Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Частичная или полная недоступность информации




Частичная или полная недоступность информации обусловлена многими причинами, важнейшие из которых следующие:

¨ Неосведомленность о наличии информации в конкретных проблемных областях;

¨ Недоступность справочных изданий и баз данных требуемой проблемной ориентации;

¨ Финансовые ограничения по поиску нужной информации;

¨ Предоставление информации на носителях, которые не могут быть использованы данным пользователем;

¨ Временными ограничениями на принятие решений (за время, имеющееся в распоряжении лица, принимающего решения, информация не может быть им получена и обработана);

¨ Недостаток профессиональной подготовки, необходимой для использования предоставленной информации;

¨ Режимные ограничения на доступ к конкретным информационным ресурсам;

¨ Информационное прикрытие.

Большинство из проблем, вызванных вышеобозначенными причинами, имеют однозначное решение и не требуют особых обсуждений. Однако, выделим из их числа две последние, которые требуют специального рассмотрения.

Неизвестно по каким причинам внедряется в сознание массового пользователя следующий тезис: " секретность - это черта свойственная только СССР (и России), где она приобрела гипертрофированные формы, в то время как весь "цивилизованный мир" открыт для свободного обмена информацией". Вот классический пример "информационного прикрытия" для операции максимального раскрытия российских информационных ресурсов. Не требует особой дискуссии наличие засекреченных государственных информационных ресурсов, содержащих информацию об обороноспособности государства и функционировании так называемых "силовых" ведомств. Но вопросы степени открытости информации в сфере экономики, новой техники и технологий требуют рассмотрения с позиций конкурентной борьбы.

Вообще, вопросы доступности информации в условиях рынка требуют очень вниматель- ного изучения. Тот, кто глубже вскроет эти механизмы, получит значительные преимущества в конкурентной борьбе. При этом следует отметить, что конкурентная борьба в обычном понимании этого слова (как борьба только между отдельными фирмами внутри страны) - это давно прошедшее, устаревшее понятие. На первое место давно вышла конкурентная борьба государств и групп государств за преимущества для своих товаропроизводителей. А информационные ресурсы, необходимые для достижения этих целей, защищают в рамках программ национальной безопасности и усилиями всей правовой системы конкретного государства.

Небезинтересно мнение, высказанное в книге "Промышленный шпионаж", в которой автор утверждает, что промышленный шпионаж останется и в том случае, когда будут уничтожены вооружения и прекратятся войны, исчезнут военные и государственные секреты. В этих условиях промышленный шпионаж будет сосредоточен на добывании коммерческих секретов для обеспечения конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.

Информационное прикрытие - это целая группа методов сокрытия информации, которую нельзя уберечь от распространения, либо от которой необходимо отвлечь внимание (например, "забить" просочившуюся информацию о какой либо перспективной научно-технической разработке побочными, второстепенными, неперспективными направлениями исследований и действий). Одним из наиболее "жестких" методов информационного прикрытия является дезинформация. Более "мягкими" методами являются приемы, которые не искажают информацию, а делают ее менее явной. Эффективным приемом прикрытия является публикация результатов исследований на языках, мало доступных большинству исследователей (японский, китайский). Данное обстоятельство, учитывая, что японские ученые в основном публикуют результаты своих исследований на родном языке, создает для них известные конкурентные преимущества. Часто в качестве информационного прикрытия используется сброс в информационные потоки информации по устаревшим разработкам, по изделиям, снимаемым с производства и т.п.

Хорошей иллюстрацией этого процесса являются библиографические описания, включаемые в NTIS (США). В соответствии с принятыми правилами рассекречивания в данный информационный поток поступают ранее секретные публикации с задержкой от 5 до 15 и более лет. Но, что является более важным, из них исключается информация, позволяющая определять действильное направление исследований, проекты с которыми она была связана, результативность разработок, полученных в результате исследований, и особенно, отрицательные эффекты и последствия используемой информации. Подобные публикации некоторыми исследователями воспринимаются как "новейшие достижения", что ведет к повторному проведению бесперспективных разработок.

Важнейшим средством защиты информации являются системы режимных ограничений, накладываемых на доступ к информации. Режимные ограничения -это комплекс мероприятий, обеспечивающих систему эффективных мер по регламентированному распространению информации. Любая система ограничения доступа к информации строится таким образом, чтобы обеспечить достижение следующих задач:

¨ Предотвратить несанкционированный доступ пользователей к информации, которую владелец информации стремиться защитить;

¨ Предотвратить внесение в информацию несанкционированных изменений;

¨ Обеспечить для каждого санкционированного пользователя такой режим работы, при котором он получит всю информацию, необходимую ему для выполнения решаемых им задач.

Информационные системы в настоящее время построены таким образом, что любая информация (открытая и закрытая), включенная в базы данных, находится под контролем системы ограничения доступа. Реальный уровень ограничений на доступ к информации в конкретных системах различается значительно: от полной открытости для каждого санкционированного пользователя, до многоуровневой регламентации по тематике, типам документов, операциям обработки информации, объему и полноте информационных массивов, финансовых возможностей пользователей, правовых норм.

