Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные ресурсы (ИР)




Поэтому поиск и включение в мировое производство новых ресурсов, котрые позволили бы избежать экологических катастроф, и, в то же время, обеспечили бы поступательное развитие общества при ограниченных ресурсах, имеющихся в его распоряжении, - одна из стратегических задач человечества на современном этапе.

Ресурсные свойства информации.

Свойства информации.

Информация обладает следующими важнейшими свойствами, которые можно условно разделить на собственные, потребительские и ресурсные.

Собственные свойства информации:

· неаддитивность: прибавления информации к уже имеющейся (например, как при сложении двух скоростей движения) не увеличивает ее суммарное количество на величину прибавленной;

· некоммутативность (неперестановочность): суммарное количество полученной информации зависит от последовательности ролучения информационных сообщений (А+В ¹ В+А), где А, В – разные информационные сообщения;

· неассоциативность: суммарное количество полученной информации зависит от конкретных сочетаний поступивших информационных сообщений

((А+В)+ С ¹ А + (В+ С));

· независимость содержания информации от формы и способа ее записи (фиксации) и представления;

· устаревание во времени.

Потребительские свойства информации:

· неэквивалентность количества и качества (ценности, полезности) информации: ценность полученной человеком информации определяется не количеством снимаемой ею неопределенности, а потребностью этого человека в данной информации, подготовленностью последнего к ее восприятию и использованию;

· неисчезаемость информации при ее использовании (потреблении);

· независимость ценности (полезности) информации для потребителя от количества затрат на ее получение.

В современном обществе информация становится одним из основных ресурсов общества, играющим решающую роль в его развитии. Такое доминирующее положение информации по отношению к традиционным видам ресурсов: материальным, людским и энергетическим – обусловлено свойствами информации, как ресурса и сложившимися в настоящее время условиями, в которых происходит развитие общества. Эти условия определяются тем, что человечество практически исчерпало экстенсивные пути своего развития. Применение традиционных технологий, способов производства, а также образ жизни современного человека приводят с неизбежностью к достаточно быстрому истощению ресурсов Земли и такому ухудшению экологической обстановки и здоровья человека при котором становится под угрозу само существование человека как вида.

И такой ресурс найден – это информация, которая как ресурс обладает следующими свойствами:

· информация является экологически чистым ресурсом, информационное загрязнение в мире в настоящее время достаточно далеко от опасного уровня;

· информация представляет из себя неисчерпаемый ресурс, т.к. в процессе использования она не убывает, а наоборот, ее потенциал возрастает. Кроме того, информация с помощью современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций легко тиражируется и распространяется;

· информация обладает ресурсосберегающими свойствами, применение информации позволяет сократить потребление других видов ресурсов и создать ресурсосберегающие и экологически чистые технологии и производства, к которым относятся, например, наукоёмкие «высокие» технологии.

Так как информация используется в сфере материального производства, и в то же время сама является продуктом человеческого труда, зададимся вопросом: а является ли информация товаром? Информация – категория нематериальная, и продается не она сама, а право на ее использование. Информация изначально не предназначается для обмена путем купли-продажи, т.е. не обладает этим определяющим признаком товара. Поэтому на информацию, как и на другие духовные ценности, нельзя безоговорочно распространять законы товарного производства, ибо это породило бы трудно преодолимые противоречия с действительностью. При этом информацию не следует смешивать с информационной продукцией – книгами, переодическими изданиями, описаниями изобретений, научно-техническими отчетами, электронными базами данных и пр., которые имеют явно выраженную товарную природу и в силу этого подчиняются законам товарного производства.

Широкоупотребительными являются случаи применения сочетания термина «информация» с различными прилагательными:

Научно-техническая информация, юридическая информация, патентная информация и т.п. – сведения или данные, полученные в процессе какого-либо вида деятельности, отражающие результаты этого вида деятельности и предназначенные для информационного обеспечения заинтересованных пользователей.

Документальная информация – сведения, закрепленные на каком-либо материальном носителе, с определенными реквизитами, позволяющими их идентифицировать.

Коммерческая информация – данные, сведения и содержащие их документы, являющиеся объектом продажи их собственником.

Библиографическая информация – библиографические данные, описания и их перечни.

2.3. Информационные процессы и получение новых знаний.

