Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место международных организаций в системе современного мирового хозяйства

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ИХ МЕСТО И РОЛЬ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ НАЧАЛА ХХI В.

ГЛАВА 28 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ


Мировое хозяйство, имеющее сложную иерархическую структуру, не может развиваться без определенных регулирующих начал. Масштабы национальных экономик и всего мирового хо­зяйства требуют координации или, по крайней мере, согласования противоречивых интересов его субъектов.


К исходу второго тысячелетия новой эры в мире накоплен не­малый опыт разрешения межгосударственных конфликтов в поли­тической и экономической сферах. В ряде случаев он был получен в результате разрушительного противостояния: только в XX в. че­ловечество прошло через две мировые войны, жесткую идеологи­ческую конфронтацию государств с различным общественным строем, результатом чего стали уничтожение значительной части богатства, созданного трудом многих поколений, и непроизводи­тельное использование ограниченных сырьевых, капитальных и трудовых ресурсов, перекосы в развитии экономики.

Тем не менее в целом удалось найти формы организации эко­номического взаимодействия государств, которые способствуют ускорению экономического роста, увеличению общественного бо­гатства, преодолению доставшегося в наследие от колониального прошлого существенного отставания значительного числа разви­вающихся стран от экономически развитых. Такие формы созданы прежде всего на двусторонней основе.

Однако мировое хозяйство по определению не может обойтись без регулирующих начал на уровне всего хозяйства, которые при­нимают различные организационные формы.

Эти формы многообразны. Имеется целый ряд двусторонних и многосторонних соглашений, регулирующих международные эко­номические отношения. Так, в мае 1992 г. между странами Евро­пейского экономического сообщества и Европейской ассоциаци­ей свободной торговли было подписано и 1 января 1994 г. вошло в силу соглашение о создании Европейского экономического про­странства (ЕЭП), основной целью которого являлось создание более благоприятных условий для движения товаров, услуг, рабо­чей силы и капиталов на экономическом пространстве двух интег­рационных группировок.

Важную роль в регулировании мирового хозяйства играют раз­личные международные конференции и совещания. Некоторых из них проводятся нерегулярно, другие обрели более или менее по­стоянный характер. Кроме того, противоречивая целостность ми­рового хозяйства предполагает также формирование и развитие устойчивых институциональных форм его организации, важней­шей формой которой являются международные организации, в том числе экономические.

В мире насчитывается значительное число таких организаций. Некоторые из них наделены широкими функциями и действуют на уровне всего мирового хозяйства; деятельность других осуще­ствляется в отдельных сферах мирового хозяйства (например, в валютной или внешнеторговой); третьи объединяют страны, при­надлежащие к той или иной группе, например к промышленно развитым или развивающимся. Целый ряд международных эконо­мических организаций создан по отраслевому принципу (в каче­стве примера можно назвать организацию стран — экспортеров нефти ОПЕК).

Имеется также ряд особых международных экономических ор­ганизаций, представляющих собой, по сути дела, интеграционные группировки. К ним относится, например, Европейский Союз, Европейская ассоциация свободной торговли, Меркосур (Mercosur), Евразийское экономическое сообщество и др. Этот тип междуна­родных организаций уже рассматривался в соответствующих главах настоящего учебника.

Хотя большинство международных экономических организаций не участвует непосредственно в производстве товаров или услуг, их роль в регулировании рыночных отношений в последние годы существенно возросла, поскольку переход мировой экономики в новое качество — глобализацию — объективно требует усиления регулирующих начал.

Географически деятельность международных экономических организаций может охватывать как все мировое экономическое пространство, так и его отдельные регионы. В этой связи между­народные экономические организации можно подразделять на универсальные и региональные.

Проблемы мирового хозяйства, перспективы его развития так­же являются предметом исследования целого ряда неформальных организаций, объединяющих ученых-специалистов различных стран. Не являясь, строго говоря, чисто экономическими органи­зациями, они тем не менее оказывают серьезное воздействие на разработку экономической политики.

Развитие международных экономических отношений, которое в конце XX в. приобрело более динамичный характер, самым не­посредственным образом воздействует и на всю систему междуна­родных экономических организаций, являющихся одним из опор­ных элементов мирового хозяйства.

Конечно, в мире, основанном на рыночных (капиталистиче­ских) формах хозяйствования, невозможно обеспечить подлинное равенство всех участников рынка. Это справедливо как для отдель­ных производителей, так и для отдельных стран и государств. Именно это служит одним из аргументов против участия в тех или иных международных экономических организациях. Однако такая позиция фактически резко сужает возможности обеспечения на­циональных экономических интересов, ибо, во-первых, в одиноч­ку сложнее противостоять коллективно вырабатываемому подходу, а во-вторых, страна лишается возможности влиять на принятие решений, от которых может во многом зависеть благополучие ее граждан. Необходимо усвоить простое, проверенное жизнью пра­вило: каждое государство отстаивает свои экономические интере­сы, поэтому принятие решений есть результат компромисса, кото­рый далеко не всегда приносит одинаковую выгоду всем его сто­ронам.

