Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таким образом в Среднем Поднепровье прослеживается постоянное присутствие славянского населения с XVв. до н.э. по II в. н.э




Во II — IV вв. н.э. славяне входили в состав черняховской культуры, территорию которой ученые отождествляют с Готским государством Германариха.

Нашествие гуннов - в конце 1У в. прервало торговлю предков славян. Гунны не смогли покорить праславян, в этом им помешали Змеевые валы (земляные). Мы знаем о союзе славян с гуннами, на это указывают такие факты: когда готы (германские племена) казнили славянского вождя Божа (Буса), то гунны отомстили готам за смерть славянского вождя. Вместе с гуннами, которые двигались на запад шли отряды из славян. На это указывает и описание византийскими послами дворца гуннского правителя. Дворец этот был украшен великолепной деревянной резьбой и разбирался в мгновение и возился вслед за вождем. Выплачивая дань, в качестве союзников применяли участие в боевых действиях, но гунны не вмешивались в управление славян.

В V в. славяне составляли большинство населения Гуннской державы Аттилы. В отличие от воинственных гуннов и германцев,. поэтому они не упоминаются в письменных источниках, но в археологической культуре того времени четко прослеживаются славянские черты. После распада государства Aттилы славяне выходят на историческую арену.

Византийские и германские средневековые авторы называли славян «склавинами» (южная ветвь славян) и «антами» (восточная славянская ветвь). Славян, живших по южному бережью Балтийского моря, иногда называли «венедами» или «венетами».

Археологи обнаружили памятники материальной культуры VI — начала VII в. склавинов и антов на территории от Карпатских, на западе до Днепра и Дона на востоке идо озера Ильмень на севере. Племенные союзы восточных славян — северяне, древляне, кривичи, вятичи, радимичи, поляне, дреговичи, полочане и др. фактически являлись государствами, в которых существовала обособившаяся от общества, но контролировавшаяся им княжеская власть местах нынешнего своего проживания заселили восточно-славянские племена.

 

II. Занятия. Славянские племена занимались земледелием, охотой, рыболовством, бортничеством (сбор меда). Основным их занятием было земледелие, сначала это было земледелие подсечное, затем пашенное в II -VI вв. оно уже господствовало у славян, обитавших в степи. В лесных районах по-прежнему существовала подсечная система земледелия. Археологические находки говорят о том, что славяне использовали такие сельскохозяйственные орудия как мотыги, серпы, наральники, косы. Древний славянский календарь свидетельствует о том, что он был создан в земледельческом обществе. У славян времена года делились по циклам земледельческих работ.

Первые прасловяне были очень трудолюбивы, занимались земледелием и скотоводством, выращивали полпу (пшеницу), просо, овес, выращивали свиней. В славянском языке упоминаются различные металлы, а это говорит о том, что металл был известен славянам с глубокой древности.

Жили славяне в неукрепленных поселках, состоявших из квадратных полуземлянок, крытых двухскатной крышей, с очагом в углу. Эта форма жилища сохранилась на многие века. Способ ведения сельского хозяйства заставлял их постоянно переходить на новые места. Нужный уровень развития земледельческой техники требовал больших физических затрат, поэтому основной хозяйственной единицей была родовая община, земля обрабатывалась совместно общими орудиями труда.

В VII -VIII вв. пашенное земледелие полностью вытеснило подсечное. Совершенствование обработки железа привело к тому, что стали совершенствоваться орудия труда, появляется плуг. Следствием этого становится то, что хозяйственной единицей стала семья, родовая община распалась, на смену ей пришла сельская соседская (территориальная) община. В этой общине сохранилась общая собственность на землю, водоемы, лесные и сенокосные угодья, но они теперь делились на наделы, которые обрабатывались орудиями труда каждой семьи, и урожай был собственностью семьи. Совершенство орудий труда привели к тому, что появился не только необходимый, но и прибавочный продукт. Уничтожение родового равенства, замена родовой собственности семейной приводит к неравномерному накоплению прибавочного продукта, что приводит к имущественному неравенству внутри общины. Появление излишков способствовало развитию торговли. Славяне торговали не только с соседними племенами, но и с Грецией, Римом, с другими странами Востока и Запада. Зерно, мед, пушнина и многое другое менялось не метал, стекло, оружие, предметы роскоши. Торговля проходила на торжищах, которые устраивались у слияния рек. Наиболее активной была торговля в период Черняховской культуры в П- 1У вв. н.э. до гуннского нашествия, которое нарушило и изменило мировые торговые пути.

