодательством. Это имеет большое значение как для самой страны с точки зрения ее включения в мировое сообщество, так и для миг­рантов, чьи права существенно расширяются.

Международно-правовую основу для внешней трудовой мигра­ции составляют Всеобщая декларация прав человека 1948 г., меж­дународные пакты о гражданских, политических и других правах 1966 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотруд­ничеству в Европе 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 1986 г. представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Конвенция ООН о за­щите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Серьез­ное внимание правовым вопросам трудовой миграции уделяет Международная организация труда — MOT {International Labour Organisation — ILO).

Странами ОЭСР создана специальная служба — Система по­стоянного наблюдения за миграцией, задачей которой является координация деятельности национальных иммиграционных уп­равлений. Входящие в ОЭСР страны активно участвуют в выработ­ке совместной миграционной политики с целью воздействия на потоки трудовой миграции, чтобы свести к минимуму ее негатив­ные последствия для экономики отдельных стран и мировой эко­номики в целом. Одним из направлений этой политики стало за­ключение межправительственных соглашений о найме рабочей силы между странами-экспортерами и странами-импортерами, которые должны соответствовать международным конвенциям о защите прав трудящихся-мигрантов. В них оговариваются условия и сроки пребывания мигрантов в принимающей стране, а также другие моменты, призванные защитить интересы мигрантов.

В 90-е гг. начался виток ужесточения иммиграционного зако­нодательства в странах Запада. Во-первых, страны-реципиенты резко ограничили въезд иностранных граждан, сохраняя опреде­ленные исключения для квалифицированных кадров, во-вторых, стали материально поощрять отъезд иностранных рабочих, а в ряде случаев — прибегать и к насильственному выселению.

При наличии иммиграционных ограничений и одновременно нехватке рабочей силы промышленно развитые страны нередко идут по пути строительства предприятий за рубежом и экспорта рабочих мест. В некоторых западноевропейских государствах были созданы курсы по реадаптации иммигрантов к условиям труда на их родине. Эти меры принесли свои результаты, численность им­мигрантов в ряде стран Западной Европы из стран Востока умень­шилась. Позднее, однако, она опять начала возрастать.

Законы в области миграции, принимаемые ведущими развиты­ми странами с рыночной экономикой, носят в значительной сте­пени конъюнктурный характер. Фактически они гарантируют при­ток рабочей силы лишь в период экономического подъема, когда крупный капитал испытывает острую нехватку наемных работни­ков. Ухудшение экономической конъюнктуры неизбежно приводит к ужесточению иммиграционного законодательства.

Особой привилегией неизменно пользуются специалисты выс­шей квалификации. «Утечка умов» {«brain drain») охватила прак­тически все развивающиеся страны, включая те, которым подго­товка специалистов обходится особенно дорого и которые чрезвы­чайно в них нуждаются, а также многие страны с переходной экономикой. Так, более 18% работающих в сфере информацион­ных технологий США — иностранцы. Индийские специалисты, не уступающие местным работникам по уровню профессиональной квалификации, но получающие по сравнению с ними существенно меньшую зарплату, используются даже для модернизации компью­терной сети президента в Белом доме. Проведенное в конце 90-х гг. обследование научных работников и инженеров с высоким стату­сом, работающих в США, выявило среди них чрезвычайно высо­кую долю иммигрантов. Иностранное происхождение имели 60% авторов наиболее цитируемых трудов по физике и 30% — по другим естественным наукам. Примерно четверть основателей или прези­дентов компаний в области биотехнологии были также уроженца­ми других стран. Для мигрантов с высоким уровнем квалификации упрощены многие процедуры, связанные с переездом и оформле­нием документов, проще решается проблема воссоединения с се­мьей.

Особенностью международной миграции рабочей силы послед­них лет стал возросший поток юристов, врачей, архитекторов, пре­подавателей, а также лиц свободных профессий. Особенно привле­кательны для мигрантов такого рода США, страны ЕС, Австралия. В последнее десятилетие возросла иммиграция высококвалифици­рованных специалистов в такие азиатские страны, как Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Гонконг, Китай, что связано с их быстрым экономическим развитием.

В 90-е гг. основным методом регулирования рабочей силы стал и, видимо, останется в будущем, контроль за количеством мигран­тов, прибывших в страну по контракту. Главными целями разра­ботки и реализации мер, связанных с использованием иностранной рабочей силы, являются необходимость защиты национального рынка труда от неконтролируемого притока рабочих-мигрантов и обеспечение рационального использования иностранных рабочих. Руководствуясь этими целями, практически все государства огра­ничивают проникновение на свою территорию иностранной рабо­чей силы, используя для этого сложную систему административ­ных, организационно-правовых и экономических рычагов. Во всех развитых странах имеются государственные органы, на которые возложено решение проблем трудовой миграции. Законодательство четко регламентирует взаимоотношения рабочего-мигранта с мест­ным работодателем и государственными ведомствами. Процедурные различия в отдельных странах связаны с особенностями их институциональной структуры.