Центральное место в институциональной структуре современ­ного мирового хозяйства занимают органы и организации, входя­щие в систему ООН.

 

 

28.2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ООН

ООН (United Nations — UN/ United Nations Organisation — UNO) как наиболее универсальная международная организация включает в себя целый ряд органов и международных организаций.

Экономические вопросы занимают видное место в деятельности Генеральной Ассамблеи (ГА — GA, General Assembly) ООН, наиболее представительного органа этой наиболее авторитетной междуна­родной организации.

В «Декларации тысячелетия», принятой в сентябре 2000 г., го­сударства — члены ООН определили «Цели в области развития на пороге тысячелетия» (Millennium Development Goals), главной из ко­торых является необходимость сокращения масштабов бедности во всех ее проявлениях. Цели в области развития были разработаны на основе соглашений и резолюций международных конференций, организованных ООН в течение 90-х гг. XX в.

На 58-й сессии Генеральной Ассамблеи (2003) обсуждались важнейшие вопросы мировой экономики, в том числе предложе­ние о начале переговоров по глобальному экономическому сотруд­ничеству, ход реализации «Четвертого десятилетия развития ООН», различные аспекты устойчивого развития и др.

Экономические проблемы регулярно освещаются в докладах Генерального секретаря ООН. В качестве примера можно привес­ти доклад о состоянии и перспективах развития международной финансовой системы, представленный 57-й сессии ГА на основе резолюции 56/181 от 21 декабря 2001 г.

В этом докладе, в частности, отмечается, что в 1997—2001 гг. имел место чистый отток финансовых ресурсов из развивающихся государств, хотя в наименее развитые страны имел место неболь­шой чистый приток. В докладе Генерального секретаря содержит­ся призыв увеличить размеры «официальной помощи развитию». Однако основное внимание уделено реформированию междуна­родной финансовой системы, необходимость которого стала оче­видной уже в конце XX в.

Главным органом ООН, координирующим всю экономическую, социальную и культурную деятельность этой организации, явля­ется Экономический и социальный совет (ЭКОСОС — ECOSOC, Economic and Social Council). В его компетенцию входят также гума­нитарные проблемы.

Совет состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН на трехлетний период. Треть членов переизби­рается каждый год. В Совете установлены следующие нормы пред­ставительства: Азия — 11, Африка — 14, Восточная Европа — 6, Западная Европа — 13, Латинская Америка — 10. Заседания Сове­та проходят поочередно в Нью-Йорке и Женеве.

Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством го­лосов, каждый член Совета имеет один голос, и ни одна страна-член не имеет права вето.

ЭКОСОС состоит из трех сессионных комитетов: Первого (эко­номического); Второго (социального); Третьего (по программам и сотрудничеству). Все члены Совета входят в каждый из этих коми­тетов.

В составе Совета имеется ряд функциональных комиссий и по­стоянных комитетов, а также экспертных органов.

ЭКОСОС подотчетны 5 региональных комиссий ООН: Евро­пейская экономическая комиссия (Женева, Швейцария), Эконо­мическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бан­гкок, Таиланд), Экономическая комиссия для Африки (Аддис-Абе­ба, Эфиопия), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (Сантьяго, Чили), Экономическая и со­циальная комиссия для Западной Азии (Бейрут, Ливан).

Региональные экономические комиссии занимаются изучени­ем экономических и социальных проблем соответствующих реги­онов и выработкой рекомендаций, а также осуществляют функции исследовательского, консультативного и информационно-анали­тического характера.

Так, Европейская экономическая комиссия (ЕЖ, Экономическая комиссия для Европы — Economic Commission for Europe, ЕСЕ), со­зданная ЭКОСОС в 1947 г., ставит своей главной целью укрепле­ние сотрудничества между европейскими государствами-членами. ЕЭК ведет экономические исследования аналитического характе­ра по общим проблемам, состоянию окружающей среды и жилищ­ных условий, статистике, устойчивому энергоснабжению, торгов­ле, промышленности и развитию предпринимательства, по про­блемам лесного комплекса и транспорта.

В 1964 г. году Генеральная Ассамблея ООН учредила Конферен­цию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD). Штаб-квартира ЮН­КТАД находится в Женеве. Число членов организации превышает 190. Эта организация была призвана рассматривать весь комплекс вопросов, связанных с международной торговлей и развитием, включая принципы обмена и торговли сырьевыми и промышлен­ными товарами, финансирование проектов развития, вопросы внешней задолженности, передачи технологии развивающимся странам. Значительное внимание ЮНКТАД уделяла положению наименее развитых стран.