 

III. Общественное устройство.

В VII -VIII вв. у славян возникает строй получивший название военная демократия - это переходной период от родового к феодальному строю. Высшим органом по-прежнему остается вече (народное собрание, в котором принимают участие все мужчины с 16 лет). Вече еще обеспечивало политическое и экономическое равенство всех членов племени. Как для всех государств периода военной демократии восточные славяне в этот период ведут многочисленные войны, совершают походы на Балканы, Византию. В этих условиях возрастает роль военноначальника, вождя, князя.

Первоначально князя выбирали на вече, в условиях постоянных войн его власть становится постоянной, наследственной, когда войны были редкими, в них принимало участие все мужское население. В условиях постоянных войн это было не выгодно. Высокий прибавочный продукт позволял содержать людей, основным занятием которых было военное дело.

Вокруг князя собираются люди отличающиеся храбростью, независимостью - дружина. Они были преданы только князю. Средством содержания князей и дружины вначале была военная добыча и добровольные приношения соплеменников. Таким образом, в период военной демократии создается военно-дружинная знать, которая оттесняет на второй план родоплеменную знать.

В Х веке родоплеменная знать вливается в дружинную. Постепенно вся полнота власти в племени сосредотачиваться в руках этой знати. Уже в VIII -1Х вв. создается система эксплуатации свободного земледельческого населения. Эта знать, которая существует уже за счет обложения данью, налогом, объявляет себя собственниками племенных земель. Полученный доход распределялся между членами военно-дружинной знати.

Таким образом, можно утверждать, что в VIII - вв. у Восточных славян наступает переход к феодальным отношениям.

Мы знаем, что в основе феодальных отношений лежит собственность на землю, которая позволяла ее владельцам извлекать у крестьян ренту (рента – доход не требующий у ее получателя затрат собственного труда). Она являлась платой собственнику земли за пользование его собственностью. Таким образом, князь и дружина стали собственниками, а остальные зависящим от них населением. Дань, налог назывался полюдьем, т.к. основная масса населения называлась «людьми». Налог собирался путем объезда зависимых земель. В последствии племена для решения стоящих перед ними проблем стали объединяться.

Племенные союзы возникли очень рано у древних славян, но регулярный характер приобретают с VI века. Происходит объединение многих племен вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название и новый союз. Нестор в «Повести временных лет», перечисляя места расположения славян, говорит именно об этих союзах (поляне – в среднем течении Днепра, славены - вокруг озера Ильмень и т.д.) Всего он упоминает 12 таких союзов. В VI и VII веках арабы упоминают о крупном объединения дулебов, волынян, а в VIII веке упоминают уже 3 крупных племенных объединения славян: Куяба, Славения и Артания, которые отождествляются с Киевом, славянским объединением на севере в районе Новгорода и современной Рязанью. Позднее нам известны два славянских центра: Новгород и Киев.

 

IV. Религия древних славян тесно связана с их занятием земледелием, скотоводством, ремеслом, т.е. с природой. Общепринято называть дохристианскую Русь языческой. На самом деле за тысячи лет до христианства на Руси была стройная, высокоморальная монотеистическая религия. Сейчас эту религию называют ведизмом. По религии наших предков весь мир сотворил Всевышний - Творец. Они верили в Троицу- Триглава: первый лик Бог- отец (Сварог); второй- сын божий(Перун); третий- дух бога (Святовид). Религия славян складывалась на протяжении тысячелетий. Её формировала среда, окружающий славян мир. За тысячелетие славяне познали Вселенские законы. Они четко знали, что с природой надо жить мирно, по-братски, не обижая её. Они понимали единство мира и то, что он управляется едиными для всей Вселенной законами, созданными единым Творцом - Вседержателем. Наши предки понимали, что это не личность, а нечто пронизывающее все и вся, содержится во всем, проявляет себя во всем. Они чувствовали себя частицей этого «всего» и строили свою жизнь исходя их этого тезиса.