Информационные процессы – это процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Знания – совокупность сведений (данных или программ), отражающих уровень познания человека – специалиста (эксперта) в конкретной предметной области, и предназначенных для хранения в базах знаний. Новые начинает обработку данной информации, производит постановку определенных экспериментов, проводит анализ полученных результатов, делает выводы и рекомендации, т.е. можно говорить уже о качественно новом уровне знаний по данному вопросу.

Знания отражают множество возможных ситуаций, связанных с состоянием и конкретной реализацией объектов определенного типа, способы перехода от одного описания объекта к другому. Для знаний характерны: внутренняя интерпретируемость, структурированность, связанность и активность.

Условно можно записать:

«Знания = факты + убеждения + правила»

Несмотря на широкое использование понятия «информационные ресурсы», в настоящее время отсутствует его общепринятое определение. Ресурсами, как известно, называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития. В рамках программно-целевого подхода информация рассматривается как один из видов ресурсов при реализации целевых программ наряду с трудовыми, энергетическими, финансовыми, ресурсами средств производства, сырьевыми и другими видами ресурсов.

Но включение информации в состав ресурсов не снимает неопределенности термина «информационный ресурс», поскольку нет однозначного подхода к тому, какую информацию считать ресурсом, а какую не считать. Для выделения информационных ресурсов различные авторы используют различные, несовместимые друг с другом критерии, например: классы информации, виды документов, виды носителей информации (способы фиксации), возможность обработки на различных технических средствах и пр.

Исходным моментом включения знания в сферу обращения по различным социальным каналам является его фиксация на тех или иных видах носителей – документирование, ибо только в этом случае оно может быть передано между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве. С момента фиксации знания на том или ином носителе оно становится информацией, и только эта информация может рассматриваться как информационный ресурс.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» дает следующее определение этому понятию:

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Очевидна ограниченность такого подхода к термину «информационные ресурсы», ибо в этом случае невозможно полноценно определить информационные ресурсы таких отраслей как криминалистика, геология, медицина, биология и целого ряда других видов деятельности человека. Для пояснения данного утверждения, приведем выдержку из учебника по криминалистики, характеризующую носители информации:

«- Следы: материальные следы, отпечатки, документы, предметы и их элементы, материалы, вещества, следы в виде изменений свойств и отношений объектов, следы процесса, отдельного действия, поведенческого акта, определенного вида деятельности;

- Различные виды криминалистических коллекций, например: пулегильзотеки, натуральные коллекции образцов различного вида изделий (бумаги, замков, холодного и огнестрельного оружия, чернил, паст, материалов и др. изделий), образцов резки металлов, инструментов, образцов волокнистых материалов, горюче-смазочных материалов и взрывчатых веществ, порохов, клеящих веществ, пломб и т.д.

- Сведующие люди, их специальные знания.»

Таким образом, каждый новый тип носителя информации порождает свой класс информационных ресурсов, характеризуемый своим множеством свойств, связанных с фиксацией, воспроизводством, доступом и процессами обработки зафиксированной на носителе информации, а также реализацией процессов передачи информации во времени.

В зависимости от носителей информации, информационные ресурсы предлагается разделить на пять основных классов [2].

· персонал (память людей), обладающий знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники;

· документы всех видов и их собрания, на любых видах носителей (в том числе все виды машиночитаемых носителей, используемых в вычислительной технике и средствах связи);

· объекты живой и не живой природы и их коллекции, к ним относятся: промышленные образцы, рецептуры и технологии, конструкционные материалы, программные продукты, технические системы (объекты), стандартные образцы (в метрологии), т.е. любые объекты, созданные в процессе производства и являющиеся овеществленным результатом научной и производственной деятельности людей; а также семенной материал, линии животных, микроорганизмы, биологические материалы и т.д.;

· научный инструментарий (в том числе: автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы знаний, измерительные и испытательные комплексы и т.д.);

· организационные единицы – научные, производственные, управленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач.

В общем случае, под информационными ресурсами понимается совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей, зафиксированная на различных материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении.