ЮНКТАД взаимодействует как с правительствами стран-чле­нов, так и с различными органами ООН, неправительственными организациями, представителями частного капитала, научно-ис­следовательскими институтами и университетами в различных странах мира. Хотя ее решения не носят обязательного характера, они играют большую роль в формировании мирового обществен­ного мнения, которое вынуждены учитывать и государственные органы. В целом деятельность ЮНКТАД способствует развитию международной торговли путем налаживания равноправного со­трудничества между государствами.

ЮНКТАД стала одним из важных международных экономиче­ских форумов, рекомендации и решения которого оказали суще­ственное воздействие на мировую торговлю. Однако возникнове­ние ВТО потребовало уточнения сферы и направлений деятельно­сти ЮНКТАД. На IX сессии этой организации, проходившей в 1996 г., было решено, что ЮНКТАД следует сохранить как орган Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам торговли и развития. Ее задачей останется освещение происходящих в мировой эконо­мике изменений в их связи с торговлей, инвестициями, техноло­гией, услугами и развитием. При этом она будет сотрудничать и координировать свою деятельность с ВТО и другими многосторон­ними учреждениями.

На X сессии ЮНКТАД в 2000 г. (Бангкок, Таиланд) была под­тверждена роль этой организации в процессе интегрирования эко­номики развивающихся стран во всемирное хозяйство и в мировую торговую систему на здоровых и равноправных началах.

ЮНКТАД публикует целый ряд исследований, получивших ми­ровое признание, в частности Handbook of Trade and Development Statistics, World Investment Report.

В 166 странах мира осуществляет деятельность Программа развития ООН (ПРООН, United Nations Development Programme, UNDP). ПРООН учреждена в 1965 г. Штаб-квартира организации — в Нью-Йорке.

Основная задача этой организации определена как содействие странам в приобщении к знаниям и мировому опыту развития с целью улучшения социально-экономического положения.

В настоящее время ПРООН координирует усилия, направлен­ные на реализацию ориентиров развития, которые были опреде­лены ООН на третье тысячелетие, в частности снижение вдвое уровня бедности к 2015 г.

ПРООН составляет и ежегодно публикует Доклад о развитии че­ловека {Human Development Report), который стал заметным явлени­ем среди публикаций международных организаций. Одним из глав­ных показателей докладов о развитии человека служит «индекс раз­вития человека» (Human Development Index), в котором обобщаются данные о трех основных показателях: а) продолжительность жизни здорового человека; б) уровень образования и в) уровень жизни.

Несмотря на определенную условность методики его расчета, он позволяет сопоставлять и до некоторой степени сравнивать уровни развития стран не только с точки зрения валового внутрен­него продукта, но и по более широкому кругу социально-эконо­мических показателей.

Экономический и социальный совет осуществляет согласование деятельности 18 специализированных учреждений ООН (табл. 28.1)

Таблица 28.1

Специализированные учреждения ООН

Название на русском языке Название на английском языке Год создания или учрежде­ния Местопо­ложение
Международная организа­ция труда, МОТ International Labour Organization, 110   Женева
Продовольственная и сель­скохозяйственная организа­ция Объединенных Наций, ФА0 Food and Agriculture Organization of the United Nations, FAO   Рим
Организация Объединенных Наций по вопросам образо­вания, науки и культуры, ЮНЕСКО United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, UNESCO   Париж
Всемирная организация здравоохранения, ВОЗ World Health Organization, WHO   Женева
Группа Всемирного банка World Bank Group    
Международный банк ре­конструкции и развития, МБРР International Bank for Reconstruction and Development, IBRD   Вашингтон
Международная ассоциация развития, MAP International Development Association, IDA   Вашингтон
Международная финан­совая корпорация, МФК International Finance Corporation, IFC   Вашингтон
Многостороннее агентство по инвестиционным гаран­тиям, МИГА Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA   Вашингтон
Международный центр по урегулированию инвестици­онных споров, МЦУИС International Center for Settlement of Investment Disputes, ICSID   Вашингтон
Международный валютный фонд, МВФ International Monetary Fund, IMF   Вашингтон
Международная организа­ция гражданской авиации, ИКАО International Civil Aviation Organization, ICAO   Монреаль
Всемирный почтовый союз, ВПС Universal Postal Union, UPU   Берн
Международный союз элек­тросвязи, МСЭ International Telecommunication Union, ITU   Женева
Всемирная метеорологичес­кая организация, ВМО World Meteorological Organization, WMO   Женева
Международная морская организация, ИМО International Maritime Organization, IMO   Лондон
Всемирная организация интеллектуальной собствен­ности, ВОИС World Intellectual Property Organization, WIPO   Женева
Международный фонд сель­скохозяйственного разви­тия, МФСР International Fund for Agricultural Development, IFAD   Рим
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, ЮНИДО United Nations Industrial Development Organization, UNIDO   Вена

 

Рассмотрим деятельность некоторых специализированных уч­реждений ООН, играющих заметную роль в международных эко­номических отношениях.