Славянское язычество развивалось по разным направлениям. Одни племена верили в силы космоса и природы, другие – в Род и Роженицу, третьи – в души умерших предков, в духов. Наиболее древние боги славян Род и Роженица. Род – это вселенная, отец всех богов, отождествлялся с зерном, роженица – женское начало, дающее жизнь всему живому.

Древние славяне поклонялись берегиням. Берегинь было большое множество. Они окружали людей повсюду: дома, в лесу, в поле. Позднее берегини получили имена – Дед (Дид), Баба. Дед – прародитель рода, баба – Баба- яга заботливая берегиня. Яга- Яшка- яша у славян так называли предка- это древнее положительное божество- хранительница рода и очага, традиций, детей. После принятия христианства превращается в злое существо. Берегини – Жар-птица, птица Феникс, Конек-горбунок и другие.

Существует целый пантеон славянских языческих богов. Сварог - бог неба. Отец всех богов. Он научил людей обрабатывать металлы. С ним связаны небесные стихии: Стрибог- бог вера и другие. Перун- сын Сварога. Управляет громом и молниями, бог битв и борьбы, приводит мир в движении, вращает кольцо Сварога. Святовит - святой луч – бог Солнца, имеет полную власть над Землей. Дожбог – бог плодородия, Хорс – бог Солнца. Хорсу посвящаются два крупных праздника - день летнего и зимнего солнцестояния. 25 января зимний праздник, поворот на весну, исполняются колядки.. Велес – бог скота и богатства, бог богатства. Купало - бог лета, цветов и плодов. Его чествуют в ночь на 24 июня отмечая цветами и песнями главный праздник славян.

Языческие обряды проводились не только в домах, но и в специальных отведенных для этого местах – «требищах», чаще всего на околице, на холмах. Большое значение в язычестве славян имела аграрная магия. Историками найдено много сосудов-календарей, позволяющих точно рассчитать все фазы развития злаков, все действия необходимые для получения хорошего урожая. В таких календарях отразился тысячелетний опыт обработки земли. Служения или моления у славян осуществляют волхвы, которые знали и помнили все обряды и заговоры, умели пользоваться календарем, знали целебные травы. В дохристианской Руси волхвы занимали очень высокое общественное положение, без согласования с ними не решался ни один вопрос. Организация общеплеменных многодневных праздников требовало руководства со стороны опытных жрецов- волхвов.

 

Литература

  1. Алексеев В.П. Палеоантропология земного шара и формирования человеческих рас. М., 1978.
  2. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. Л., 1979.
  3. Герасимов М.М. Люди каменного века. М., 1964.
  4. Кларк Дж. Г.Д. Доисторическая Европа. Перевод с анг. М., 1953.
  5. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г. М., 2004.
  6. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М., 1979.
  7. Першиц А.И. Мангайт А.Л. Алексеев В.П. История первобытного общества. М.,1982.
  8. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1987.
  9. Сахаров А.Н. История России. М., 1998.
  10. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.
  11. Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен Л., 1982.

 

Вопросы для самопроверки:

  1. Охарактеризуйте жизнь, быт и верование славянских племен до образования Киевской Руси.
  2. Перечислите основные группы населения Древней Руси.
  3. Объясните понятие «археологическая культура»
  4. Докажите, что славяне относились к индоевропейцам.
  5. Разъясните какую роль играли в жизни славян соседние кочевые племена.
  6. Охарактеризуйте общественное устройство славян в догосударственный период.
  7. На чем базировались верования древних славян?
  8. Как занятия древних славян связано с расселением по Восточной Европе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.