Особо следует обратить внимание на положение о том, что информационным ресурсом является вся накопленная информация, в том числе:

· информация недостоверная («дефектологическая»);

· информация, представленная сомнительными фактами, ложными положениями и неэффективными подходами;

· устаревшая информация;

· несопоставимые данные, накопленные по нестандартным методикам;

· данные, характеризующие задачи по определению пределов современного «уровня незнания»

Примером реализации задачи по определению пределов современного уровня незнания, является изданная в Англии «энциклопедия неведения». Она имеет подзаголовок: «Всё, что Вы хотите знать о непознанном» - и является своего рода собранием вопросов, ответы на которые еще неизвестны человечеству. В отличие от привычных энциклопедий, предлагающих общепринятые, устоящиеся определения и неукоснительные факты, это издание рассказывает о том, что сомнительно, задерживает взгляд на двусмысленном.

Подход, включающий в информационные ресурсы, устаревшую и недостоверную информацию, информацию «не вписывающуюся в современные представления об объекте изучения», создает предпосылки для выявления противоречивых данных, исключает случаи пропуска «неудобной информации». Некачественная информация должна локализовываться, обособляться и на её основе необходимо строить системные фильтры для контроля информационных ресурсов любого уровня.

Однако, необходимо помнить, что выделенная некачественная информация должна непрерывно переоцениваться, уточняться, и одновременно должны подвергаться переоценке решения, принятые ранее на основании такой информации. Практика информационной деятельности показывает, что возможны ситуации, когда в процессе анализа и переоценки информации, происходит изменение статуса информации: информация, считавшаяся недостоверной становится достоверной, но возможны противоположные решения, которые выявляют дефекты в информации, считавшейся качественной.

Сбор всей информации и требование сохранности «дефектной» информации лежит в основе деятельности наиболее эффективных информационных систем и является важным методологическим принципом их построения.

Одна и та же информация, относящаяся к той или иной проблеме, может быть зафиксирована на различных носителях и правильное восприятие информации становится невозможным, если отсутствует доступ ко всем информационным фрагментам, представленным на различных носителях.

Поэтому, целостность информационных ресурсов обеспечивается только в том случае, если потребитель (пользователь) имеет доступ ко всем классам носителей, на которых зафиксирована информация, необходимая для решения стоящих перед ним задач.

Учитывая отличие в понятии термина «информационные ресурсы», от используемого в законодательных документах, необходимо сделать следующие пояснения:

1. Сужение понятия информационных ресурсов до класса документов исключает из рассмотрения значительные объемы информации, зафиксированные на иных классах носителей, что существенно снижает информационное обеспечение при решении конкретных проблем;

2. Разрыв информационных связей между выделенными классами информационных ресурсов порождает разрывы в информационных процессах и технологиях, что в свою очередь ведет к потере целостности информации и резкому снижению ее качества;

3. Создаются предпосылки к безвозвратной утрате важнейшей информации, которая не может быть содержательно осмыслена только на основе документальных информационных ресурсов.

Термин «информационные ресурсы» начал широко использоваться в начале 80-тых годов 20-го века в результате осознания растущей зависимости промышленно развитых стран, отдельных организаций и фирм от источников информации (технической, политической, военной и т.д.), а также от уровня развития и использования средств передачи и переработки информации. С ним связаны термины: стратегические национальные нформационные ресурсы (в том числе государственные и негосударственные), информационные ресурсы территориально- административных образований, информационные ресурсы отдельных организаций, фирм и т.д.

В современном обществе ИР относятся к материальным и наиболее важным (стратегическим) ресурсам. Как и другие виды ресурсов, ИР являются объектами импорта-экспорта, а также конкуренции, политической и экономической экспансии. Так как ИР вовлечены в сферу экономики, то они прежде всего определяютполитическую и военную мощь их владельца. В подтверждение этого тезиса можно привести, ставший классическим, пример с Японией: страна, проигравшая во 2-ой мировой войне, имеющая на тот момент времени разрушенную экономику, практически лишенная природных ресурсов, обладающая весьма скромными территориальными и людскими ресурсами, в настоящий момент времени имеет экономику - одну из ведущих в мире и в то же время динамичную; она является крупнейшим в мире производителем и экспортером не только изделий микроэлектроники, но и такой технически сложной продукции, как автомобили и супертанкеры. Вот что значит сделать информацию- стратегическим ресурсом Так как информационные ресурсы вовлечены в сферу материального производства, они, естественно, представляют собой коммерческую ценность и имеют свой рынок спроса и предложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.