Одной из важных форм регулирования импорта рабочей силы выступают международные соглашения, цель которых — упорядо­чить процесс трудовой иммиграции введением соответствующих квот. Существует система норм, опираясь на которую, уполномо­ченные ведомства принимающих стран регулируют импорт рабочей силы. К ним относятся правительственные постановления, прези­дентские указы, министерские декреты, иммиграционные акты, специальные положения по трудовой иммиграции, соответству­ющие статьи трудового законодательства и уголовного кодекса.

Трудоустройство иностранцев за границей основано на кон­трактной системе, которая формулирует основные требования к качеству рабочей силы. Для подавляющего большинства профес­сий необходимы квалификационные документы в виде диплома об образовании. Выдвигаются также требования к профессиональ­ному опыту, устанавливаются возрастные ограничения, учитыва­ется состояние здоровья. Вводится соотношение между иностран­ными и местными работниками на предприятиях принимающей стороны. Оговаривается срок пребывания и работы в принима­ющей стране, по истечении которого мигранты должны ее поки­нуть. Регулирование также осуществляется путем прямого ограни­чения некоторых видов деятельности либо косвенных запретов, когда выделяют приоритетные экономические сектора.

Страны-импортеры в области трудовой миграции для решения вопросов репатриации и дальнейшей адаптации возвращающихся на родину рабочих осуществляют программы их материального стимулирования, облегчения интеграции в экономику страны, сти­мулирования развития стран происхождения и районов массовой миграции.

Международная миграция и ее правовое оформление в перспек­тиве будут продолжаться. Все большая часть рабочей силы, посту­пая на мировой рынок, становится товаром глобального масштаба. Регулирование ее потоков и ее цена все чаще определяются не от-' дельными государствами и ТНК, а общим развитием мирового рынка. Формирование международного рынка труда становится важным фактором (и одновременно составляющей) процесса эко­номической глобализации.

Причины международной миграции рабочей силы в значитель­ной степени связаны с безработицей, т.е. вынужденной незанятос­тью, возникающей вследствие превышения предложения труда над спросом. В развитых странах уровень безработицы составляет в среднем 5—10% (в странах ОЭСР в 2001 г. — 6,5%), в развива­ющихся — до 80%. Основными видами безработицы являются:

• фрикционная — связана с профессиональными, возрастны­ми, региональными перемещениями работников. Это лица наемного труда, которые, покинув предыдущее место рабо­ты, находятся в процессе перехода на новое место. Отличи­тельный признак этого вида безработицы — доброволь­ность и небольшая продолжительность;

• структурная — является результатом изменений в техноло­гии, технике и структуре производства, а также потреби­тельского спроса. Этот вид носит, как правило, долговре­менный характер, требует дополнительных затрат на пере­квалификацию, а иногда и на перемену места жительства;

• циклическая — обусловлена неравномерным характером воспроизводственного процесса в рыночной экономике: она увеличивается в период кризиса и снижается в усло­виях подъема экономики. Особенно возрастает такая безработица при переходе к новым способам производства на основе революционных сдвигов в его организации и техно­логии.

Рынок трудовых ресурсов не вполне сопоставим с рынками дру­гих ресурсов. Труд, в отличие от других товаров, не подвергается хранению, он выступает в качестве фактора производства других товаров и связан со сложным комплексом социальных отношений. Непросто оценить потенциал работника, к тому же его квалифи­кация приобретается не только до прихода на рынок труда, но и на производстве, а производительность труда можно повысить раз­личными методами мотивации. Вдобавок возможности работника во многих случаях зависят от коллективных усилий.

Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, во многих отношениях представляет собой специфический рынок. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные, социаль­но-психологические, не всегда имеющие отношение к зарплате. Ввиду этого он постоянно подвергается воздействию со стороны государства, корпораций, профсоюзов и международных органи­заций — МОТ и др.

Функционально-организационная структура рынка труда в усло­виях развитой рыночной экономики включает в себя следующие элементы: общие принципы государственной политики в области занятости и безработицы, систему подготовки кадров, систему най­ма, контрактную систему, фонды поддержки безработных, систему переподготовки и переквалификации, биржи труда, правовое ре­гулирование занятости.

Усиление международной миграции находит отражение в ряде показателей. В 1970 г. было 39 стран, где эмигранты составляли более 1% занятых, в 1995 г. таких стран было 67, а в 2000 г. — 72. Растет число стран, которые одновременно экспортируют и им­портируют рабочую силу. Международная трудовая миграция, та­ким образом, играет все более заметную роль в функционировании мирового хозяйства.