Необходимо отметить, что информация, полученная в результате несанкционированного доступа, редко становится общедоступной. Как правило, пользователь, получивший информацию таким способом, стремится использовать ее скрытно, накладывая на нее еще более жесткие ограничения с тем, чтобы обеспечить себе дополнительные конкурентные преимущества.

При работе с информацией ограниченного распространения пользователь должен выполнять условия ее сохранности, заданные организацией-владельцем, предоставившей ему информацию. Нарушение условий использования, влечет жесткие санкции и исключение из числа привилегированного обслуживания (если по закону не предусмотрены иные, более строгие санкции).

Организация ограничений на доступ к информации может быть осуществлена при условии, если:

¨ Может быть выделена информация, на которую распространяются те или иные ограничения;

¨ Можно выделить группы лиц, доступ которых к информации, обладающей теми или иными ограничениями на распространение, должен быть ограничен, либо вообще исключен;

¨ Разработаны условия и процедуры, при которых информация, обладающая заданной совокупностью свойств, может быть предоставлена лицам, имеющим заданный набор прав на использование этой информации;

¨ Созданы условия для реализации функционирования системы ограничения доступа к информации и системы эффективного воздействия за нарушение принятых ограничений на доступ к информации.

При этом необходимо иметь в виду, что кроме официальной системы норм на доступ к информации, регламентированной официальными правовыми документами, всегда существуют ограничения на доступ, определяемые "негласными" корпоративными соглашениями, преодоление которых значительно сложнее, чем получение информации в рамках официальных систем распространения информации.

При использовании зарубежной информации всегда надо помнить, что любая уважающая себя страна имеет свою систему режимных ограничений и, соответственно, свои правила (нормы) предоставления информации для "своих" и "чужих" пользователей. Никто не предоставит "чужому" пользователю полное описание правил и методов, позволяющих полную реализацию этих методов. В лучшем случае, можно получить "пользовательские инструкции", определяющие действия пользователя при обращении за информацией и условия, на которых он может получить эту информацию. При подготовке отчетных информационных материалов во многих зарубежных странах, исполнитель проводит разметку текста таким образом, чтобы были выделены части текста с различной категорией секретности (совершенно секретно; секретно; конфиденциально; конфиденциально с допустимым изменением при обращении; неквалифицированно). Пример разметки текста с различными грифами секретности приведен в табл. 5.1.

Использование такой разметки информационных материалов позволяет осуществлять их публикацию в различных вариантах, только за счет включения фрагментов, помеченных грифом не выше того, под которым публикуется материал. Одновременно, можно делать любую "мозаичную публикацию", рассчитанную на пользователя с заданным уровнем доступа по каждой тематике. Эту особенность публикаций зарубежных материалов не всегда учитывается.

 

 

Таблица 5.1.

Условия разметки текста в зависимости от категории секретности фрагментов

 

 
 
Наименование отчета: ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ à СС Раздел Х. ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ -> C   ХХ. ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ à ДСП   ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ à Н/С ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ.   ….   …. ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ à ДСП ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХ.   ХХI ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ à C ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ.

 

 


Формальным признаком того, что из материалов исключена часть текста, являются:

- Несоответствие нумерации глав, разделов, параграфов;

- Пропуск отдельных абзацев;

- Отсутствие в тексте упомянутых формул, приложений, рисунков, таблиц.

Важным этапом создания системы ограничений на распространение информации является процесс биюлиографического описания документа. На этом этапе в описание документа включаются дополнительные данные, которые создают условия для строго регламенти- рованного раскрытия его содержания. Что позволяет сделать информацию доступной только лицам, обладающим требуемым правом доступа к информации в зависимости от тематической направленности и грифа секретности. Для этого:

- Терминологические средства описания документов содержат термины нескольких групп: открытые, закрытые (грифы СС, С, К, Н/С);

- Вводятся дополнительные названия документов;

- Вносятся изменения в наименования коллективных авторов (как правило, действительные организации-исполнители заменяются наименованиями организаций более высокого уровня, что затрудняет выявление действительных исполнителей);

- Выделяются в закрытые поля элементов данных сведения о контрактах, проектах, заданиях, заказчиках (что исключает выявление связей между комплексами работ, проводимых в рамках исследований);

- Указываются каналы распространения документов и каналы, по которым осуществляется оповещение о наличии информационных материалов (информационные системы и издания);

- Определяются условия распространения в стране и вне ее;

- Часто проводится изъятие перечней использованной литературы, которые выделяются в самостоятельный документ со своими условиями распространения.

Учитывая вышеизложенное, государственная политика России в области доступа к своим информационным ресурсам должна быть четко выверенной, обеспечивающей информационную безопасность. Более подробно режимные ограничения на доступ к конкретным информационным ресурсам будут изложены ниже в разделе "Законодательство России в сфере информатизации".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.