Как видно из таблицы, некоторые международные организации появились значительно раньше, чем ООН, и лишь много позже получили статус специализированных учреждений. К их числу от­носится, в частности, Международная организация труда (МОТ), ставшая первым специализированным учреждением, связанным с ООН, в 1946 г.

МОТ осуществляет разработку международной политики и про­грамм в области трудовых отношений, принимает международные трудовые стандарты, способствует их принятию странами-члена­ми, оказывает содействие в организации профессиональной под­готовки и обучения.

МОТ имеет уникальный характер: в подготовке решений на равных условиях участвуют представители правительств, трудя­щихся и предпринимателей. Главный орган МОТ — Международ­ная конференция труда, где каждая страна представлена четырьмя делегатами (два от правительства и по одному от трудящихся и предпринимателей), созывается не реже одного раза в год (обычно в июне в Женеве). Каждый делегат голосует индивидуально. По­этому делегаты от трудящихся и предпринимателей могут голосо­вать против позиции, занимаемой делегатами от правительства, а также друг против друга.

Одним из самых крупных специализированных учреждений ООН является Продовольственная и сельскохозяйственная органи­зация ООН (ФАО), призванная решать задачи повышения уровня обеспеченности продовольствием, совершенствования условий жизни сельского населения, увеличения производительности тру­да в сельском хозяйстве. Число членов ФАО на середину 2003 г. — 183 государства (почти все страны — члены ООН). Коллективным членом ФАО является также ЕС.

ФАО осуществляет мониторинг мирового сельского, лесного и рыбного хозяйства. В последние годы организация уделяет повы­шенное внимание проблемам обеспечения долговременного ус­тойчивого развития сельского хозяйства, увеличения производства продовольствия и обеспечения продовольственной безопасности с учетом требований сохранения окружающей среды.

ФАО ежегодно публикует статистические ежегодники, в том числе о состоянии сельскохозяйственного производства и торгов­ли сельскохозяйственной продукцией. Наиболее известным явля­ется ежегодный Доклад о состоянии продовольствия и сельского хозяйства (The State of Food and Agriculture, SOFA). Большой объем сведений о состоянии сельского хозяйства в различных странах содержится в базе данных на сайте организации.

Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) статус специализированного учреждения ООН получила в 1985 г. Число членов организации на середину 2003 г. — 171.

Как явствует из названия, ЮНИДО призвана оказывать содей­ствие развивающимся странам и странам с переходной экономи­кой в реализации программ индустриализации и укрепления их промышленного потенциала. В последнее время организация так­же ставит своей целью способствовать укреплению позиций вы­шеуказанных стран в условиях усиления конкуренции в глобаль­ной экономике.

Основные усилия ЮНИДО направлены на мобилизацию зна­ний, навыков, информации и технологии для создания новых ра­бочих мест, конкурентоспособной экономики и экологически бе­зопасного и устойчивого экологического развития. Все это должно способствовать сокращению масштабов бедности в мире.

Деятельность ЮНИДО осуществляется в виде: а) интегриро­ванных (комплексных) программ; б) отдельных проектов. Интег­рированные программы представляют собой различные сочетания из имеющихся 8 модулей. Отдельные проекты охватывают 1 или 2 модуля.

Основным источником средств на осуществление проектов по линии ЮНИДО является Программа развития ООН. Однако оп­ределенная часть средств поступает в виде взносов стран-членов и спонсорской помощи.

В сфере атомной энергетики широкую известность приобрела деятельность Международного агентства по атомной энергии (МА­ГАТЭ, International Atomic Energy Agency), основанного в 1957 г. как автономного учреждения под эгидой ООН. Штаб-квартира МА­ГАТЭ в Вене. Агентство превратилось в центральный межправи­тельственный орган научного и технического сотрудничества в области использования ядерной энергии. В последние годы значе­ние МАГАТЭ возросло в связи с увеличением числа ядерных про­грамм в различных странах мира.

В мировой финансово-банковской сфере видное место занима­ют специализированные учреждения ООН — МВФ и организации, входящие в Группу Всемирного банка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы экономического сотрудничества стран - членов СНГ | Международный валютный Фонд
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.