Формированию международного рынка труда способствовало углубление международного разделения труда. Его развитие — объ­ективный результат возрастания мобильности двух главных фак­торов производства — труда и капитала. Капитал предъявляет рас­тущий спрос не только на рабочую силу страны своего базирова­ния, но и на иностранную, которая при прочих равных условиях может обладать рядом преимуществ (дисциплинированность, от­носительно невысокая стоимость). Такой спрос реально проявил себя тогда, когда возник массированный экспорт частного произ­водственного капитала и началось создание им в других странах предприятий с использованием местной рабочей силы, начали складываться более или менее целостные международные воспро­изводственные комплексы.

Серьезным фактором формирования мирового рынка труда ста­ли возросшая способность и стремление рабочей силы к межреги­ональным и межотраслевым передвижениям. Помимо чисто эко­номических здесь действуют и иные мотивы: поиск более высоко­го социального статуса и возможности самоутверждения; неудовлетворенность общими условиями проживания в своих стра­нах (например, «экологические беженцы»); бегство из зон этни­ческой напряженности и военных конфликтов.

Таким образом, международная трудовая миграция — объектив­ный многогранный процесс, в основе которого лежат как экономи­ческие, так и внеэкономические факторы. Стране-донору (экспор­теру рабочей силы) она приносит некоторые преимущества:

1. Сокращаются безработица и расходы по ее социальному об­служиванию.

2. Граждане, работающие за рубежом, приобретают более вы­сокую квалификацию и переводят часть своего дохода на родину, улучшая платежный баланс страны.

3. Эмигрантами нередко осуществляется личное инвестирова­ние в отечественную экономику (путем покупки средств производ­ства, земли, недвижимости, ценных бумаг и т.д. у себя на роди­не).

4. Часть эмигрантов возвращается домой, привозя с собой ка­питал, достаточный для начала предпринимательской деятельно­сти. В результате в относительно менее развитых странах возника­ют малые и средние фирмы, оживляется предпринимательская деятельность.

5. Государство (страна — экспортер рабочей силы) получает налоги с прибыли фирм-посредников, работающих в данной сфе­ре деятельности.

6. Страны-экспортеры получают валютные поступления от стран — импортеров рабочей силы, идущие на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу, на образование и т.д.

Кроме этих элементов общего эффекта для экономики страны — экспортера рабочей силы есть и прямые платежи в госу­дарственный бюджет, которые вносят в виде налогов эмигранты (если это оговорено в законодательстве или межправительственных соглашениях). Например, в Турции молодые эмигранты вносят в государственный бюджет специальные платежи за отсрочку от во­енной службы. В целом же реальные поступления от международ­ной миграции в национальную экономику страны — экспортера рабочей силы оказывается часто весьма значительными.

К отрицательным последствиям трудовой эмиграции относятся следующие:

1. Рабочая сила, на воспроизводство которой были затрачены национальные ресурсы, создает ВВП не у себя дома, а за рубе­жом.

2. За границу уходит наиболее конкурентоспособная и пред­приимчивая часть населения, ослабляя тем самым национальную экономику. Отток научно-технической интеллигенции (утечка мозгов) отрицательно влияет на научный и образовательный по­тенциал страны.

3. Массовый отъезд молодых людей, преимущественно муж­чин, отрицательным образом отражается на демографической си­туации.

Для стран — импортеров («реципиентов») рабочей силы трудо­вая миграция также имеет как положительные стороны (привле­чение дешевой рабочей силы, снижение собственных расходов на обучение работников и их социальную защиту, обеспечение занятости в отраслях, нуждающихся в рабочей силе низкой квалифи­кации), так и отрицательные (повышение социальной напряжен­ности, частые правонарушения — нередко на почве межнацио­нальных конфликтов, и др.).

В ситуации, когда процессы эмиграции и реэмиграции для страны уже сформировались и стали «нормой» экономического развития, все большая часть рабочей силы «прокачивается» через зарубежные рынки рабочей силы. В целом же в мировой экономи­ке формируются элементы более общего — мирового процесса интернационализации воспроизводства рабочей силы. Он допол­няет процессы либерализации международной торговли товарами, услугами, международного перелива капитала, формирования об­щемировой информационной системы. Характерно при этом, что в рамках современной системы международного разделения труда часто не возникает необходимости прямой (непосредственной) международной миграции рабочей силы. Во многих случаях спе­циалисты, рабочие остаются на своих местах, но оказываются при этом включенными в международный рынок труда. Это относится, например, к программистам, работающим в рамках мировых ин­формационных систем, специалистам и рабочим в рамках систем международного производства (здесь оплата труда и другие аспек­ты формируются уже не по национальным критериям, а по крите­риям мирового рынка).

Дальнейшая трансформация основных миграционных потоков в мире будет в значительной степени происходить под влиянием международного сотрудничества в данной сфере, миграционной политики как отдельных стран, так и их торгово-экономических союзов и интеграционных группировок, а также изменений в стра­тегии ТНК. Все большее воздействие на указанный процесс будет оказывать глобализация мировой экономики. Все эти процессы должна учитывать в своей миграционной политике начала XXI в. и Россия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международное и государственное регулирование иностранных инвестиций в России | Россия и международный рынок труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.